Добрый день, добрый час!
Думать коллективно!
Решать оперативно!
Отвечать доказательно!
Слушать друг друга внимательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Творческий диктант
Творческий диктант
Эвкалипт, штукатур, гектар, одиннадцать, герой, искусный.
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся - молодец!
Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
Местоимение как часть речи
На повестке дня:
1) Общее значение местоимений
2) Виды местоимений
3) Изменение местоимений
4) Синтаксическая роль местоимений
5)Роль в тексте местоимений
6) Этимология местоимений
1группа
1 . М.Пришвин – известный писатель.
2. В его книгах живут чудесные герои.
1. Он создал замечательные произведения.
3. Петя прочитал «Кладовую солнца» М.Пришвина три раза.
2. Такие герои навсегда остаются в сердце.
3. Столько раз можно с
удовольствием перечитывать
многие книги писателя.
2 группа
Брат приехал. – Он приехал.
К брату приехала сестра. – К нему приехала сестра.
Классны й журнал – наш журнал
Классного журнала – нашего журнала
Учебное расписание - такое расписание
Учебных расписаний – таких расписаний
Нет какого тома? – Четвертого .
3 группа
Он узнал от них , что такая погода установится через несколько дней.
Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.
4 группа
Демон (отрывок)
Я тот , которому внимала Ты в полуночной тишине, Чья мысль душе твоей шептала, Чью грусть ты смутно отгадала, Чей образ видела во сне. Я тот , чей взор надежду губит, Едва надежда расцветёт, Я тот , кого никто не любит, И всё живущее клянёт.
М. Лермонтов
5 группа
Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей! (В.Дворянсков)
Родина! Родина всегда прекрасна. Родина чувствуется и в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!
6 группа
1. В древнерусском языке указательных местоимений было больше, чем в современном русском языке. Сейчас уже не уупотребляются местоимения И,Я,Е; ИЖЕ, ЯЖЕ,ЕЖЕ; СИЯ,СИЕ, но они оставили свой след в некоторых словах и сочетаниях слов: сего+дня, сей+час, сию минуту, не от мира сего, ни то ни сё.
Любопытно, что местоимения ТОТ,ЭТОТ, были образованы от двух местоимений. Слово ТОТ появилось от повтора местоимения ТЪ, а местоимение ЭТОТ образовалось в XVII веке путем присоединения частицы Э к указательному местоимению ТОТ,ТО,ТА.
2.Сегодня ни у одного из нас не возникает желания писать окончания прилагательных отдельно: ДОБР ОМУ КОНЮ. Но именно так бы и написали наши предки. Они различали в этом сочетании три слова: краткое прилагателньое ДОБРУ + ЕМУ местоимение и существительное КОНЮ. Дело в том, что окончания современных прилагательных по происхождению являются местоимениями.
Работа в парах
Местоимение – это самостоятельная часть речи.
- Во-первых, она отвечает на …, указывает …
- Во-вторых, может …
- В третьих, играет …
- Следовательно, местоимение можно назвать самостоятельной частью речи.
- И в речи без местоимений нам не обойтись, так как …
- Я услыхал сегодня первый гром , он (в И.П.) в полдень прогремел из тучки малой.
- Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно (в И.П.) горячим светом по листам затрепетало.
- Светла, как детский взор, река , и ветви ив склонялись к ней . (в Д.П.)
Много слов родили греки.
К (мы) от них в далеком веке
Математика пришла,
С (она) грамматика была.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к (мы) пришел,
Вслед за (он) пришел хоккей,
А до (это) жокей.
(Я. Козловский)
Сержа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять на воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем.
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ
Известный лингвист Александр Александрович Реформатский сказал о местоимении:
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено.
Местоимения выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. Местоимение – удобное звено в устройстве языка… Они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства, но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи»
Урок сегодня был удачный!
Не прошел для вас он зря.
Вы все очень постарались!
А вам понравилось, друзья?
Чтобы упрочить ваши знания
Даю домашнее задание:
- Стр.64 – выучить определение местоимения
- Упражнение 435
за плодотворную работу, ребята!