СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи»

Русский язык 3 класс.

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема: Понятие о местоимении.

Цели урока:

Образовательные: знакомство с новой частью речи – местоимением, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять.

Развивающие: развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи; развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий; развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.

Воспитательные: воспитание навыка самостоятельности; формирование чувства языка; воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки с местоимениями.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I.Орг.момент.










ΙI. Актуализация знаний.



(Слайд 1







Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок!

Все за парты тихо сели,

На учительницу посмотрели.


– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

3 4

Словарная работа.

- Я знаю, что люди вашего села любят заниматься спортом. Сегодня, когда я шла к вам на урок, мне встретились два спортсмена. Посмотрите, кто это? (Лыжник, хоккеист). (Слайд 1, картинки со спортсменами)

- Какое слово является словарным? (хоккеист)

- Выделите в нем орфограммы (безударная гласная –о- в 1 слоге, -е- во 2 слоге, удвоенная согласная -к-)

- Эти спортсмены рассказали мне о своей мечте, они хотели бы побывать на зимней Олимпиаде в г. Сочи, открытие которой пройдет 7 февраля. Не пропустите!



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


III. Формулирование проблемы.

Слайд2













Слайд3


















Слайд 4







Слайд 5

1 3 3 4 Фронтальная работа.

- Красивое слово «мечта». Мечта есть у каждого человека. Один герой рассказал о своей мечте вот как.

-Посмотрите на экран. Прочитайте текст. Что вас удивило? Какой возникает вопрос?

- Кто это рассказывает? Можете определить? Почему? (Определить нельзя, не указывается имя героя.)

- Каким словом назван герой? (Герой назван словом «я», а это может быть кто угодно).

- О ком или о чём мечтает герой? Можно ли это определить? ( Нет, так как не названа мечта).

Работа у доски.

- Прочитайте текст еще раз и выпишите слова, которые нужно заменить в тексте, чтобы стало понятно, кто его герой и о чём мечтает?

1столбик - слова, которые называют героя, 2 - слова, о чём мечтает.

Проверяем.

- Можно ли заменить эти слова? Давайте заменим в 1 предложении слово о нём.


Я уже давно мечтаю о компьютере.


- Скажите, какой частью речи является слово компьютер?

- Значит, слово о нём занимает место части речи имя существительное.


На доске вывешиваются карточки


МЕСТО ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО


- Какое название получат эти слова, если убрать слово существительное.


- Сформулируйте тему урока.

МЕСТОИМЕНИЕ


- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?


- Сформулируйте цель урока: познакомиться со словами- местоимениями и научиться их применять в своей речи.


– Составим план урока.

1.Что такое местоимение?

2.На какие вопросы отвечает?

3.Определить, для чего они нужны в речи?

Чтобы получить ответ на эти пункты плана, необходимо «надеть шапку для размышлений» ( выполняем упражнения для улучшения мозгового кровообращения) и обратиться к хозяину урока – учебнику.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Открытие новых знаний.


Слайд 6
















































V. Развитие

умений.


2 3 4 5 2

1. Наблюдение. Работа в группе.

Стр.61,упр. 290.

- В группах вы выполняете задание, затем делаете вывод по плану:

–Какие слова вставили вместо точек? Как они называются?

- Вместо каких слов употребляются? Как они называются?

- Для чего они употребляются? ( Чтобы не было повторов)

- На какой вопрос они отвечают? (Кто? Что?) А это вопросы какой части речи?

Сравните свой вывод с выводами авторов учебника стр.62

- Какие местоимения вы запомнили?


Переворачиваю карточки на доске.

Я МЫ ТЫ ВЫ ОН ОНА ОНО ОНИ


Физкультминутка.

- А теперь отдохнём.


Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

2. Ребусы.

- Местоимение - таинственная часть речи. Предлагаю вам ответить на вопросы.

- Какие два местоимения мешают на дорогах движению машин? Когда машины в неё попадают, то ломается колесо. (я-мы)

- Какие три местоимения любят быть чистыми? (вы-мы-ты)

3. Работа с определением (с. 63).

1. Чтение определения про себя.

2. Беседа на выявление понимания.

– Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи?

– В чём особенность этой части речи?

– Какие части речи заменяют местоимения?

– Что значит «не называют, а указывают»? (Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.)

– Назовите ещё раз местоимения.

– Сколько их? (8.). Эти местоимения называются личными, так как указывают на лица, которые участвуют в речи. Об этом вы узнаете на следующем уроке.

4. Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте.

Упр. 291.(работа в паре)

- С каким произведением по жанру мы будем работать? Прочитайте имя автора, что мы можем предположить? (Весёлое) Подтверждает ли ваше предположение иллюстрация? Почему?

- Прочитайте стихотворение ,обозначив слова, которые произносит гусь. (Выразительное чтение слов гуся)

- Какие звуки встречаются в словах гуся очень часто? Почему? Как называется этот приём? (Звукопись)

Из текста нужно выписать парами местоимения и слова, которые они заменяют.

Запись в тетрадях:

Гусь – он, берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


VI. Итог урока.

Слайд 7


4 4

– Какое «открытие» для себя вы сделали на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Мы ответили на все пункты плана?

Оценивание.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Оцените свою работу на уроке:

О – получилось всё отлично

О – получилось всё хорошо

О – только часть заданий выполнена так, как хотелось

О – не получилось так, как хотелось





VII. Домашнее задание.

Упр. 1, с. 70–71, выучить правило на с. 63.