СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение что это

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Местоимение что это»

«Повторение и обобщение изученного по теме « Местоимение »   6 класс

«Повторение и обобщение изученного по теме « Местоимение » 6 класс

Эпиграф: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения. Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена! Зачем нам нужно повторить весь материал о местоимении?

Эпиграф:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения.

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

Зачем нам нужно повторить весь материал о местоимении?

Ответим на вопросы:   «Что нового мы узнали о роде и числе местоимений в 6 классе?»

Ответим на вопросы: «Что нового мы узнали о роде и числе местоимений в 6 классе?»

 «Зачем нам нужны местоимения?»

«Зачем нам нужны местоимения?»

«Что я могу рассказать о грамматических признаках местоимений»?

«Что я могу рассказать о грамматических признаках местоимений»?

Дайте краткую характеристику МЕСТОИМЕНИЮ, глядя на схему и опираясь на свои знания

Дайте краткую характеристику МЕСТОИМЕНИЮ, глядя на схему и опираясь на свои знания

ЧАСТИЦА СОЮЗ ПРЕДЛОГ ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ НАРЕЧИЕ МЕСТОИМЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

ЧАСТИЦА

СОЮЗ

ПРЕДЛОГ

ПРИЧАСТИЕ

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

НАРЕЧИЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения изменяются по падежам, но есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Местоимения изменяются по падежам, но есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.

Разряды местоимений по значению Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Возвратное себя Притяжательные мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой .  Указательные этот, тот, такой, таков, столько ,  а также устар.: эдакий (этакий), сей, оный . Определительные весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам ,  а также устар.: всяческий, всяк . Вопросительные кто, что, какой, каков, который, чей, сколько . Относительные кто, что, какой, каков, который, чей, сколько . Неопределённые  некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. Отрицательные никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей .

Разряды местоимений по значению

Личные

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Возвратное

себя

Притяжательные

мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой

Указательные

этот, тот, такой, таков, столько ,  а также устар.: эдакий (этакий), сей, оный .

Определительные

весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам ,  а также устар.: всяческий, всяк .

Вопросительные

кто, что, какой, каков, который, чей, сколько .

Относительные

кто, что, какой, каков, который, чей, сколько .

Неопределённые

некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др.

Отрицательные

никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей .

Найдите в тексте местоимения. Запишите их в тетрадь. Определите у них: разряд, падеж и, если возможно, род и число. Белка. Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, толь­ко о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка нику­да от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бе­жать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.

Найдите в тексте местоимения. Запишите их в тетрадь. Определите у них: разряд, падеж и, если возможно, род и число.

Белка.

Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, толь­ко о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка нику­да от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бе­жать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.

Местоимения, которые были в тексте НИКОГДА НИ О ЧЁМ ОНА НИКТО НИКУДА ЕЁ О СЕБЕ НЕКУДА НИ О КОМ У НЕЁ ОТ НИХ ТАК НИКАКОЙ НЕ К КОМУ НИЧТО

Местоимения, которые были в тексте

НИКОГДА

НИ О ЧЁМ

ОНА

НИКТО

НИКУДА

ЕЁ

О СЕБЕ

НЕКУДА

НИ О КОМ

У НЕЁ

ОТ НИХ

ТАК

НИКАКОЙ

НЕ К КОМУ

НИЧТО

 Давайте вспомним, какую синтаксическую функцию выполняют МЕСТОИМЕНИЯ?

Давайте вспомним, какую синтаксическую функцию выполняют МЕСТОИМЕНИЯ?

Выпишите предложения, определите: синтаксическую функцию местоимений, род, число, падеж и разряд. Под гробовой моей печалью, я кипу грамот схоронил. Конь передо мной скребет копытом. Она сегодня устала. Все смотрели на его довольное лицо. Некто пришел раньше других. Мне себя не жаль. Кто этот молодой человек?

Выпишите предложения, определите: синтаксическую функцию местоимений, род, число, падеж и разряд.

  • Под гробовой моей печалью, я кипу грамот схоронил.
  • Конь передо мной скребет копытом.
  • Она сегодня устала.
  • Все смотрели на его довольное лицо.
  • Некто пришел раньше других.
  • Мне себя не жаль.
  • Кто этот молодой человек?
Что такое МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР? Как сделать морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ?

Что такое МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР?

Как сделать морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ?

План разбора.  I.        Часть речи. Общее значение.      II.         Морфологические признаки. 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (у личных местоимений). 3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть – мужской, женский или средний).        III.       Синтаксическая роль.

План разбора.

I.        Часть речи. Общее значение.

     II.         Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2. Постоянные признаки: а) разряд;

б) лицо (у личных местоимений).

3. Непостоянные признаки: а) падеж;

б) число (если есть);

в) род (если есть – мужской, женский или средний).

       III.       Синтаксическая роль.

Давайте найдем МЕСТОИМЕНИЕ в этом предложении Вчера Саша впервые увидела его . ЕГО

Давайте найдем МЕСТОИМЕНИЕ в этом предложении

Вчера Саша впервые увидела его .

ЕГО

Сделайте морфологический разбор местоимения ЕГО

Сделайте морфологический разбор местоимения

ЕГО

Вчера я впервые увидела его.  I. Его – местоимение.  Увидела ( кого ?) его.  Н.ф. – он.  II. Пост. – личное, 3-го лица;  непост. — в род. пад., ед.ч., муж.р.  III. Увидела ( кого ?) его (дополнение).

Вчера я впервые увидела его.

I. Его – местоимение.

Увидела ( кого ?) его.

Н.ф. – он.

II. Пост. – личное, 3-го лица;

непост. — в род. пад., ед.ч., муж.р.

III. Увидела ( кого ?) его (дополнение).

Прочитай текст. Замени личные местоимения 3 лица на личные местоимения 1 лица. Над местоимениями напиши: разряд, род, число и падеж.  Вася любил ходить в школу. Когда он слушал учительницу или читал книги, то воображал в своем уме весь мир, которого он не знал и который был вдали от него. Всё волновало Васю и влекло к себе. Ему казалось, что все страны и все люди давно ожидают, когда он вырастет и придет к ним. Но он еще нигде не успел побывать. С одной стороны, ему было жалко себя за это. А с другой, его душа рвалась исследовать этот мир. Но он не мог путешествовать с кем попало, ему нужен был кто-нибудь, на кого можно положиться.

Прочитай текст. Замени личные местоимения 3 лица на личные местоимения 1 лица. Над местоимениями напиши: разряд, род, число и падеж.

Вася любил ходить в школу. Когда он слушал учительницу или читал книги, то воображал в своем уме весь мир, которого он не знал и который был вдали от него. Всё волновало Васю и влекло к себе. Ему казалось, что все страны и все люди давно ожидают, когда он вырастет и придет к ним. Но он еще нигде не успел побывать. С одной стороны, ему было жалко себя за это. А с другой, его душа рвалась исследовать этот мир. Но он не мог путешествовать с кем попало, ему нужен был кто-нибудь, на кого можно положиться.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подумай, зачем нам нужны местоимения ? Как бы мы обошлись без них?  Творчески оформи свои рассуждения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подумай, зачем нам нужны местоимения ? Как бы мы обошлись без них? Творчески оформи свои рассуждения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!