Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тюшинская средняя школа»
Кардымовского района Смоленской области
Внеклассное мероприятие
«Своя игра. Математический калейдоскоп»
Учитель: Гулова Лала Вагифовна
2020 г.
Пояснительная записка с методическими рекомендациями к внеклассному мероприятию
Цели:
- повышение математической культуры учащихся, воспитание интереса к предмету и к истории математики;
- развитие логического мышления, расширение кругозора.
Оборудование и материалы для мероприятия: проектор, экран, ноутбук, презентация для сопровождения мероприятия, микрофон.
Описание мероприятия: данная игра – аналог телевизионной игры: «Своя игра».
В игре участвуют две команды учащихся. Оптимальное число участников в команде 4 или 5 человек. В среднем на игру уходит 60 минут.
При запуске игры макросы не отключать (или включить их). В противном случае цвет ячейки с уже выбранным вопросом не будет изменяться. Демонстрации слайдов осуществляется по щелчку левой кнопкой мыши. Верный ответ появляется при нажатии клавиши «пробел». По окончании игры изменения в презентации не сохранять.
Игра содержит вопросы по шести категориям:
«Числа»;
«Страницы истории»;
«Геометрические фигуры»;
«Единицы измерения»;
«Задачи и уравнения»;
«Всякая всячина».
Каждый вопрос имеет стоимость от 10 до 100 баллов.
Стоимость | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 100 |
Категория |
1. Числа | | | | | | |
2. Страницы истории | | | | | | |
3. Геометрические фигуры | | | | | | |
4. Единицы измерения | | | | | | |
5. Задачи и уравнения | | | | | | |
6. Всякая всячина | | | | | | |
Слайды с вопросами чередуются со слайдами, которые демонстрируют правильный ответ.
Вопросы и ответы
Числа
10 - Как называется тысячная часть числа? (Промилле)
20 - Другое название миллиарда (Биллион)
30 - Какое число делится без остатка на любое ненулевое число? (0)
40 - Какое самое большое число можно написать из 4-х единиц? (1111)
50 - Сумма трех различных однозначных чисел равна их произведению. Найдите эти числа. (1,2,3)
100 - Во сколько раз увеличится двузначное число, если справа к нему приписать такое же число? (В 101 раз)
Страницы истории
10 - Великий русский математик, творец неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский)
20 - «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Чьи это слова? (М.В. Ломоносов)
30 - Функциональную зависимость в математику ввел… (Ренэ Декарт)
40 - Назовите древний геометрический инструмент, который, по утверждению Овидия, был изобретен в Древней Греции (Циркуль)
50 - «Химия – правая рука физики, а математика её глаза». Кто автор этих слов? (М.В. Ломоносов)
100 - «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». Чьи это слова? (А.С. Пушкин)
Геометрические фигуры
10 - Эта геометрическая фигура не имеет размера, но всё в геометрии связано с ней (Точка)
20 - Какая геометрическая фигура получила название от древнегреческого «столик для еды»? (Трапеция)
30 - Чему равна площадь трапеции? (Полусумма оснований, умноженная на высоту)
40 - Сформулируйте свойства диагоналей ромба (Взаимно перпендикулярны, являются биссектрисами углов)
50 - Чему равно отношение площадей подобных треугольников? (Квадрату коэффициента подобия)
100 - Продолжите теорему: точка пересечения медиан треугольника… (Делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины)
Единицы измерения
10 - Какое измерение не является единицей длины: сажень, аршин, фут, фунт? (Фунт)
20 - Сколько километров в 100 000 000 мм? (100 км)
30 - 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см)
40 - Как называется старинная денежная единица, равная 3 копейкам? (Алтын)
50 - Чему равна площадь всей поверхности куба, объем которого равен 1000см3 ? (600 см2)
100 - С конца 16 века он служил единицей веса драгоценных металлов и камней; в настоящее время так называется устройство для автоматического управления потоком пара, жидкости или газа в тепловых, гидравлических и пневматических машинах. Назовите эту старинную русскую меру веса. (Золотник)
Задачи и уравнения
10 - Арбуз стоит 10 рублей и еще пол-арбуза. Сколько стоит арбуз? (20 рублей)
20 - Что больше, произведение всех цифр или их сумма и почему? (Сумма, т.к. произведение равно 0)
30 - Часы показывают шесть часов вечера. Какая часть суток прошла? (3/4 суток прошло)
40 - Разделите число 1888 так, чтобы получилось две тысячи (Провести дробную черту ровно посередине числа. И получится 1000 в числителе и 1000 в знаменателе)
50 - 5 землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы. Сколько землекопов за 100 часов выкопают 100 м канавы? (5 землекопов)
100 - Назовите фамилию древнегреческого математика, внесшего большой вклад в решение уравнений. Эти уравнения носят его имя. Он впервые ввел буквенную символику в алгебру и придумал отрицательные числа. (Диофант)
Всякая всячина
10 - Сколько мастей сочетал конь Сивка-Бурка, Вещая Каурка? (Три)
20 - Телу сообщена вторая космическая скорость, равная 11,2 км/с. По какой орбите будет двигаться тело? (По параболе)
30 - Отношение ординаты точки, лежащей на единичной окружности к радиусу называется…(Синус)
40 - Каким графиком можно изобразить пословицу: «Как аукнулось так и откликнется»? (Прямая y=x)
50 - Что в переводе с древнеарабского означает слово «алгебраист»? 1.Математик 2.Костоправ 3.Доктор 4.Вычислитель (Костоправ)
100 - Сколько плоскостей симметрии имеет куб? (Девять)
К кнопочкам «Кот в мешке» применены звуковые эффекты. По истечении времени, отведенного на вопрос, на экране появляется надпись о том, что осталось 10 секунд и звуковой сигнал.
Правилами игры предусмотрено:
На каждый вопрос отводится 1 минута.
Отвечает команда, поднявшая руку первой.
При правильном ответе отвечающей команде прибавляются баллы, равные стоимости вопроса.
При неправильном ответе – баллы вычитаются, а на вопрос может ответить другая команда.
Следующий вопрос выбирает правильно ответившая команда.
При отсутствии правильного ответа вопрос выбирает та же команда.
При выборе «кота в мешке» обе команды пишут ответы на листок и по истечении времени сдают ответы, которые озвучиваются. За правильный ответ команде прибавляются баллы, равные стоимости вопроса, при неправильном ответе – баллы вычитаются.
По окончании игры подводятся итоги, и определяется победитель.
Рекомендации
Награды можно вручать какие угодно, в зависимости от того какими средствами вы располагаете.
Ведущего игры можно выбрать среди ответственных старшеклассников. Он не должен заранее разглашать известные ему вопросы (изучить, которые ему необходимо).
Также необходимо создать счётную комиссию из двух-трёх человек. Счётная комиссия должна следить за тем, какая команда первой подняла руку, чтобы ответить на вопрос. Ещё в обязанности счетной комиссии должны входить подсчёт баллов, набранных каждой командой и озвучивание промежуточных результатов.
Данное мероприятие можно провести как общешкольное мероприятие для старшеклассников в декаду математики. Удачнее игра проходит, если аудитория зрителей небольшая 20-30 человек.
Заключительный этап: счётная комиссия объявляет итоги игры, награждает победителей.
8