СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Местоимение как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Местоимение как часть речи"»

Добрый день, добрый час!

Добрый день, добрый час!

Думать коллективно! Решать оперативно! Отвечать доказательно! Слушать друг друга внимательно! И открытия нас ждут обязательно!

Думать коллективно!

Решать оперативно!

Отвечать доказательно!

Слушать друг друга внимательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Творческий диктант

Творческий диктант

Творческий диктант  Эвкалипт, штукатур, гектар, одиннадцать, герой, искусный. Диктанту нашему конец, Кто не ошибся - молодец!

Творческий диктант

Эвкалипт, штукатур, гектар, одиннадцать, герой, искусный.

Диктанту нашему конец,

Кто не ошибся - молодец!

Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

На повестке дня: 1) Общее значение местоимений 2) Виды местоимений 3) Изменение местоимений 4) Синтаксическая роль местоимений 5)Роль в тексте местоимений 6) Этимология местоимений

На повестке дня:

1) Общее значение местоимений

2) Виды местоимений

3) Изменение местоимений

4) Синтаксическая роль местоимений

5)Роль в тексте местоимений

6) Этимология местоимений

1группа 1 . М.Пришвин – известный писатель. 2. В его книгах живут чудесные герои. 1. Он создал замечательные произведения. 3. Петя прочитал «Кладовую солнца» М.Пришвина три раза. 2. Такие герои навсегда остаются в сердце. 3. Столько раз можно с удовольствием перечитывать многие книги писателя.

1группа

1 . М.Пришвин – известный писатель.

2. В его книгах живут чудесные герои.

1. Он создал замечательные произведения.

3. Петя прочитал «Кладовую солнца» М.Пришвина три раза.

2. Такие герои навсегда остаются в сердце.

3. Столько раз можно с

удовольствием перечитывать

многие книги писателя.

2 группа Брат приехал. – Он приехал. К брату приехала сестра. – К нему приехала сестра. Классны й журнал – наш журнал Классного журнала – нашего журнала Учебное расписание - такое расписание Учебных расписаний – таких расписаний Который час? – Пятый . Нет какого тома? – Четвертого .

2 группа

Брат приехал. – Он приехал.

К брату приехала сестра. – К нему приехала сестра.

Классны й журнал – наш журнал

Классного журнала – нашего журнала

Учебное расписание - такое расписание

Учебных расписаний – таких расписаний

  • Который час? – Пятый .

Нет какого тома? – Четвертого .

3 группа Он узнал от них , что такая погода установится через несколько дней. Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.

3 группа

Он узнал от них , что такая погода установится через несколько дней.

Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.

4 группа Демон (отрывок) Я   тот , которому внимала  Ты  в полуночной тишине,  Чья  мысль душе  твоей  шептала,  Чью  грусть  ты  смутно отгадала,  Чей  образ видела во сне.  Я   тот ,  чей  взор надежду губит,  Едва надежда расцветёт,  Я   тот ,  кого   никто  не любит,  И  всё  живущее клянёт.  М. Лермонтов

4 группа

Демон (отрывок)

Я   тот , которому внимала Ты  в полуночной тишине, Чья  мысль душе  твоей  шептала, Чью  грусть  ты  смутно отгадала, Чей  образ видела во сне. Я   тотчей  взор надежду губит, Едва надежда расцветёт, Я   тоткого   никто  не любит, И  всё  живущее клянёт.

М. Лермонтов

5 группа Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей! (В.Дворянсков) Родина! Родина всегда прекрасна. Родина чувствуется и в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!

5 группа

Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей! (В.Дворянсков)

Родина! Родина всегда прекрасна. Родина чувствуется и в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!

6 группа 1. В древнерусском языке указательных местоимений было больше, чем в современном русском языке. Сейчас уже не уупотребляются местоимения И,Я,Е; ИЖЕ, ЯЖЕ,ЕЖЕ; СИЯ,СИЕ, но они оставили свой след в некоторых словах и сочетаниях слов: сего+дня, сей+час, сию минуту, не от мира сего, ни то ни сё. Любопытно, что местоимения ТОТ,ЭТОТ, были образованы от двух местоимений. Слово ТОТ появилось от повтора местоимения ТЪ, а местоимение ЭТОТ образовалось в XVII веке путем присоединения частицы Э к указательному местоимению ТОТ,ТО,ТА. 2.Сегодня ни у одного из нас не возникает желания писать окончания прилагательных отдельно: ДОБР ОМУ КОНЮ. Но именно так бы и написали наши предки. Они различали в этом сочетании три слова: краткое прилагателньое ДОБРУ + ЕМУ местоимение и существительное КОНЮ. Дело в том, что окончания современных прилагательных по происхождению являются местоимениями.

6 группа

1. В древнерусском языке указательных местоимений было больше, чем в современном русском языке. Сейчас уже не уупотребляются местоимения И,Я,Е; ИЖЕ, ЯЖЕ,ЕЖЕ; СИЯ,СИЕ, но они оставили свой след в некоторых словах и сочетаниях слов: сего+дня, сей+час, сию минуту, не от мира сего, ни то ни сё.

Любопытно, что местоимения ТОТ,ЭТОТ, были образованы от двух местоимений. Слово ТОТ появилось от повтора местоимения ТЪ, а местоимение ЭТОТ образовалось в XVII веке путем присоединения частицы Э к указательному местоимению ТОТ,ТО,ТА.

2.Сегодня ни у одного из нас не возникает желания писать окончания прилагательных отдельно: ДОБР ОМУ КОНЮ. Но именно так бы и написали наши предки. Они различали в этом сочетании три слова: краткое прилагателньое ДОБРУ + ЕМУ местоимение и существительное КОНЮ. Дело в том, что окончания современных прилагательных по происхождению являются местоимениями.

Работа в парах Местоимение – это самостоятельная часть речи. Во-первых, она отвечает на …, указывает … Во-вторых, может … В третьих, играет … Следовательно, местоимение можно назвать самостоятельной частью речи.  И в речи без местоимений нам не обойтись, так как …

Работа в парах

Местоимение – это самостоятельная часть речи.

  • Во-первых, она отвечает на …, указывает …
  • Во-вторых, может …
  • В третьих, играет …
  • Следовательно, местоимение можно назвать самостоятельной частью речи.
  • И в речи без местоимений нам не обойтись, так как …
Я услыхал сегодня первый гром , он (в И.П.) в полдень прогремел из тучки малой. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно (в И.П.) горячим светом по листам затрепетало. Светла, как детский взор, река , и ветви ив склонялись к ней . (в Д.П.)
  • Я услыхал сегодня первый гром , он (в И.П.) в полдень прогремел из тучки малой.
  • Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно (в И.П.) горячим светом по листам затрепетало.
  • Светла, как детский взор, река , и ветви ив склонялись к ней . (в Д.П.)
Много слов родили греки. К (мы) от них в далеком веке Математика пришла, С (она) грамматика была. А из Англии футбол Прямо в бутсах к (мы) пришел, Вслед за (он) пришел хоккей, А до (это) жокей.  (Я. Козловский)

Много слов родили греки.

К (мы) от них в далеком веке

Математика пришла,

С (она) грамматика была.

А из Англии футбол

Прямо в бутсах к (мы) пришел,

Вслед за (он) пришел хоккей,

А до (это) жокей.

(Я. Козловский)

Сержа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять на воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем.

Сержа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять на воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ

Известный лингвист Александр Александрович Реформатский сказал о местоимении:  «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено. Местоимения выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. Местоимение – удобное звено в устройстве языка… Они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства, но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи»

Известный лингвист Александр Александрович Реформатский сказал о местоимении:

«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено.

Местоимения выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. Местоимение – удобное звено в устройстве языка… Они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства, но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи»

Урок сегодня был удачный! Не прошел для вас он зря. Вы все очень постарались! А вам понравилось, друзья?

Урок сегодня был удачный!

Не прошел для вас он зря.

Вы все очень постарались!

А вам понравилось, друзья?

Чтобы упрочить ваши знания Даю домашнее задание: Стр.64 – выучить определение местоимения Упражнение 435

Чтобы упрочить ваши знания

Даю домашнее задание:

  • Стр.64 – выучить определение местоимения
  • Упражнение 435
за плодотворную работу, ребята!

за плодотворную работу, ребята!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!