СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимения в художественном тексте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать смысловую многогранность местоимений в тексте

Просмотр содержимого документа
«Местоимения в художественном тексте»


Учитель Калитвинцева И.В.

Тема: _ Местоимения в художественном тексте (Интегрированный урок (2 урока)

Цели:_1. На материале стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Мои деревья» углубить лингвистические знания учащихся о роли местоимений в тексте, показать их смысловую многогранность; 2. вывести учащихся на осмысление местоимений как художественного средства; 3. способствовать такой интерпретации художественного текста, которая позволит учащимся понять его глубинный смысл, подтекст.


ХОД УРОКА:

I. ОРГЭТАП

II. ЭТАП ПРОВЕРКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ:

Обсуждение жанра произведения

-Каковы особенности этого жанра? Почему автор выбрал именно этот жанр? ( Учащиеся дают определение жанру, делают предположения о содержании текста по его заголовку, затем читают миниатюру, делятся первыми впечатлениями о нем и выявляют поверхностные смыслы текста).

Первичное восприятие заголовка

-Прочитайте заголовок стихотворения в прозе: «Мои деревья».

-Как вы думаете, о чем этот текст?

-Обратите внимание на местоимение «мои», – к какому разряду оно относится и какой смысл вносит в название? (Учащиеся могут предположить, что в стихотворении в прозе «Мои деревья» речь пойдет об отношении к природе, о человеке, который посадил деревья, принеся тем самым и природе, и людям пользу. Притяжательное местоимение мои, как могут отметить старшеклассники на этом этапе, возможно, означает то, что герой этого произведения посадил деревья или ухаживал за ними. При первичном восприятии заголовка, естественно, учащиеся не поймут того, что хотел сказать автор, выделив местоимение курсивом).


Чтение стихотворения в прозе. (Читает учитель или заранее подготовленный ученик).

Мои деревья

Я получил письмо от бывшего университетского товарища, богатого помещика, аристократа. Он звал меня к себе в имение. Я знал, что он давно болен, ослеп, разбит параличом, едва ходит… Я поехал к нему.

Я застал его в одной из аллей его обширного парка. Закутанный в шубе – а дело было летом, - чахлый, скрюченный, с зелёными зонтами под глазами, он сидел в небольшой колясочке, которую сзади толкали два лакея в богатых ливреях…

- Приветствую вас, - промолвил он могильным голосом, - на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев!

Над его головою шатром раскинулся могучий тысячелетний дуб.

И я подумал: «О тысячелетний исполин, слышишь? Полумертвый червяк, ползающий у корней твоих, называет тебя своим деревом!»

Но вот ветерок набежал волною и промчался легким шорохом по сплошной листве исполина… И мне показалось, что старый дуб отвечал добродушным и тихим смехом и на мою думу – и на похвальбу больного.


Ноябрь, 1882 (И.С. Тургенев)

Эмоциональный отклик на текст

-Мы прочитали стихотворение в прозе. Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставило задуматься?

(Учащиеся могут отметить, что стихотворение вызвало чувство грусти, что оно настраивает на размышления о жизни, на философствование).


III. ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО:

Формулирование поверхностных смыслов текста

-Теперь, познакомившись с данным текстом, определите его тему.

(После чтения произведения старшеклассники могут сказать, что это текст об отношении человека к природе, но не в том смысле, что ее нужно беречь, что нужно сажать деревья, как казалось вначале, а в более глубоком, философском смысле: человеческая жизнь быстротечна, а природа вечна, природа не может принадлежать человеку. Школьники отмечают, что тему текста сформулировать достаточно сложно, потому что он, с одной стороны, описывает конкретную ситуацию, с другой – заставляет задуматься о серьезных философских проблемах).

- Дайте характеристику персонажам. (На этом этапе характеристики персонажей могут быть примерно такими:

Первый герой, от лица которого ведется повествование. В начале произведения он кажется отзывчивым, ценящим дружбу, жалеющим больного товарища. Он едет в имение навестить старого друга, как только получает от него письмо. Но, когда он приезжает в имение и хозяин встречает его, сердится, мысленно называет его «полумертвым червяком», что кажется неожиданной резкостью, грубостью. В целом рассказчик кажется обычным человеком.

Второй герой, бывший университетский товарищ первого, – богатый помещик, аристократ. Сейчас в возрасте, болен, разбит параличом, едва ходит, ведет себя при встрече старого друга сухо, высокомерно. Симпатии тоже не вызывает).

- Есть ли в этом произведении еще персонажи? (Дуб (школьники могут не сразу назвать его, удивившись заданному вопросу) – могучий, тысячелетний исполин. Он воспринимается героем, от лица которого ведется повествование, как одушевленный персонаж: рассказчик вступает в мысленный диалог с ним и шорох в «сплошной листве исполина» интерпретирует как «добродушный и тихий смех»).


IV. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО:

Структурно-содержательный анализ текста (На этом этапе учащимся раздаются распечатки текста, в которых они на протяжении урока могут делать пометки).

- На какие части и почему можно разделить данную миниатюру? Обозначьте части текста в распечатке. (Первая часть – вводная, автор описывает предысторию ситуации, о которой пойдет речь далее. Вторая часть основная, в ней описывается встреча старых товарищей, поведение первого и мысли второго. Третья часть описывает то, как интерпретируется ситуация с помощью образа «тысячелетнего» дерева).


Речеведческий анализ текста

-Определите стилевую принадлежность текста.

(Текст относится к художественному стилю. Об этом говорит его жанр: стихотворение в прозе. В нем нарисована картина, видимая нам, читателям, описано настроение рассказчика, использован прием олицетворения).

-Определите типы речи, к которым относится каждая из частей.

Как связано употребление этих типов речи с содержанием частей текста?

(1 часть – повествование. Автор дает предысторию ситуации, которая описывается в главной части произведения. 2 часть – повествование с элементами описания. Автор рассказывает о произошедшем, при этом описывая внешность героя (бывшего университетского товарища). 3 часть – повествование с элементами рассуждения. Дается повествование о том, что происходит с дубом, под кроной которого развивается действие миниатюры, и показываются размышления одного из персонажей по поводу описанной ситуации).


Классификация местоимений текста

-Подчеркните в тексте (в распечатках) все местоимения. Много ли их в данной миниатюре?

(24 местоимения в тексте, состоящем (вместе с заголовком) из 153 слов.

То есть больше чем одна шестая часть от общего количества слов этого

текста составляют местоимения).

-Определите, к каким разрядам относятся подчеркнутые вами местоимения.

(Учащиеся отмечают, что обнаружили в тексте личные и притяжательные местоимения, их большинство. И есть по одному местоимению относительному и возвратному).

-Запишите личные и притяжательные местоимения в таблицу, в соответствии с тем, к какому разряду они относятся и в какой последовательности встречаются в тексте. -- Располагайте местоимения в той графе, которая соответствует части текста.

С притяжательными местоимениями выписывайте в скобках существительные, к которым они относятся.

У каждого учащегося в итоге получается следующая запись:


Разряд местоимений Местоимения


1 часть 2 часть 3 часть

Личные я, он, я, он, я, я, его, он, вас, он, я, мне

к нему тебя


Притяжательные его (парка), мою (думу)

моей (земле),

моих (деревьев),

(над) его (головою),

(у корней) твоих,

своим (деревом)

Возвратные к себе


Относительные которую


Лингвистическая справка:


Текстовые функции местоимений


Указательная Заместительная

указание на участников употребление вместо

речевого акта существительного,

(я, ты, мой, твой ); прилагательного,

указание на предмет речи числительного.

(местоимения 3 -го лица);

указание на степень

отдаленности объекта

высказывания (этот - тот)


Лингвостилистический и содержательный анализ текста

-Каковы лингвостилистические особенности первой части текста?

Как они связаны с ее смысловым наполнением?

(В первой части однотипность построения предложений, ярко выраженный в них прямой порядок слов (1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е предложения). Это художественный прием, который может отражать стремление автора сосредоточить внимание читателей на фактах, зафиксированных в тексте, и, возможно, охарактеризовать приехавшего в имение как человека, размышляющего прямолинейно. 1-е, 3-е, 4-е предложения (три первые абзаца текста) нарочито ярко начинаются с местоимения я, которое три раза подряд вынесено в начало абзаца. Наша работа над местоимениями показала, что в первой части местоимение я постоянно чередуется с местоимением он, которое настойчиво употребляется вместо использованного единожды (в первой части) выражения «бывший университетский товарищ»).

-Как можно сформулировать функцию местоимений, использованных автором в первой части?

(Местоимение я указывает прежде всего на то, что повествование ведется от лица одного из участников событий и что этот участник беседует с читателем. В то же время настойчивое повторение местоимения я в первой части текста, вынесение этого я в начало 3-х предложений из 4-х, составляющих первую часть, в начало 3-х абзацев (в том числе в начало абзаца, с которого начинается вторая часть) помогает автору создать

дополнительные смыслы, охарактеризовав языковыми средствами эгоцентризм жизненной позиции рассказчика. Мы можем догадываться, что собственное Я является центром его системы ценностей. Местоимение он выполняет заместительную функцию, так как используется вместо наименования второго действующего лица. В то же время местоимение 3-его лица выполняет в тексте и указательную функцию, обозначая указание на предмет речи (рассказчик повествует об этом персонаже). Однако настойчивое противопоставление и четкое чередование местоимений я и он в первой части текста создает определенное наращение смысла: оно наводит на мысль, что рассказчик стремится отдалить от себя предмет своей речи).

- Как ведет себя аристократ, приветствуя гостя, во второй части текста? Какие местоимения встречаются в его речи? (Первой фразой хозяина имения становится фраза «Приветствую вас под сенью моих вековых деревьев». Местоимение вас (форма личного вы в

родительном падеже), казалось бы, должно выражать форму уважительного

отношения к собеседнику. Герой употребляет слово под сенью, характерное для книжной, поэтической речи. В целом вся фраза отличается нарочитой высокопарностью. В приветственной речи аристократа повторяется притяжательное местоимение мой: «на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев»).

- Какую функцию выполняют местоимения в речи богатого помещика?

-Как они помогают автору его охарактеризовать?

(Учащиеся могут по-разному охарактеризовать больного аристократа, опираясь на то, какие местоимения и как автор включает в его речь.

Употребление хозяином имения местоимения вы указывает на то, что он вступает в непосредственный контакт с рассказчиком (функция указательная). В то же время использование при обращении к собеседнику местоимения вы демонстрирует принадлежность обоих героев к высшим аристократическим кругам, следовательно, их речь и поведение отличаются соблюдением этикетных норм, принятых в высших кругах. С другой стороны, кажется, что вы при встрече старых друзей неуместно, звучит сухо и воспринимается как способ отдалить собеседника.

Употребление притяжательного местоимения моих реализует на лингвистическом уровне указательную функцию притяжательных местоимений (указание на участников речевого акта). В то же время употребленное дважды в одном предложении, оно может свидетельствовать о том, что он кичится своим богатством, своей

знатностью ( деревья, принадлежащие ему, – вековые, его земля – наследственная – значит, его род древний, знатный). Этот смысл поддерживают и другие притяжательные местоимения, которые использованы в речи рассказчика, описывающего эту ситуацию: «его парк», «над его головой», «называет своим деревом»… Опираясь на это, мы можем подумать, что рассказчик именно так и понимает ситуацию, поэтому он и называет в мыслях хозяина имения «полумертвым червяком». Однако притяжательные местоимения могут обозначать не только принадлежность. Описание болезненного состояния аристократа наталкивает нас на мысль о том, что, называя деревья (могучие, вековые, тысячелетние) и землю (которая существовала всегда) своими, герой как бы пытается каким-то образом продлить свою жизнь. А может быть, он вспоминает все то, что у него было связано с деревьями на протяжении жизни?)

-Какие местоимения, употребленные автором во второй части, помогают осмыслить отношение рассказчика к хозяину имения? (Первый абзац второй части начинается с местоимения я, это как бы определяет точку зрения, с которой видится вся ситуация: эгоистичное Я- рассказчика. В тексте второй части богатый помещик называется местоимением он: «закутанный в шубе , чахлый, скрюченный , он»; «промолвил он …». И мы понимаем, что приехавший гость продолжает отстраняться от больного товарища (как и в первой части текста). Четкое разграничение того, где Я и где ОН, наименование товарища только местоимением, обезличивающим его, а потом «полумертвым червяком» характеризует рассказчика как эгоистичного и жестокого).

-Почему он так себя ведет? ( Возможно, он стремится защититься в ситуации, в которой он не знает, как себя вести: его сверстник, старый товарищ очень болен, а он здоров; он пригласил его к себе, а значит, надо что-то говорить, как-то выражать сочувствие, которого нет. Может быть, если бы помещик встретил его с открытой душой, без кичливости, просто посетовав на свое нездоровье, рассказчик испытал бы к нему сочувствие. В итоге анализа мы понимаем неоднозначность ситуации, описанной в миниатюре).

- Почему так высокопарно встречает своего старого товарища аристократ?

(Высокопарность речи богатого, знатного, но очень больного человека, возможно, скрывает его беспомощность. Он в связи со своим положением в обществе привык вести себя достойно, и не в его правилах выглядеть жалко. Стремясь уберечься от проявления жалости в свой адрес, аристократ заранее ведет себя так, чтобы создать дистанцию между собой, чахлым и

беспомощным, и тем, кто приехал. Рассчитывая на то, что старый товарищ понимает настоящую причину приглашения, он таким образом пытается вести себя с достоинством, как и принято в высших кругах. Контрастность описания внешности и поведения помещика подчеркивает трагизм ситуации, в которой он находится).

- Какую роль играют местоимения в заключительной части текста?

- Чья позиция здесь отражена? (В заключительной части миниатюры использовано всего два местоимения, одно личное в форме косвенного падежа, единственного числа – мне, второе – притяжательное – мою думу. Первое выполняет указательную функцию: указывая на участников речевого акта, помогает автору создать ситуацию речевого общения (размышление рассказчика строится как диалог с деревом, интерпретация шума его листвы в качестве высказывания). Второе обозначает только принадлежность думы рассказчику. В этой части рассказчик размышляет о том, как на эту ситуацию можно посмотреть с позиции «тысячелетнего исполина» дуба. Он интерпретирует «легкий шорох» в «сплошной листве исполина». Дуб спокоен и добродушен. Природа, воплощенная в образе дуба, демонстрирует доброе отношение к обоим, несмотря на «похвальбу больного» и злую «думу» гостя. Мудрость, доброта, милосердие – вот истинные человеческие ценности. В этой части все встает на свое место, все предстает в истинном свете (и немногочисленные местоимения выполняют только лингвистические функции, без наращения смысла). В результате мы понимаем, что так отражается позиция автора).


Элементы культурологического анализа текста

- Как вы думаете, почему деревом, под которым происходит действие миниатюры, является дуб? Случайно ли это? (Видимо, образ именно этого дерева автор использует не случайно. Дуб – символ вечности. В русской культуре он сыграл особую роль. И в литературной традиции позже образ этого дерева использовался писателями для размышления о философии жизни, для обозначения духовного прозрения героя).

- Как вы думаете, связана ли сформулированная нами точка зрения автора с традиционными ценностями русской культуры или она отражает только авторский взгляд на проблему? (Сформулированная нами точка зрения автора, несомненно, обусловлена общечеловеческими установками и приоритетами национальной русской культуры. Стремление нести в мир добро, любовь и миролюбие – главная установка христианской культуры. Она ярко выражена в ценностях русской культуры, отраженной как в литературных произведениях, так и в языке).


V. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ

Итоговое осмысление заголовка

- Изменилось ли ваше понимание заголовка произведения «Мои деревья» по сравнению с тем, как вы его восприняли при первом знакомстве? (Предпринятый на уроке анализ функций местоимений, употребленных в данном тексте, позволяет учащимся осмыслить на заключительном этапе урока глубину и многозначность заголовка произведения. Учащиеся понимают, что выделенное курсивом местоимение мои в заголовке может обозначать не только собственнические чувства хозяина имения, но и жестокую насмешку приехавшего товарища по отношению к больному хозяину, выраженную далее в тексте уничижительным и оскорбительным словосочетанием «полумертвый червяк».

А если посмотреть глубже на причины поведения героев, можно понять, что это же местоимение может отражать их беспомощность: хозяин имения, находясь на грани жизни и смерти, изо всех сил пытается вести себя достойно, и «его» деревья – последнее, в чем он пытается найти поддержку.

Приехавший гость, ощущая собственное превосходство здорового человека над больным, казалось бы, жесток в осмыслении ситуации. Его злые «думы» вызваны сиюминутной реакцией на высокомерную речь помещика. И тогда заголовок может отражать злую иронию приехавшего в адрес бывшего товарища. Возможно, позже ему станет стыдно за свои мысли.

Доброта и миролюбие, сочувствие и милосердие, являющиеся ценностной доминантой авторской позиции, позволяет увидеть в заголовке еще один смысловой пласт, в котором отражен «тихий смех» дуба, с помощью которого автор выражает усмешку вечности над человеческим несовершенством, над его суетностью).

-Что нового вы можете сказать о функциях местоимений в художественном тексте?

(С одной стороны, местоимения в художественном тексте, как и в любом другом, имеют те значения, которые являются их прерогативой в связи с их разрядом: личные – подчеркивают личностность, притяжательные – принадлежность. Они обозначают участников речевого акта и позицию персонажа в нем (я – рассказчик, он – тот, о ком рассказчик повествует и т.п.)

и используются с целью замещения введенных в текст наименований (бывший университетский товарищ - он). В то же время комплексный анализ текста позволил понять, что местоимения в художественном тексте неоднозначны. Автор определенным образом использует в тексте местоимения, наращивая их смыслы. Личные местоимения могут отражать и эгоизм героя, и стремление отстраниться, защититься от сложной для него ситуации, и его неумение себя вести в подобном случае, и рождающуюся от этого жестокость. Притяжательные местоимения в данном тексте позволяют показать, что обладание собственностью, знатность, высокое положение в обществе, – это ложные ценности, культивируемые в аристократических семьях из поколения в поколение. И человек, оказавшись на грани жизни и смерти и цепляясь за них по привычке или оттого, что с ними связаны какие-то душевные переживания, беспомощен. В целом осмысление многозначности употребленных местоимений позволяет рисовать психологические портреты героев, связанные с их поведением и мировоззрением, выявлять систему их ценностей. Оттенки смысла изученного нами текста, подтекст, заложенный автором, выявляются в значениях местоимений).


VI. ЭТАП ИНФОРМИРОВАНИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

-Напишите сочинение-рассуждение по стихотворению в прозе

И.С. Тургенева «Мои деревья» на тему: «Роль местоимений в выражении главной мысли художественного текста».

VII. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА






ЛИТЕРАТУРА



1. Виноградов В.А. Дейксис // Лингвистический энциклопедический словарь.

– М.: Советская энциклопедия, 1990.

3. Дейкина А.Д. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват.

учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. Ч. 1 / А.Д. Дейкина,

Т.М. Пахнова. – М.; АСТ: Астрель, 2011. – С. 212-215.

3. Левушкина О.Н. Методика проведения урока лингвокультурологической

характеристики текста // Преподаватель XXI век. – 2013. – № 2. – Ч. 1. – С. 166-178



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!