СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место человека в зоологической системе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация дает наглядное представление о том, что происхождение человека тесно связано с миром живой природы.

Просмотр содержимого презентации
«док-ва происхождения человека»

УО «Березовский ГПЛ строителей» Тема: «Доказательства происхождения человека от животных»  Подготовила преподаватель биологии Ильченко И.И.

УО «Березовский ГПЛ строителей»

Тема: «Доказательства происхождения человека от животных»

Подготовила преподаватель биологии

Ильченко И.И.

Цели урока:  А) образовательные – дать представление о месте человека в системе органического мира; расширить знания учащихся об основных доказательствах происхождения человека от животных; установить основные черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян Б) развивающие –  развивать у учащихся основные учебные умения и навыки (сравнение, выделение главного, анализ, умение делать выводы). В) воспитательные – показать учащимся, что человек – часть природы, он в ответе за все происходящее в ней.

Цели урока:

  • А) образовательные – дать представление о месте человека в системе органического мира; расширить знания учащихся об основных доказательствах происхождения человека от животных;
  • установить основные черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян

Б) развивающие – развивать у учащихся основные учебные умения и навыки (сравнение, выделение главного, анализ, умение делать выводы).

В) воспитательные – показать учащимся, что человек – часть природы, он в ответе за все происходящее в ней.

Anthropos -  человек Logos – наука, учение Rudimentum - зачаток Atavus – предок

Anthropos - человек

Logos – наука, учение

Rudimentum - зачаток

Atavus – предок

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Антропология –

наука о происхождении и эволюции человека.

«Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) –  Ч. Дарвин

«Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) –

Ч. Дарвин

Систематическое положение человека  Надцарство Эукариоты Царство Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Подотряд Настоящие обезьяны Надсемейство Человекообразные Семейство Гоминиды Род Человек Вид Человек разумный

Систематическое положение человека

Надцарство Эукариоты

Царство Животные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Подкласс Плацентарные

Отряд Приматы

Подотряд Настоящие обезьяны

Надсемейство Человекообразные

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек разумный

  • Надцарство Эукариоты Царство Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Подотряд Настоящие обезьяны Надсемейство Человекообразные Семейство Гоминиды Род Человек Вид Человек разумный
Эволюционные пути развития приматов 15 14 13 12 1 17 11 2 19 18 16 3 8 4 5 10 9 7 6 1 – плезиадацис; 2 – дриопитек африканский; 3 – рамапитек; 4 – австралопитек  8 – неандерталец; 5 – человек умелый; 6, 7 – человек выпрямленный; африканский; 9 – кроманьонец; 11 – узконосые обезьяны; 10 – современный человек; 12 – широконосые обезьяны; 13 – лемуры; 14 – лори; 15 – долгопяты; 16 – орангутаны; 17 – гиббоны; 18 – гориллы; 19 – шимпанзе.

Эволюционные пути развития приматов

15

14

13

12

1

17

11

2

19

18

16

3

8

4

5

10

9

7

6

1 – плезиадацис;

2 – дриопитек африканский;

3 – рамапитек;

4 – австралопитек

8 – неандерталец;

5 – человек умелый;

6, 7 – человек выпрямленный;

африканский;

9 – кроманьонец;

11 – узконосые обезьяны;

10 – современный человек;

12 – широконосые обезьяны;

13 – лемуры;

14 – лори;

15 – долгопяты;

16 – орангутаны;

17 – гиббоны;

18 – гориллы;

19 – шимпанзе.

Рудименты – органы или их остатки, выполнявшие определенные функции у предков и плохо развитые у человека Ушные раковины Слепая кишка и червеобразный отросток 6-месячного зародыша взрослого человека Глаз человека совы обезьяны человека копытного

Рудименты – органы или их остатки, выполнявшие определенные функции у предков и плохо развитые у человека

Ушные раковины

Слепая кишка и червеобразный отросток

6-месячного зародыша

взрослого человека

Глаз человека

совы

обезьяны

человека

копытного

Атавизмы  – проявление признаков и органов далеких предков у некоторых людей Многососковость  Хвостатый мальчик Волосатый человек

Атавизмы – проявление признаков и органов далеких предков у некоторых людей

Многососковость

Хвостатый мальчик

Волосатый человек

Рудименты – органы или их остатки, выполнявшие определенные функции у предков и плохо развитые у человека. 1, 3, 6.  Атавизмы  – проявление признаков и органов далеких предков у некоторых людей. 2, 4, 5.  Аппендикс. 2. Хвостатость. 3. Зубы мудрости. 4. Многососковость. 5. Шейная фистула (жаберные щели). 6. Копчик.

Рудименты – органы или их остатки, выполнявшие определенные функции у предков и плохо развитые у человека. 1, 3, 6.

Атавизмы – проявление признаков и органов далеких предков у некоторых людей. 2, 4, 5.

Аппендикс. 2. Хвостатость. 3. Зубы мудрости. 4. Многососковость. 5. Шейная фистула (жаберные щели). 6. Копчик.

1. Эмбриологические доказательства родства животных и человека. Зародыши каких животных находятся внутри окружности?

1. Эмбриологические доказательства родства животных и человека.

Зародыши каких животных находятся внутри окружности?

Биогенетический закон    Онтогенез - есть краткое повторение филогенеза   (Т.Мюллер и Э.Геккель)

Биогенетический закон

  • Онтогенез - есть краткое повторение филогенеза

(Т.Мюллер и Э.Геккель)

Сходство человека и человекообразных обезьян . Признак Проявление сходства Внешнее строение Крупные размеры, длинные конечности, широкие плечи, сходная форма ушной раковины, выступающий нос, шерсть без подшерстка, мимика, ногти. Скелет Одинаковые отделы, кости, 12-13 пар ребер. Кровь 4 группы крови, Биохимические процессы Сходство белковых молекул, взаимозаменяемость гормонов, общие болезни и паразиты. Хромосомы Сходное число, размер и форма хромосом (46 – 48)

Сходство человека и человекообразных обезьян .

Признак

Проявление сходства

Внешнее строение

Крупные размеры, длинные конечности, широкие плечи, сходная форма ушной раковины, выступающий нос, шерсть без подшерстка, мимика, ногти.

Скелет

Одинаковые отделы, кости, 12-13 пар ребер.

Кровь

4 группы крови,

Биохимические

процессы

Сходство белковых молекул, взаимозаменяемость гормонов, общие болезни и паразиты.

Хромосомы

Сходное число, размер и форма хромосом (46 – 48)

Различие человека и человекообразных обезьян Признак (орган) Человек 1. Образ жизни Человекообр. Обезьяны Семьи 2. Положение при ходьбе Стада Вертикальное 3. ВНД 4. Скелет а) череп Рефлексы, инстинкты, память, абстрактное мышление, речь. На 4-ех конечностях Рефлексы, инстинкты, память, элементарное мышление Мозговой отдел больше лицевого б) надбровные дуги Лицевой отдел больше Отсутствуют в) верхняя челюсть г) позвоночник Не выступает вперед Есть д) таз Выступающая S – образный (с изгибами) Без изгибов Широкий е) кисть руки Узкий Большой палец противопоставлен остальным ж) нижние конечности - Значительно крупнее верхних з) стопа - Имеется свод 5.Мозг - 1200 – 1400 г 600 – 650 г

Различие человека и человекообразных обезьян

Признак (орган)

Человек

1. Образ жизни

Человекообр. Обезьяны

Семьи

2. Положение при ходьбе

Стада

Вертикальное

3. ВНД

4. Скелет

а) череп

Рефлексы, инстинкты, память, абстрактное мышление, речь.

На 4-ех конечностях

Рефлексы, инстинкты, память, элементарное мышление

Мозговой отдел больше лицевого

б) надбровные дуги

Лицевой отдел больше

Отсутствуют

в) верхняя челюсть

г) позвоночник

Не выступает вперед

Есть

д) таз

Выступающая

S – образный (с изгибами)

Без изгибов

Широкий

е) кисть руки

Узкий

Большой палец противопоставлен остальным

ж) нижние конечности

-

Значительно крупнее верхних

з) стопа

-

Имеется свод

5.Мозг

-

1200 – 1400 г

600 – 650 г

Вывод : Человек – часть животного мира. Большое сходство человека и человекообразных обезьян указывает на общность происхождения.

Вывод :

Человек – часть животного мира.

Большое сходство человека и человекообразных обезьян указывает на общность происхождения.

Проверьте себя : Кто считал, что человек, как и все живое на Земле, создан Богом: а) Линней б) Дарвин в) Ламарк. 2 . Рудиментом является: а) копчик б) многососковость в) хвостатость. 3. Изменения скелета человека связаны: а) с мутациями б) с ароморфозами в) с приспособлением к прямохождению. 4. Каково одно из последствий прямохождения: а) увеличение скорости передвижения б) усложнение деторождения в) улучшение кровообращения нижних конечностей 5. Что не передается по наследству от родителей к детям: а) инстинкты б) условные рефлексы в) цвет и форма глаз. 1-а; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б.

Проверьте себя :

Кто считал, что человек, как и все живое на Земле, создан Богом:

а) Линней б) Дарвин в) Ламарк.

2 . Рудиментом является:

а) копчик б) многососковость в) хвостатость.

3. Изменения скелета человека связаны:

а) с мутациями б) с ароморфозами

в) с приспособлением к прямохождению.

4. Каково одно из последствий прямохождения:

а) увеличение скорости передвижения

б) усложнение деторождения

в) улучшение кровообращения нижних конечностей

5. Что не передается по наследству от родителей к детям:

а) инстинкты б) условные рефлексы в) цвет и форма глаз.

1-а; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б.

Рефлексия №  Вопросы: 1 Удовлетворены ли вы результатом своей познавательной деятельности на уроке? 2 Проявился ли интерес к предмету на данном уроке? 3 Соответствовал ли уровень изложенного материала степени вашей готовности к уроку? 4 Осознаёте ли вы важность полученных на сегодняшнем уроке знаний? 5 Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между вами и другими учениками вашей группы? 6 Удовлетворены ли вы сегодняшним уроком?

Рефлексия

Вопросы:

1

Удовлетворены ли вы результатом своей познавательной деятельности на уроке?

2

Проявился ли интерес к предмету на данном уроке?

3

Соответствовал ли уровень изложенного материала степени вашей готовности к уроку?

4

Осознаёте ли вы важность полученных на сегодняшнем уроке знаний?

5

Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между вами и другими учениками вашей группы?

6

Удовлетворены ли вы сегодняшним уроком?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 38. Дополнительно: подготовить сообщения по темам:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Параграф 38.

Дополнительно: подготовить сообщения по темам:

  • Древнейшие люди, особенности строения и образ жизни.
  • Древние люди.
  • Современные люди- кроманьонцы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!