Метапредметная игра для младших школьников
«Ивовый пир»
Ельцова Марина Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ№4
г.Полярные Зори Мурманской области
Цель: поддержка творческой одаренности и формирование метапредметных компетенций обучающихся.
Задачи:
создать условия для развития умений обучающихся в работе с метапредметными заданиями;
предоставить возможность для реализации творческих способностей, инновационных решений и нетрадиционных идей учащихся;
обеспечить личный опыт учащихся в создании совместного проекта;
развивать у детей интерес к деятельности, направленной на получение дополнительных знаний, формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия;
Выявлять уровень имеющихся универсальных учебных навыков и умений у обучающихся – участников метапредметной олимпиады;
организовать понимание и осознание учащимися результативности своей образовательной траектории.
Оборудование для каждой команды: книги с текстами, словари, энциклопедии; листы с заданиями, пазлы (части общей картинки); цветная, гофрированная бумага, картон, пластилин, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы; листы с критериями для экспертов, грамоты.
Ход игры. I этап
Узнайте, что такое «ивовый пир». Найдите информацию в одном из источников и прочитайте. Дайте определение понятию «ивовый пир» и запишите.
Что такое «ивовый барашек»? Отметьте правильный ответ. Запишите, что на что похоже.
маленький барашек игрушка
пушистый цветок ивы растение
Цветущая ива похожа на __________________________________________________
Мохнатый шмель похож на _______________________________________________
Комарики похожи на _____________________________________________________
Полосатый шершень похож на _____________________________________________
В
каком порядке происходят события в рассказе Николая Сладкова? Пронумеруйте так, чтобы получился план рассказа.
Насекомые спешат полакомиться пыльцой.
Зацвела ива.
Зазеленеет ива – и пиру конец.
«И я там был – медовые барашки нюхал».
К
огда закончится пир? Отметьте правильный ответ.
К
огда все наедятся вдоволь.
К
огда все насекомые улетят и уползут.
К
огда ива отцветёт и зазеленеет.
Когда пойдёт дождь.
Выберите погоду, которая могла быть в те дни, что описаны в рассказе. Отметьте правильный ответ.
О
тметьте температуру, при которой шмели могут собирать пыльцу ивы. Закрасьте столбик ртути до нужной отметки.
Из 2 тонн макулатуры можно изготовить столько же новой бумаги, сколько из 20 больших ив. Сколько можно сохранить деревьев, собрав 10т макулатуры?
По углам квадратного пруда растёт 4 ивы. Площадь пруда решили увеличить в 2 раза так, чтобы он по-прежнему остался квадратным, и при этом не выкапывать ивы. Как это сделать?
Самый известный вид ивы в России - _____________________________________. Почему она так называется?_______________________________________________
_______________________________________________________________________
Объясните слово «распластали»____________________________________________
_______________________________________________________________________
Заполните таблицу, выписывая названия из текста.
Летающие насекомые | Нелетающие насекомые |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
II этап.
Соберите картину цветущей ивовой ветки из пазлов, полученных после выполнения заданий.
Сделайте цветущую ветку ивы из различных материалов.
Оцените свою работу.
Какое задание у вас хорошо получились?____________________________________
Запиши задание, которое показалось самым трудным.___________________
В
ыбери цель, которую ты хотел бы поставить перед собой. Отметь значком.
Б
ольше читать познавательных книг.
У
знать больше о насекомых.
Н
аучиться наблюдать за природой.
Научиться интересно рассказывать об увиденном.
Можешь записать другую цель._________________________________________
____________________________________________________________________________
Завершение игры.
Эксперты подводят итоги игры.
Дети представляют свои работы и рассказывают, что они узнали, как они себя оценили.
Команды награждаются грамотами в различных номинациях.
Критерии оценивания команд.
Умения | Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 | Команда 4 |
Умение вычитывать из текста информацию, данную в явном виде. | | | | |
Умение вычитывать из текста информацию, данную в неявном виде. | | | | |
Умение составлять план текста. | | | | |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме. | | | | |
Умение извлекать информацию из текстов, схем, иллюстраций. | | | | |
Умение соотносить информацию со схематичным изображением. | | | | |
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | | | | |
Умение ставить цель своей деятельности. | | | | |
Умение действовать по плану. | | | | |
Объяснять смысл слова, словосочетания. | | | | |
Отбирать источники информации, необходимые для решения задачи. | | | | |
Делать выводы на основе обобщения знаний. | | | | |
Представлять информацию в виде таблицы. | | | | |
Стремление преодолевать затруднения. | | | | |
Умение проявлять собранность и организованность. | | | | |
Быстрота переключения с различных видов занятий. | | | | |
Умение продуктивно взаимодействовать в команде. | | | | |
Анализ информации, умение делать выводы. | | | | |
Анализ с целью выделения признаков, подведение под понятие. | | | | |
Анализ с целью выделения признаков, сравнение объектов. | | | | |
Понимание знаково-символьного языка. | | | | |
Решение прикладных задач. | | | | |
Умение определять верность высказывания. | | | | |