СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метафоричность речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для изучения материала "Метафоричность речи , умение понимать образность  языка текстов"

Просмотр содержимого документа
«Метафоричность речи.»

  Читательская грамотность  Образность русской речи: метафора, олицетворение

Читательская грамотность Образность русской речи: метафора, олицетворение

Отгадайте загадки Красная девушка по небу ходит.  (Солнце) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.  (Книга) Красна девица сидит в темнице, а коса наружу.  (Морковь) А что означает слово загадать?  Загадка имеет скрытый смысл. Загаданные предметы описаны посредством других, имеющих сходство с теми, о которых умалчивается.  - Что используют для обозначения загаданного предмета?

Отгадайте загадки

Красная девушка по небу ходит.

(Солнце)

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

(Книга)

Красна девица сидит в темнице, а коса наружу.

(Морковь)

  • А что означает слово загадать?

Загадка имеет скрытый смысл. Загаданные предметы описаны посредством других, имеющих сходство с теми, о которых умалчивается.

- Что используют для обозначения загаданного предмета?

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)   Эпитет   (в пер. с греч. —  приложение, прибавление ) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.   К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными. Например:  грустно-сиротеющая земля  (Ф. И. Тютчев),  седой туман, лимонный свет, немой покой  (И. А. Бунин).

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

  • Эпитет   (в пер. с греч. —  приложение, прибавление ) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
  • От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
  •  
  • К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными.
  • Например:  грустно-сиротеющая земля  (Ф. И. Тютчев),  седой туман, лимонный свет, немой покой  (И. А. Бунин).
Эпитеты могут также выражаться: —  существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета. Например:   волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души  (М. Горький);   —  наречиями , выступающими в роли обстоятельств. Например:  На севере диком стоит одиноко.. .(М. Ю. Лермонтов);  Листья были напряженно вытянуты по ветру  (К. Г. Паустовский);   —  деепричастиями . Например:   волны несутся гремя и сверкая;   —  местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души. Например:  Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие!  (М. Ю. Лермонтов);   —   причастиями  и  причастными оборотами . Например:  Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы  (Б. Л. Пастернак);  Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства  (М. Е. Салтыков-Щедрин).  

Эпитеты могут также выражаться:

  • —  существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета.
  • Например:   волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души  (М. Горький);
  •  
  • —  наречиями , выступающими в роли обстоятельств.
  • Например:  На севере диком стоит одиноко.. .(М. Ю. Лермонтов);  Листья были напряженно вытянуты по ветру  (К. Г. Паустовский);
  •  
  • —  деепричастиями .
  • Например:   волны несутся гремя и сверкая;
  •  
  • —  местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души.
  • Например:  Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие!  (М. Ю. Лермонтов);
  •  
  • —   причастиями  и  причастными оборотами .
  • Например:  Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы  (Б. Л. Пастернак);  Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства  (М. Е. Салтыков-Щедрин).
  •  
   Все эпитеты делятся на:        метафорические   (в их основе лежит метафорическое переносное значение. Например:  тучка  золотая ,  бездонное  небо,  сиреневый  туман, облако ходячее и дерево  стоячее.   метонимические   (в их основе лежит метонимическое переносное значение. Например:    замшевая  походка  (В. В. Набоков);  царапающий  взгляд  (М. Горький);  березовым веселым  языком  (С. А. Есенин).  

  Все эпитеты делятся на:

     метафорические   (в их основе лежит метафорическое переносное значение.

  • Например:  тучка  золотая бездонное  небо,  сиреневый  туман, облако ходячее и дерево  стоячее.

  метонимические   (в их основе лежит метонимическое переносное значение.

  • Например:    замшевая  походка  (В. В. Набоков);  царапающий  взгляд  (М. Горький);  березовым веселым  языком  (С. А. Есенин).
  •  
В стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом устойчивое словосочетание, выполнял, помимо содержательной,  мнемоническую функцию  (гр.  mnemo nicon  - искусство запоминания). Постоянные эпитеты облегчали певцу, сказителю исполнение произведения. Любой фольклорный текст насыщен такими, по большей части «украшающими», эпитетами. « В фольклоре, - пишет литературовед В.П.Аникин, - девица всегда  красна , молодец -  добрый , батюшка -  родный , детушки -  малые, молодчик -  удалый, тело - белое, руки -  белые, слезы -  горючие , голос - громкий, поклон - низкий, стол - дубовый, вино - зеленое, водочка - сладка, орел -  сизый , цветок -  алый, камень -  горючий , пески -  сыпучие , ночь - темная, лес - стоячий, горы - крутые, леса - дремучие, туча - грозная, ветры - буйные, поле - чистое, солнце - красное, лук - тугой, кабак - царев, сабля - острая, волк - серый и пр. »  
  • В стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом устойчивое словосочетание, выполнял, помимо содержательной,  мнемоническую функцию  (гр.  mnemo nicon  - искусство запоминания).
  • Постоянные эпитеты облегчали певцу, сказителю исполнение произведения. Любой фольклорный текст насыщен такими, по большей части «украшающими», эпитетами.
  • « В фольклоре, - пишет литературовед В.П.Аникин, - девица всегда  красна , молодец -  добрый , батюшка -  родный , детушки -  малые, молодчик -  удалый, тело - белое, руки -  белые, слезы -  горючие , голос - громкий, поклон - низкий, стол - дубовый, вино - зеленое, водочка - сладка, орел -  сизый , цветок -  алый, камень -  горючий , пески -  сыпучие , ночь - темная, лес - стоячий, горы - крутые, леса - дремучие, туча - грозная, ветры - буйные, поле - чистое, солнце - красное, лук - тугой, кабак - царев, сабля - острая, волк - серый и пр. »
  •  
В зависимости от жанра, подбор эпитетов несколько видоизменялся. Воссоздание стиля, или стилизация фольклорных жанров предполагает широкое использование постоянных эпитетов. Так, ими изобилует « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » Лермонтова:  солнце красное, тучки синие, златой венец, грозный царь, удалой боец, дума крепкая, дума черная, сердце жаркое, плечи богатырские, сабля острая  и т.д.
  • В зависимости от жанра, подбор эпитетов несколько видоизменялся. Воссоздание стиля, или стилизация фольклорных жанров предполагает широкое использование постоянных эпитетов. Так, ими изобилует « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » Лермонтова:  солнце красное, тучки синие, златой венец, грозный царь, удалой боец, дума крепкая, дума черная, сердце жаркое, плечи богатырские, сабля острая  и т.д.
 Роль эпитетов в тексте   — усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов. Например:  Меж скал блуждая, желтый луч В пещеру дикую прокрался И гладкий череп озарил...  (М. Ю. Лермонтов); — уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):. Например:  Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной  (И. А. Бунин);

Роль эпитетов в тексте

  • усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов.
  • Например:  Меж скал блуждая, желтый луч В пещеру дикую прокрался И гладкий череп озарил...  (М. Ю. Лермонтов);
  • уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):.
  • Например:  Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной  (И. А. Бунин);
  — создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона:   убогая роскошь  (Л. Н. Толстой),  блистательная тень  (Е. А. Баратынский); — передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления:  ...Дурно пахнут мертвые слова  (Н. С. Гумилев);  И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим  (С. Н. Сергеев-Ценский);  Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля?  (И. С. Тургенев)

 

  • создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона:   убогая роскошь  (Л. Н. Толстой),  блистательная тень  (Е. А. Баратынский);
  • передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления:  ...Дурно пахнут мертвые слова  (Н. С. Гумилев);  И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим  (С. Н. Сергеев-Ценский);  Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля?  (И. С. Тургенев)
Метафора. Метафора  (в пер. с греч. —  перенос ) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора – это скрытое сравнение. Например, метафора  В саду горит  костер рябины красной  (С.Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра.  

Метафора.

  • Метафора  (в пер. с греч. —  перенос ) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора – это скрытое сравнение.
  • Например, метафора  В саду горит  костер рябины красной  (С.Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра.
  •  
Метафора (с греч. – перенос) Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например: Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.  озеро как зеркало — зеркало озера;  руки как золото — золотые руки; волосы как серебро — серебряные волосы.  Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов. 

Метафора (с греч. – перенос)

Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

  • озеро как зеркало — зеркало озера;
  • руки как золото — золотые руки;
  • волосы как серебро — серебряные волосы.

Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов. 

Найдите метафоры И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С. Пушкин) Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов) Пора золотая была, да сокрылась. (А. Кольцов) Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать . (Э. Рязанов) Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)  Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь) Прапорщики воткнулись глазами в царя.  (А. Толстой) 

Найдите метафоры

И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С. Пушкин)

Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)

Пора золотая была, да сокрылась. (А. Кольцов)

Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать . (Э. Рязанов)

Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)

Прапорщики воткнулись глазами в царя.

(А. Толстой) 

Проверьте себя И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин) Нам дорога твоя отвага,  огнём  душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов) Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов) Осень жизни , как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов) Луна будет  улыбаться весь вечер. (А. Чехов) Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой) 

Проверьте себя

И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)

Нам дорога твоя отвага,  огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)

Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)

Осень жизни , как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)

Луна будет  улыбаться весь вечер. (А. Чехов)

Прапорщики воткнулись глазами в царя.

(А. Толстой) 

Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность. Например:    банк лопнул, хождение доллара, кружится голова  и др.   В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п. Например:   водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви   и др.
  • Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность.
  • Например:    банк лопнул, хождение доллара, кружится голова  и др.
  •  
  • В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова.
  • В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.
  • Например:   водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви   и др.
Виды метафор . 1)  общеязыковые  («стертые») Например:  золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла ;   2)  художественные   (индивидуально-авторские, поэтические) Например:  И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари  (М. Волошин);  Пустых небес прозрачное стекло  (A. Ахматова);  И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу . (А. А. Блок)   Метафоры Сергея Есенина:  костёр рябины красной, берёзовый весёлый язык рощи, ситец неба;  или  кровавые слёзы сентября, поросли дождевых капель, булки фонарей и пышки крыш  у Бориса Пастернака  Метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов  как бы, вроде, подобно, словно  и т.п.

Виды метафор .

  • 1)  общеязыковые  («стертые»)
  • Например:  золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла ;
  •  
  • 2)  художественные   (индивидуально-авторские, поэтические)
  • Например:  И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари  (М. Волошин);  Пустых небес прозрачное стекло  (A. Ахматова);  И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу . (А. А. Блок)
  •  
  • Метафоры Сергея Есенина:  костёр рябины красной, берёзовый весёлый язык рощи, ситец неба;  или  кровавые слёзы сентября, поросли дождевых капель, булки фонарей и пышки крыш  у Бориса Пастернака Метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов  как бы, вроде, подобно, словно  и т.п.
Реализация метафоры часто встречается в поэзии В.Маяковского. Так, в поэме « Облако в штанах » он реализует ходовое выражение « нервы разгулялись » или « нервы шалят »:
  • Реализация метафоры часто встречается в поэзии В.Маяковского. Так, в поэме « Облако в штанах » он реализует ходовое выражение « нервы разгулялись » или « нервы шалят »:
Слышу:  тихо,  как больной с кровати,  спрыгнул нерв.   вот, -  сначала прошелся  едва-едва,  потом забегал,  взволнованный,  четкий.  Теперь и он, и новые два  мечутся отчаянной чечеткой…  Нервы –  большие,  маленькие,  многие, -  скачут бешеные,  и уже  у нервов подкашиваются ноги!
  • Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв.  вот, - сначала прошелся едва-едва, потом забегал, взволнованный, четкий. Теперь и он, и новые два мечутся отчаянной чечеткой… Нервы – большие, маленькие, многие, - скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги!
Роль метафор в тексте Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта» (Аристотель).  

Роль метафор в тексте

  • Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.
  • Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта» (Аристотель).
  •  
Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений. Например:  Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы!   (А. П. Чехов)   Помимо художественного и публицистического стилей, метафоры характерны для разговорного и даже научного стиля (« озоновая дыра », « электронное облако » и др.).  
  • Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.
  • Например:  Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы!   (А. П. Чехов)
  •  
  • Помимо художественного и публицистического стилей, метафоры характерны для разговорного и даже научного стиля (« озоновая дыра », « электронное облако » и др.).
  •