Тема | Местоимение как часть речи |
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с личным местоимением, его значением, употреблением в речи (общее представление); развитию умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении; создать условия для формирования экологических представлений |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Проявляют бережное отношение к природе, овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – овладевают навыками смыслового чтения учебного текста, умеют осуществлять синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Коммуникативные: слушают и понимают речь других, управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий |
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Пусть сегодня не светит солнце, но на улице весна! Распускаются листья, зацветают цветы. Так тепло и радостно! Чистописание.
Начинаем наш урок с записи числа и слов «Классная работа». Сегодня 28 апреля.
Пишем красиво, старательно, ведь одно из правил вежливости – аккуратный почерк. Вырабатывать такой почерк нам помогает минутка чистописания.
Сегодня мы пишем соединения букв Яя,
Пишем по образцу, не забываем про «шалашик» в соединении букв Яя.
2. Постановка цели и задач.
Мы не зря писали именно такое чистописание. Каждый из вас может сказать о себе «я». Но все вместе – это «мы»! И сегодня на уроке мы все вместе откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы её открыть, хорошо потрудиться нужно каждому из вас, а всем вместе работать дружно. Вот сейчас мы дружно вспомним, что такое речь. (Всё, что мы говорим, читаем, пишем).
Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, частица).
А как вы думаете, есть ли ещё другие части речи? (Да, есть).
Давайте поиграем в игру «Замени словечко». Прочитайте стихотворения и подумайте, какими словами можно заменить первые слова.
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Рядом соседка в платьице белом.
Очень красивы эти цветы,
Только сорвать их мешают шипы.
У меня кармашки.
На кармашках этих
Вышиты ОНИ.
Слова «одуванчик, роза, ромашки» - это какие части речи? (Имена существительные). Какими словами они были заменены в стихотворении? (Он, она, они).
Запишите эти слова, но пока не ставьте точку.
Значит, слова ОН, ОНА, ОНИ заняли место имени существительного. Кто из вас знает, как называется эта часть речи? (Местоимение). Тема урока – «Местоимение».
Ребята, а вы можете сразу ответить, какое значение имеет местоимение, когда употребляется? (Нет).
А теперь определите задачу сегодняшнего урока. (Познакомимся с новой частью речи – местоимением, узнаем о её значении и употреблении в речи).
Поможет нам в этом учебник.
3. Работа по теме урока.
Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 102, найдите упражнение 175.
Работа с 1, 2 и 3 заданием учебника.
Прочитайте выделенные слова ещё раз. Какие из них мы уже записали?
(Он, они).
Какие будем записывать?
(Я, ты).
Точку не ставьте.
Местоимение – это … которая … и отвечает на вопросы
Что у вас получилось? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет и отвечает на вопросы кто? что?).
Давайте сравним с правилом в учебнике на стр.101. Что в нашем правиле новое? (Вопросы). А чего нет? (Самих местоимений).
А мы ведь начали их писать. Посмотрите, какие не написали, и допишите.
(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они). Местоимения нужно знать наизусть. Сколько их? (8).
4. Первичная проверка понимания.
Интерактивная игра.
А теперь, пользуясь полученными знаниями, вы сможете отличить местоимения от имён существительных?
Сейчас проверим! К доске летят две бабочки – … и ... Они собирают цветы на свою полянку. Полянка … – «Местоимения», а полянка … – «Имена существительные».
Слова: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, стол, мама, весна, дождь, кошки, кран, окно, птицы, стены, парты, крыша, астры, в, на, докажите, что выполнили задание правильно.
Рассказывают правила о данных частях речи.
А почему эти два цветка будут расти на другой поляне? (Это предлоги).
Работа с учебником.
Уже зацвели цветы не только у нас в игре, но и в природе, они так красивы, хочется сорвать! А стоит ли это делать? Почему?
(Если сорвём, то быстро завянут. Пусть украшают природу).
Вот как пишет об этом поэт Тим Собакин в упр. 173 на стр. 101. Работа по заданиям учебника № 1, 3, 2.
Определите главную мысль стихотворения. (Нас много. И если каждый сорвёт по цветку, то красоты будет меньше).
Какой частью речи являются выделенные слова? (Местоимения). Для чего их использовал автор? (Он указывает на каждого из нас). Спишите первую часть стихотворения до многоточия, подчеркните местоимения.
-
Какое местоимение читается одинаково и слева направо, и справа налево? Оно
-
Мама спросила: «Тарелки чистые?» Дочка ответила ей тремя местоимениями: «Да, тарелки уже .. .. ..». Какими местоимениями ответила дочка?
Вы учились находить в предложениях местоимения, теперь научитесь их вставлять.
Каким членом предложения может быть местоимение?
(Подлежащим).
5. Домашнее задание. с. 103, упр. 177.
6. Закрепление.
А теперь ещё раз вспомните, тайну какой части речи мы открыли?
Игра «Топай-хлопай» поможет подвести итог всему, что узнали о местоимении. Если на мой вопрос ответ ДА – хлопаем, если НЕТ – топаем.
-
Местоимение – это часть речи? (Да).
-
Местоимение называет предметы? (Нет).
-
Местоимение указывает на предметы? (Да).
-
Местоимение употребляется вместо имён существительных? (Да).
-
Местоимение употребляются вместо глаголов? (Нет).
-
Местоимения отвечают на вопросы КТО? ЧТО? (Да).
-
Местоимения отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (Нет).
-
Она – это слово – местоимение? (Да).
-
В предложении «Я посадил цветы» местоимение я? (Да).
-
В предложении местоимение может быть подлежащим? (Да).
Попробуй над цветами наклониться,
Но только чтоб не рвать и не срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
7. Рефлексия.
И если наш сегодняшний урок помог вам не только получить новые знания по теме урока, но и стать чуть добрее, улыбнитесь друг другу. Спасибо вам, ребята, за работу. Урок окончен.
Замени существительные местоимениями:
Катя - _____________
Игорь -____________
Окно -____________
Дети -___________
Впиши местоимения. Укажи известные части речи.
Вечером__________ с мамой читаем интересные сказки.
Что _____________ вырезает из цветной бумаги?
А _______ умеете так вырезать?
Какую трудную задачу ___________ решают?
Куда ________ идёшь?
Завтра ___________ пойду в новую школу.