СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий по Крылову

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий по Крылову»

Сценарий библиотечного мероприятия,

посвященного 250 летию со дня рождения И.А. Крылова



Библиотекарь: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз вспомнить,

почитать, услышать, увидеть то как вы понимаете, помните

замечательные басни русского баснописца И.А. Крылова


Звонок. Ученики с портфелями идут с уроков


1-й ученик:
Слушай, я всю неделю болела, скажи, что нам на завтра задали?



2-й ученик:
По математике мы уравнение изучали. Нужно знать правило на странице 45 и решить 2 задачи. Кажется, под номером 134 и 135.


1-й ученик:
По русскому нужно термины учить в разделе лингвистика, а по литературе подготовиться к инсценировке басни.


2-й ученик:
Басня – скучно. «Слон и моська», «Квартет», «Стрекоза и муравей» - мы в началке это всё читали. А о чем? Да ни о чем! 


1-й ученик:
Ты зря это… Знаешь, по большому счету, каждая басня это о нас. Вот ты сказала «Стрекоза и Муравей». Ну, допустим… А ты вот только представь себе, идут два ученика девятиклассника, или одиннадцатиклассника. Вообщем, идут они на экзамен. Да, хоть по русскому языку. Ну, один другому и говорит: Слушай, дай мне тестовую часть списать. Ну, а тот ему: а что ты, голубчик, девять лет в школе делал? А тот, - в футбол да волейбол играл. Ну, и как ты думаешь, что ответит ему первый?


2-й ученик: Пойди-ка, попляши.


1-й ученик: Вот именно, поэтому помни – каждая басня – это урок нам самим. Это всё о нас.


2-й ученик: Тогда на урок?


1-й ученик: А то, знаешь, как там интересно будет.




Ведущий 1:
И.А. Крылов родился в Москве в1769 году. Детство его и отрочество прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.


Ведущий 2: Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему с трудом. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Кроме того, он прекрасно играл на скрипке, хо рошо рисовал.



Ведущий 1:Когда умерла мать, в 1788 г., Иван Андреевич оставил службу и предался литературе, в которой давно уже пробовал свои силы, написавши еще 15 лет от роду оперу "Кофейница", а потом две трагедии: "Клеопатра" и "Филомела". В 1789 г. Крылов основал журнал "Почта духов", в котором в первый раз и с большим успехом выступил на поприще сатиры. И именно басня сделала его известным.





Ведущий2: На истинное призвание свое - баснописца - Крылов напал только в 1808 г., написавши, в подражание Лафонтену, басни "Дуб и Трость" и "Разборчивая невеста", и по совету тогдашнего знаменитого поэта-баснописца И.И. Дмитриева посвятил себя этому роду поэзии, в котором стяжал себе бессмертную славу знаменитого нашего народного писателя. Первое издание его басен, (их было 23), появилось в 1809 г. Затем издания следовали быстро одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее, вышедшее при его жизни в 1843 г., содержит их уже 197.



Ведущий 1: Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому кругу читателей. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»





Ведущий 2:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.





Ведущий: Инсценировка басни Стрекоза и муравей. :6б класс




Ученик 1:
Попрыгунья Стрекоза 
Лето красное пропела, 
Оглянуться не успела, 
Как зима катит в глаза. 


Ученик 2:
Помертвело чисто поле, 
Нет уж дней тех светлых боле, 
Как под каждым ей листком 
Был готов и стол и дом. 


Ученик 1:
Все прошло: с зимой холодной 
Нужда, голод настает, 
Стрекоза уж не поет, 

И кому же в ум пойдет 
На желудок петь голодный! 




Ученик 2:
Злой тоской удручена, 
К Муравью ползет она: 


Стрекоза:
Не оставь меня, кум милый! 
Дай ты мне собраться с силой 
И до вешних только дней 
Прокорми и обогрей! 


Муравей:
Кумушка, мне странно это: 
Да работала ль ты в лето? 
Говорит ей Муравей. 


Стрекоза:
До того ль, голубчик, было? 
В мягких муравах у нас - 
Песни, резвость всякий час, 
Так, что голову вскружило. 


Муравей:
А, так ты...

 
Стрекоза:
Я без души лето целое все пела. 


Муравей
Ты все пела? Это дело: 
Так поди же, попляши! 



Ведущий: Инсценировка басни «Волк и лисица» 6б класс



Волк и лисица


Ученик 1: Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим.


Ученик 2: Мы этой басней поясним,
Затем что истина сноснее вполоткрыта.


Ученик1: Лиса, курятинки накушавшись досыта
И добрый ворошок припрятавши в запас,
Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.
Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится.


Волк: Что, кумушка, беды!
Ни косточкой не мог нигде я поживиться;
Меня так голод и морит;
Собаки злы, пастух не спит,
Пришло хоть удавиться!


Лиса: Неужли?

Волк: Право, так .

Лиса: Бедняжка куманек?
Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог:
Я куму услужить готова.


Ученик !: А куму не сенца, хотелось бы мяснова —
Да про запас Лиса ни слова.
И серый рыцарь мой,
Обласкан по уши кумой,
Пошел без ужина домой.




Ведущий: Инсценировка басни «Демьянова уха» 7класс



Демьянова уха

Демьян:
"Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай". -


Сосед:
"Соседушка, я сыт по горло".


Демьян:
- "Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -


Сосед:
"Я три тарелки съел".


Демьян:
- "И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, -
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!"


Ученик:
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И - очищает всю.


Демьян:
"Вот друга я люблю! -
- Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!"


Ученик:
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.





Инсценировка басни «Мартышка и очки» 7 класс

Мартышка и очки


Ученик1: Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.



Ученик2: Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
Мартышка: Тьфу пропасть!  – и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на́ волос нет в них».


Ученик1: Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,Что только брызги засверкали.
___
Ученик2: К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.



Ведущий 1.: Много горькой правды говорил баснописец о несправедливых порядках в России, о жестоких помещиках, корыстных чиновниках, чваных вельможах. Мы смеёмся над героями басен – потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки и недостатки: лень, зависть, невежество.

Герои басен Крылова – добродушный увалень Медведь, хитрая, льстивая Лиса, глупый, упрямый Осёл и другие – как будто пришли из народных сказок.





Ведущий: Инсценировка басни «Кукушка и петух» 5Б класс



Кукушка и петух

Кукушка:
«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-


Петух:
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»—


Кукушка:
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—


Петух:
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!»—


Кукушка:
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».


Ученик:
Тут Воробей, случась, примолвил им:


Воробей:
«Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
Все ваша музыка плоха!..»


Ученик:
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.




Ведущий: Инсценировка басни « Ворона и лисица» 5 б класс

Ворона и лисица

Ученик 1:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; 


Лисица:
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.


Ученик 2:
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;


Ворона:
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,


Ученик:
Да позадумалась, а сыр во рту держала.


Лисица:
На ту беду Лиса близехонько бежала;


Ученик 1:
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.


Ученик 2:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:


Лисица:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!"






Ученик 1:
Вещуньина с похвал вскружилась голова,


Ученик 2:
От радости в зобу дыханье сперло, -


Ученик 1:
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:



Ворона: Ка-а-р-р!


Ученик 2:
Сыр выпал 


Ученик1:
–с ним была плутовка такова.



Ведущий: Инсценировка басни «Зерно Жемчужное и петух»



Зерно Жемчужное и Петух

 
Ученик : Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное Зерно
И говорит:

Петух: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».
___
Ученик: Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
 





Инсценировка басни: « Кот и повар» 7 класс



Кот и повар
Ученик1:      Какой-то Повар, грамотей, 
      С поварни побежал своей 
      В кабак (он набожных был правил 
      И в этот день по куме тризну правил*), 



 Ученик 2:     А дома стеречи съестное от мышей 
      Кота оставил. 



 Ученик 1 :    Но что же, возвратись, он видит? На полу 
      Объедки пирога; а Васька-Кот в углу, 



Ученик 2:      Припав за уксусным бочонком, 
      Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. 



Повар:       "Ах ты, обжора! ах, злодей! - 



Ученик 1:      Тут Ваську Повар укоряет: - 



Повар:      Не стыдно ль стен тебе, не только что людей? 



Ученик 2 :     (А Васька все-таки курчонка убирает.) 




Повар:       Как! быв честным Котом до этих пор, 
      Бывало, за пример тебя смиренства кажут, - 
      А ты... ахти какой позор! Теперя все соседи скажут: 
      "Кот Васька плут! Кот Васька вор! 
      И Ваську-де не только что в поварню, 
      Пускать не надо и на двор, 
      Как волка жадного в овчарню: 
      Он порча, он чума, он язва здешних мест!" 



Ученик 1:       (А Васька слушает да ест.) 



Ученик 2:      Тут ритор* мой, дав волю слов теченью, 
      Не находил конца нравоученью. 
      Но что ж? Пока его он пел, 
      Кот Васька все жаркое съел. 



Ученик 1:      А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: 
      Чтоб там речей не тратить по-пустому, 
      Где нужно власть употребить. 

   

Ведущий: Инсценировка басни «Мышь и крыса» 7 класс



Мышь и крыса


Мышь:      "Соседка, слышала ль ты добрую молву? - 



Ученик :       Вбежавши, Крысе Мышь сказала. - 



Мышь:       Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву? 
      Вот отдохнуть и нам пора настала!" - 



Крыса:       "Не радуйся, мой свет, -  
      И не надейся по-пустому! 
      Коль до когтей у них дойдет, 
      То, верно, льву не быть живому; 
      Сильнее кошки зверя нет!" 



Ученик:      Я сколько раз видал, приметьте это сами: 
    Когда боится трус кого, 
      То думает, что на того 
      Весь свет глядит его глазами. 



Ведущий: Инсценировка басни «Зеркало и обезьяна»


Зеркало и обезьяна

Ученик:  Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, 
      Тихохонько Медведя толк ногой: 
 Мартышка     "Смотри-ка, - кум милый мой! 
      Что это там за рожа? 
      Какие у нее ужимки и прыжки! 
      Я удавилась бы с тоски, 
    Когда бы на нее хоть чуть была похожа. 
      А ведь, признайся, есть 
      Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: 
      Я даже их могу по пальцам перечесть". - 


Медведь:
      "Чем кумушек считать трудиться, 
      Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" - 


Ученик:      Ей Мишка отвечал. 
      Но Мишенькин совет лишь попусту пропал. 


Ведущий 1: С 1812 года Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в Петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была ему по душе, ведь его окружали книги — спутники всей его жизни. Тридцать лет жизни было отдано ей.


Ведущий 2: В январе 1823 года Иван Андреевич получил золотую медаль от Российской академии за литературные заслуги. А в 1838 году к юбилею была отлита медаль с профилем Крылова и надписью « 2 февраля 1838 года. И.А. Крылову в воспоминание пятидесятилетия литературных его трудов от любителей русской словесности».



Ведущий 1: Иван Андреевич Крылов умер 9(21) ноября 1844 года. В 1855 году в Летнем саду Санкт-Петербурга, на площадке перед «Чайным домиком», на собранные по подписке частные пожертвования был поставлен памятник Крылову работы скульптора Клодта. Это был первый в России памятник литератору. Пьедестал памятника покрыт барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться, на нем можно увидеть героев басен «Квартет», «Лиса и виноград», «Мартышка и очки» и многих других.




Ученик : Чинов я пышных не искал;

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе,-

В прихожих ползать не ходил,

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе,-

Чин человека, - в нём лишь быть

Я ставил должностью, забавой;

Его достойно сохранить

Считал одной неложной славой.


Заключительное слово учителя





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!