Основные виды и типы межличностного общения
Содержание
Введение
Основные типы межличностного общения
Основные виды межличностного общения
Заключение
1. Общение как социально-психологический феномен – это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления. Язык – система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми.
Использование языка с целью общения людей называют речью.
Общительность – это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.
Межличностные отношения являются одним из главных факторов в коммуникации. На их почве часто возникают различные недоразумения. Например, один человек воспринимает отношения как дружбу, а второй только как знакомство. Такое отличие в восприятии к партнеру часто оборачивается ссорами и недопонимаем. Именно поэтому так важно знать суть межличностных отношений, как готовность обоих партнеров к определенным чувствам и ожиданием друг от друга. Прежде чем определить какие типы межличностных отношений бывают, разберемся, что влияет на их продуктивность. При взаимодействии партнеров наиболее значимой основой для межличностных отношений является эмоциональная реакция на партнера, степень официальности общения, и личная значимость контакта для собеседника.
Условно межличностные отношения можно разделить на несколько типов:
это отношения знакомства, дружбы, товарищества, а также любовные, супружеские, семейные и деструктивные.
В отечественной социальной психологии выделяют
три различных типа межличностного общения:
императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение –это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
К ним относятся военные уставные отношения, отношения "начальник-подчиненный", в сложных и экстремальных условиях.
Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований.
Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
В манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Данное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман, шантаж, демонстрацию доброты, «пускание пыли в глаза»), в зависимости от особенности личности собеседника. Человек, имеющий такие цели, может использовать разные приемы – лесть,
Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми.
В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению.
Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений:
1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идёт об общении по принципу "здесь и сейчас" с учётом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнёры испытывают в данный момент.
2. Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его намерениям.
3. Восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы.
5. Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
Способность к такому общению - величайшее благо для человека так как оно, по мнению известного психотерапевта К. Роджерса, обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.
Можно указать ряд сфер и ситуаций медицинской деятельности,
где достаточно эффективно использование императивного общения
К таким сферам и ситуациям относятся:
экстремальная медицина;
иногда отношения «администрация – врач»;
работа врача при чрезвычайных обстоятельствах.
Сферой «разрешенной манипуляции» является взаимоотношения между врачом и пациентом при неизлечимых заболеваниях, цель которой активизировать направленность личности на здоровье.
Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста, позволяет установить терапевтический яльянс «врач - пациент» в лечебном процессе.
Чем глубже межличностные отношения между людьми, тем чаще становятся контакты между ними. Чтобы понять какие типы межличностных отношений чаще всего встречаются в жизни, прежде всего, стоит запомнить, какие типы людей существуют в природе отношений.
От принадлежности к какому либо социальному типу напрямую будет зависеть тип ваших межличностных отношений.
Рассмотрим классификацию, которую дают психологи. В ней описывается восемь типов:
Альтруистический. Тип людей, которые приносят в жертву себя и свои интересы во благо других людей. Склонен к состраданию и часто навязывает свою помощь.
Дружелюбный. Старается для всех быть «хорошим». Рассчитывает на одобрение своих поступков, часто идет на компромиссы. В общении проявляет теплоту и внимание, и не идет на конфликтные ситуации.
Подчиняемый. Человек такого типа, как правило, склонен к самоунижению и постоянно идет на уступки. Ищет опору в более сильных личностях. Такого человека легко смутить, он редко когда высказывает свое мнение, а обязанности выполняет честно и послушно.
Зависимый. Послушный и беспомощный тип людей. Восхищается окружающими, и зависим от них. Не умеет проявлять сопротивление, не уверен в себе и часто полагается на чужое мнение.
Эгоистичный. К этому типу относятся люди расчетливые и самовлюбленные. Они склонны к соперничеству и не стесняются перекладывать свои трудности и задачи на плечи других людей.
Подозрительный. Тип людей, считающих окружающий мир враждебным по отношению к себе. Такие люди обычно злопамятны, постоянно всем недовольны и на все жалуются. Также они, как правило, разочарованны в людях, и критикуют все явления и объекты окружающего мира.
Агрессивный. Отличительная черта - откровенность и прямолинейность высказываний окружающим. Часто находится в раздраженном состоянии, относится к окружающим с иронией и склонен во всём их обвинять. В общении жесткий, настойчивый и непримиримый.
Авторитарный. Обычно в окружении является лидером и безусловным авторитетом. Имеет деспотичный и властный характер. Всем дает указания и не принимает советы от окружающих. Как правило, люди такого типа успешны в делах и требуют уважения к своей личности.
2. Виды и уровни межличностных отношений
Зная, какой тип личности представляет собой наш собеседник, мы можем выстроить с ним оптимальное общение, которое принесет выгоду и пользу обеим сторонам. Неплохую роль здесь сыграет и наше знание видов межличностных отношений. Всего в отношениях существует три вида отношений:
По направленности. Сюда относится вертикальное и горизонтальное взаимодействие. В первом случае наши отношения будут выстраиваться согласно иерархии, т.е. общение с руководством, или нижестоящими по должности. Второй вид отношений подразумевает взаимодействие коллег или тех людей, которые находятся на одном социальном уровне с нами.
По целям. Здесь межличностные отношения делятся на деловые и личные.
По модальности. Сюда относится эмоциональная окраска межличностных отношений. Они могут быть позитивными, негативными или нейтральными.
Особую роль в общении играют уровни межличностных отношений. Именно разница в понимании этих уровней партнерами часто приводит к ссорам и разногласиям. При встрече с человеком не стоит забывать, на каком уровне проходила ваша предыдущая встреча.
Всего этих уровней 4:
первичное знакомство (когда о каких-либо отношениях пока нет речи);
приятельские отношения (являются перспективой для развития дальнейших отношений)
товарищеские отношения (у партнеров есть общие интересы, а межличностный контакт более тесен, чем у приятелей)
дружеские отношения (устоявшиеся отношения, когда определены общие интересы и цели);
супружеские отношения (близкие доверительные отношения, закрепленные чувствами партнеров).
Определяя для себя тот или иной тип межличностного общения с людьми, помните, что влияющими факторами во взаимоотношениях также являются пол, возраст, темперамент, национальность, профессия и социальное положение. Учитывая все эти нюансы мы сможете выстроить благоприятные взаимоотношения со всем окружающим миром.
Выделяются следующие виды общения:
Непосредственное общение (прямое) – это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.
Опосредованное общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например разговор по телефону, переписка. Опосредованное общение – это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.
Общение может быть межличностным или массовым. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют к нему дальнейший интерес и не скрывают этого.
Формально-ролевое общение, это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник – подчиненный, учитель – ученик, продавец – покупатель), когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. В деловом общении всегда есть цель; оно направлено на достижение какой– либо предметной договоренности, и эта цель должна быть достигнута.
Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение
Светское общение – это общение людей, отвечающее принятым «в свете» нормам. В процессе такого общения люди, как правило, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в тех или иных случаях. Светское общение носит характер закрытости, так как высказываемые людьми точки зрения по обсуждаемым «в свете» вопросам не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.
Оно может быть прямым и опосредованным.
Прямое массовое общение наблюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.
Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
Информационный уровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой активности человека.
Вербальное общение происходит посредством речи. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информацию.
Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доходчивость, правильность произношения звуков, слов.
Речевые звуковые явления – это интонация, эмоциональная выразительность, темп речи (быстрый, средний, замедленный), тембр, ритм (равномерный, прерывистый). Сюда входят и неречевые выражения: паузы, смех, покашливания, а также звуковые назализации – «хм-хм», «э – э – э» и другие.
К невербальной стороне общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций:
Мимика – движение мышц лица;
жестикуляция – жестовые движения отдельных частей тела;
пантомимика – моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка.
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший духовный уровень общения.
Источник:
http://kak-bog.ru/tipy-mezhlichnostnyh-otnosheniy#ixzz3q9pa0gpr