Тема: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений .
Цель: Изучить местоимение как часть речи
Научиться правильно употреблять местоимения
Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна Я заменяю имена
Такая она начнётся через несколько дней.
Широкая масленица
Широкая масленица начнётся через тринадцать дней.
Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их к себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне надо указать
Вывод: местоимение употребляются вместо имени, указывая на предмет, признак, количество, но не называют их.
Задание 1.
Просклонять местоимение ОНА (Масленица)
Ответ на задание 1
- Им. п.
- Р. п.
- Д. п.
- В. п.
- Тв. п.
- Пр. п.
Она (масленица)
Её (масленицы)
Ей (масленице)
Её (масленицу)
Ею (масленицей)
О ней (масленице)
Задание 2.
Определить род и число местоимения;
Такая (широкая) масленица
Ответ на задание 2
Такая (широкая) масленица – ед. ч., жен. род.
Вывод: местоимение могут изменяться по падежам, числам и иметь род
Кустодиев Б. М. «Масленичное гулянье»
Личные местоимения : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Задание: Закончите строчки четверостишия, вставив нужное по смыслу местоимение.
Долго ждали мы …..
Наконец дождались
Песни посвящали ….
И с горы катались
Д ждали мы
Ответ на задание
Долго ждали мы
Долго ждали мы её,
Наконец дождались.
Песни посвящали ей
И с горы катались.
Наконец
Песни посвящали
И с горы
Местоимения 1-го и 2-го лица склоняются
- Я Ты Мы Вы
- Меня Тебя нас вас
- Мне Тебе нам вам
- Меня Тебя нас вас
- Мной (мною) Тобой (тобою) нами вами
- Обо мне О тебе о нас о вас
Местоимения 3 лица тоже склоняются; они изменяются по числам (он, она, оно –они), в ед. ч. – по родам. Формы косвенных падежей чаще всего принимают начальное –Н : его – от Него, ему – к Нему
Местоимения 3-го лица склоняются, кроме того, они изменяются по числам (он, она, оно – они), а в единственном числе – по родам.
- Им.п. Он она оно они
- Р.п. Его ее его их
- Д.п. Ему ей ему им
- В.п. Его ее его их
- Т.п. Им ей им ими
- П.п. О нем о ней о нем о них
- Местоимения Я, ТЫ не имеют форм множественного числа.
Морфологический разбор
- 1. Часть речи
- 2. Начальная форма (Им. П., ед.ч.)
- 3. Разряд.
- 4. Род (если есть)
- 5. Падеж.
- 6. Число (если есть)
- 7. Каким членом предложения является.
Возвратное местоимение себя
Задание: составить словосочетание
«Глагол + возврат. мест.»
Образец: думать о себе
х
СЕБЯ – указывает на подлежащее, не имеет Им. п., в предложении всегда является дополнением.
- Им. п -------
- Р.п себя
- Д.п. себе
- В. п. себя
- Т.п. Собой
- П.п. О себе
- Разряд, падеж, член предложения
- Не имеет форм рода и числа ( мальчик любит себя; девочка любит себя)
Вопросительные местоимения : кто? что? какой? чей? сколько? каков? который (час)? (в составе вопросительных предложений) Кто стучится в дверь ко мне?
Задание: составить простое вопросительное предложение о масленице.
Образец: Сколько дней длится масленица?
Относительные местоимения : кто, что, какой, который, чей, сколько, каков. ( связывают части сложного предложения) Я спросил, что случилось. Мы не знали, чего он хочет .
Задание: вставить на места пропусков относительные местоимения в пословицы
____ потопаешь, то и полопаешь.
____ голов – столько умов.
- Кто, что не имеют форм рода и числа.
- Кто указывает на одушевленные предметы. Что – на неодушевленные.
- КАКОВ НЕ СКЛОНЯЕТСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ.
- Каков, какова, каково, каковы.
Что
Что потопаешь, то и полопаешь .
Сколько
голов – столько умов.
Сколько
Неопределённые местоимения : некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь.
/
/
/
/
Задание: от относительных местоимений при помощи приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь, образовать неопределенные местоимения.
Образец: кем-нибудь, кое-что
- В составе неопределенных местоимений КОЕ-; -ТО; -ЛИБО; -НИБУДЬ пишем через дефис. Но если есть предлог, пишем раздельно! Кое у кого, кое с кем .
- НЕКТО имеет только форму Им. П, а НЕЧТО – только Им.п и В.п.
Отрицательные местоимения : никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего .
/
/
Задание: определить когда пишется не, а когда ни.
Некого спросить.
Никого не спросили.
/
/
- Некого, нечего не имеют Им. Падежа.
- Отрицательные местоимения пишутся в одно слово или в три, если есть предлог!
- Не к кому, ни у скольких.
- В ОДНО ИЛИ В ТРИ – так меня пиши!!
- В безударном положении – НИ , под ударением – НЕ !
Притяжательные местоимения : мой, твой, свой, наш, ваш. (Чей? Чья? Чьё? Чьи?)Обозначают принадлежность предмета лицу. В предложении явл. определениями. Свой - возвратное притяжательное местоимение.
Задание: составить словосочетание
«Притяжат. мест. + сущ.»
Образец: наша масленица
Х
Указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, столько, этакий.
Задание: определить род следующих местоимений
Та -
это –
такой –
Та - жен. р.
Это – ср. р.
Такой – муж. р.
жен. р
ср. р
муж. р.
- Этот , тот указывают на предмет или признак, выделяя его среди таких же.
- Такой, таков, этакий указывают на схожесть признаков или высокую меру оценки.
- Столько указывает на количество, названное ранее.
- ТАКОВ НЕ СКЛОНЯЕТСЯ.
Определительные местоимения : весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.
Задание: придумать СМС с определительными местоимениями.
Образец: Масленица - самый весёлый праздник.
- Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной указывают на степень полноты охвата предмета: ВЕСЬ КЛАСС (все, до одного); самый интересный (лучший из всех), у него самого ( у него), иных уж нет (отдельных из многих). Эти местоимения изменяются как прилагательные (по родам, числам, падежам), в предложении являются определениями .
Девять разрядов местоимений
Личные
Относительные
Возвратное
Притяжательные
Неопределённые
Вопросительные
Отрицательные
Указательные
Определительные
Задание 3.
Определить синтаксическую
роль выделенных местоимений в предложении.
Да, и такой , моя Россия,
Ты всех краев дороже мне .
А. А. Блок
- А. А. Блок
- А. А. Блок
- А. А. Блок
- А. А. Блок
Ответ на задание 3
Да, и такой , моя Россия,
Ты всех краев дороже мне .
А. А. Блок
- А. А. Блок
- А. А. Блок
- А. А. Блок
- А. А. Блок
- Вывод: местоимения в предложении чаще всего являются подлежащим, дополнением, определением.
Задание 4.
Вставить пропущенные местоимения ( смотри в слова для справок ) и определить разряд каждого вставленного местоимения.
Масленица… Только вдумайтесь в слово. Что оно несет? И сразу представляются все составляющие этого праздника: ярмарки, хороводы, песни, пляски, игры, а самое главное – блины. Блины – круглые, румяные, горячие – непременный атрибут масленицы. Они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя тени. Проходили века, менялась жизнь, но ничто не могло изменить широкую масленицу. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в те далекие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «честная масленица», «перепелочка», «объедуха».
Слова для справок: это, что, оно, все, этого, самое, они, собой, всё, ничто, её, той, что, те.
/
Ответ на задание 4
Масленица… Только вдумайтесь в слово. Что оно несет? И сразу представляются все составляющие этого праздника: ярмарки, хороводы, песни, пляски, игры, а самое главное – блины. Блины – круглые, румяные, горячие – непременный атрибут масленицы. Они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя тени. Проходили века, менялась жизнь, но ничто не могло изменить широкую масленицу. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в те далекие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «честная масленица», «перепелочка», «объедуха».
лич.
оно
указ.
это
вопр.
Что
указ .
этого
опр.
все
опр.
самое
лич.
Они
отн.
которое
возв.
собой
опр .
все
лич.
Её
отриц.
ничто
указ.
те
указ.
той
отн.
что
Вывод: местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторы.
Задание 5.
Придумать рекламу местоимения.
Образец: «Изучайте местоимения! Они обогащают нашу речь».
Домашнее задание
Написать благодарственное письмо местоимению
- И нтерес – Что интересно было на уроке ?
- Т ворчество – Какие творческие работы вы выполняли ?
- О бучение – Чему вы научились?
- Г лавное – Что сегодняшний урок принес мне?
План морфологического разбора
- 1. Часть речи.
- 2. Начальная форма (Им. П, ед.ч)
- 3. Разряд
- 4. Род (если есть)
- 4. Падеж.
- 5. Число (если есть)
- 6. Синтаксическая роль
- Был такой доктор. Звали его Гаспар.
- 1.Такой – какой? Мест., указывает на схожесть признаков или высокую меру оценки.
- 2. Н.Ф. Такой
- 3. Указательное
- 4. м.р.
- 5. Им. П.
- 6. Ед.ч.
- 7. Определение.
- 1. Его – кого? Мест, обозначает лицо.
- 2. Н.ф. Он
- 3. Личное
- 4. м. Р.
- 5. Р.п.
- 6. ед.ч.
- 7. Дополнение