СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метафорические карты в работе психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

А ВЫ РАБОТАЕТЕ С АССОЦИАТИВНЫМИ МЕТАФОРИЧЕСКИМИ КАРТАМИ?

Просмотр содержимого документа
«Метафорические карты в работе психолога»

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА


Во время работы бывает сложно «раскрыть» человека для разговора об его переживаниях, реакциях, первопричинах его ситуации. Особенно, если речь идет о тяжелых событиях, депрессиях или, например, ПТСР. Чем тяжелее человек переживает, тем травматичнее для него вербализация. С одной стороны – мы должны вывести проблему на уровень осознания, выработать стратегию разрешения. С другой, - не должны ретравмитизмровать своего клиента. В этом нам может помочь поможет проективная методика «метафорические карты», которая помогает быстро «извлечь» истинную проблему из бессознательного и работать непосредственно с ней

Метафорические карты не «программируют» человека, ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самой личности, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил.

Важно понимать, что метафорические ассоциативные карты не имеют под собой магической основы. Это просто рабочий инструмент психолога.

Какие бывают карты?

Ассоциативные метафорические карты — это набор тематических картинок на небольших карточках, удобных для мануальной работы. Каждый набор в зависимости от цели и направления сгруппирован по определенным классификациям: личностные проблемы, межличностные отношения (супружеские, детско-родительские, иерархические и т.д.), эмоции т.п.

Назвать все – просто нереальная задача. Для примера:

- Г. Кац, Е. Мухаматулина «Из сундука прошлого»;

- Е. Кораблева «Карты чувств и эмоций для обретения гармонии»;

- Т. Зинкевич-Евстигнеева «Тайны женской силы»;

- Т. Зинкевич-Евстигнеева «Мастер сказок: 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше семи лет»;

- Т. Зинкевич-Евстигнеева «Сокровища жизненной мдурости»;

- «Азбука родителькой любви»;

- Мак-Вильямс «Карты снов и фантазий»;

- В. Анагина «Картуши» и т.д.


Как именно это работает?

Ассоциативные карты достаточно быстро втягивают участника в откровенный разговор о нем самом, создавая атмосферу безопасности и доверия.

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одной и той же ассоциативной карте один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Задавая определенный вопрос, человек описывает картинку, которую он вытащил. При этом как правило он говорит не столько о себе, сколько размышляет вообще, а потому расслабляется, снимаются личные блоки боли. И проблема серьезно отрабатывается на метафорическом уровне. А затем ее переводят в плоскость соприкосновения с ситуацией клиента и выводят на уровень осознания.

Существует различные методики работы с метафорическими картами. Иногда мы модифицируем метод прямо в работе. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами. Во время консультации психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох», «Сундучок детских страхов» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Важно помнить, что строгих правил здесь нет.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом рефлексии начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, мотивы и установки.

Значение метафорических карт

Сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих эмоциях, расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, клиент обычно к пятой-шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Именно поэтому нет смысла «гуглить» значение карт. Имеет смысл знакомить клиента с общепринятым значением образа, соотносить с личностными ассоциациями самого клиента. Парадоксальность, разность коллективного и личностного определения образа иногда дает хороший ресурс в работе.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая постепенно, пошагово свои переживания и реакции, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, светлые волосы для клиента проассоциировались с тяжелым, необязательным характером. Клиенту предлагается выбрать еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать карту в открытую. Например, для повышения ресурсности, уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Важно предложить клиенту рассмотреть, изменилось ли что-нибудь при рассматривании первой карты. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Как только он начинает работать с картами – он будто дает установку подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там.

При покупке авторских метафорических карт, как правило к ним прилагается и методика работы с ними.

Набравшись опыта, психолог может собрать свой собственный набор метафорических карт.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!