СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место оценивания в системе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении учителей английского языка

Просмотр содержимого документа
«Место оценивания в системе обучения»

Место оценивания в системе обучения

Контроль в том или ином виде всегда присутствует в обучении. С ходом истории изменения претерпевали лишь его формы, средства осуществления контроля, приоритеты в выставлении отметок, приёмы, интенсивность проведения контрольных точек и меры воздействия на учащихся. Но всегда не зависимо от времени и подхода к оцениванию, вопрос контроля был актуален не только в педагогической теории, но и на практике.

Можно сказать, что оценивание или контроль деятельности учащихся есть одно из главных составляющих образовательного, педагогического процесса, где оценка играет роль педагогического средства, которое помогает педагогу выполнить разного рода задачи. Любая оценочная деятельность начинается с потребности получить сведения об эффективности взаимодействия педагога и ученика в ходе образовательного процесса. Необходимо отметить, что оценивание должно быть не только некой конечной точкой подтверждающей или не подтверждающей успешность обучения, но и неким параметром роста в течение всего процесса обучения

В большинстве работ, посвящённых системе педагогического образования, в качестве основных функций контроля выделяют контролирующую, диагностическую, обучающую, воспитывающую и мотивирующую функции. В ходе исторического развития педагогической науки и появления представлений о контроле как составляющей управления качеством образования добавились информационная, сравнительная и прогностическая функции. Рассмотрим эти функции подробнее.

Контролирующая функция. Предполагает осуществление систематического контроля и находит своё отражение в оценке учебных достижений.

Диагностическая функция. Наиболее полно реализуется в текущем контроле. Активизация роли диагностической функции является важным условием повышения качества учебного процесса.

Обучающая функция. Обсуждения, возникающие в классе при ответах учащихся на вопросы преподавателей, самоконтроль и самооценка учеников в течение урока выполняют обучающую функцию.

Воспитывающая и мотивирующая функции. Воспитательная функция контроля проявляется в становлении таких позитивных качеств личности, как интерес к знаниям, умение систематически работать, навыки самоконтроля и самооценки. Именно эта функция призвана играть ведущую роль в формировании мотивационной основы учебной деятельности учащихся.

Развивающая функция. Контроль укрепляет память и тренирует мышление, формирует умения и навыки применения знаний на практике, то есть способствует осуществлению развивающей функции обучения.

Информационная функция. Она присуща самой природе контроля вне зависимости от его вида, сферы приложения результатов и средств осуществления.

Сравнительная функция. Проявляется при сопоставлении данных тестирования по школе с нормами районного и регионального уровня для выявления отставания отдельных шкал по ряду показателей качества образования. Также сравнение может проводиться со своими собственными достижениями.

К сожалению не всегда действующая система оценивания успешно реализует все вышеперечисленные функции. Многие учёные, педагоги и психологи (Ш.Амонашвили,Н.Толызина, Л.Выготский и пр. )рассуждают на этот счёт в своих работах, говоря о том, что зачастую не происходит объективного и беспристрастного оценивания, например, в тех случаях, когда оценки ставятся в спешке или зависят от личностных отношений учителя и ученика, посещаемости занятий, поведения учащегося на уроках.

Таким образом, можно сказать, что проблема оценивания по настоящее время является дискуссионной. Предлагаются различные подходы к оцениванию, а также вводятся альтернативные системы оценивания результатов учащихся. Педагогами и учёными активно обсуждаются способы корректировки сложившейся распространённой системы оценивания, но данная проблема остаётся открытой.

Проанализировав некоторые педагогические работы и исследования можно выделить основныеопределяющие принципы оценивания обучающихся, применяя которые можно реализовать на практике все необходимые функции контроля.

1)Принцип направленности на развитие. Система оценивания должна быть направлена в первую очередь на улучшение качества обучения школьников. Выбранная система оценки должна отражать не только результат, но и процесс достижения этого результата. Пользуясь системой оценивания, ученик должен понимать, на что ему нужно обратить внимание и где он уже преуспел.

2)Принцип открытости. Стратегия и критерии оценивания должны быть заранее обговорены с учащимися. Реализация этого принципа поможет избежать конфликтных ситуаций с преподавателем, а у учеников будет возможность задать все необходимые вопросы перед тем, как их будут оценивать. «Также можно добавить в критерии оценивания такие показатели, которые дадут возможность подчеркнуть особенные способности, таланты отдельных учеников». [Глушкова О.В. «Современная система оценивания: что и как менять»Современные способы и технологии оценивания достижений детей и учащихся. Материалы межтерриториальной научно-практической конференции, Пермь 2013 г. Отв. Редактор Л.А.Густокашина]

3)Принцип объективности. Этот принцип неразрывно связан предыдущим т.к. что бы обеспечить уровень объективности процесса оценивания критерии этого оценивания должны быть тщательно продуманы и зафиксированы.

4)Принцип регулярности. Оценивание для учащихся не должно быть угрозой или наказанием. Не должно возникать ситуаций, при которых учитель спонтанно решил оценить ученика только потому, что тот «не слушается» его. Поэтому контрольная точка, момент, к которому учитель и ученик готовились на протяжении какого-то времени, должен быть прописан заранее.

Данные принципы представляются основополагающими в процессе создания и использования любой системы оценивания качества обучения учащихся и помогут реализовать функции, которые выполняет контроль.