СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметная интеграция как эффективный способ формирования личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье мне хотелось показать эффективность использования метапредметной интеграции.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметная интеграция как эффективный способ формирования личности.»

Метапредметная интеграция как эффективный способ формирования личности обучающегося.


Мета (греч.)- часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщенность, промежуточность, следование за чем – либо, переход к чему – либо другому, перемену состояния, превращение;

Мета - нечто всеобщее, интегрирующее, универсальное, применимое к любой области знаний;

Суть метапредметного подхода – усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.


В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации.


Формирование понятия метапредмета и метапредметного подхода в обучении проходило в нашей стране на протяжении 20 века.

Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу формирования системы образования.

Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые позиции. Применение его на практике означает переход от объяснительно – иллюстративного подхода к активно – деятельностному.

По мнению А. А. Кузнецова, «метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка».


Главное в основе метапредметного подхода (чему надо учить в школе) – это творческое мышление. Ребёнок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий, и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.


К метапредметным умениям относятся:


- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных решений с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);

- качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т. п.).


Из всего многообразия уроков, хотелось бы выделить интегрированный урок, метапредметный урок и урок с межпредметными связями. Рассмотрим отличие метапредметного урока от перечисленных выше уроков, хотя все они направлены на развитие личности школьника. Интегрированный урок: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметам. Метапредметный урок: личное совершенствование учащихся через его познавательное развитие. Урок с межпредметными связями: закрепление знаний по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других предметов. Каждый из этих уроков даёт ученику возможность получить прочные знания по предмету. Но лишь метапредметный урок обучает переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося; учит активно

применять знания и умения в познавательной и предметно – практической деятельности; готовит учащихся к реальной жизни и формирует способности решать личностно – значимые проблемы. Именно этот тип урока объединяет в себе и интегрированный урок, и урок с межпредметными связями. Цели метапредметного урока помогают ясно видеть это:

- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нём предметах, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;

- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он ещё не знает.


Схема метапредметного урока.


1. Целеполагание – учебная деятельность ученика по выявлению и фиксации образовательных целей;


2. Образовательная ситуация – ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем и разрешаемая через общую совместную деятельность;


3. Личный продукт ученика – схема, алгоритм, план, тексты (сочинение, стихотворение), рисунок, т. д.;


4. Сопоставление с культурно-историческим аналогом (КИА) – КИА – продукты, созданные специалистами в соответствующих областях человеческой деятельности и содержащие в себе образцы для сопоставления с ожидаемыми или создаваемыми образовательными продуктами учеников;


5. Диагностика и оценкастепень личного образовательного приращения ученика;


6. Рефлексия – осознание достигнутого (нерешённого), целеполагание.


Метапредметные цели урока:


Регулятивные: учить ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль по результату;


Познавательные: осуществлять анализ при поиске информации, устанавливать причинно-следственные связи, учить аргументированоо отстаивать свою точку зрения;


Коммуникативные: учить работать в команде, учить строить диалог с партнёром, договариваться и приходить к общему решению проблемы;


Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации.


Цели урока требуют использование особенных заданий:


- Заложенная в задании актуальная для ученика проблема;

- Возможность получить личностно-значимый результат;

- Описание конкретной типичной жизненной ситуации;

- Интеграция «разнопредметных», в том числе «внешкольных» знаний;

- Наличие ключевых понятий, явлений, объектов;

- Необходимость использовать универсальный способ решения проблемы, создать алгоритм действий;

- Множественность допустимых решений.


Для успешного достижения целей используются следующие технологии:

- Метапредмет «Знак» - предполагает построение схем;

- Метапредмет «Проблема» - постановка проблемы;

- Метапредмет «Задача» - формулировка и решение задач;

- Метапредмет «Знание» - порождение и использование знаний;

- Технология дистанционного обучения;

- Здоровьесберегающие технологии;

- Компьютерные технологии;

- Технология сотрудничества;

- Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

- Технология развития «критического мышления» через чтение и письмо;

- Технология развивающего обучения;

- Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ);

- Технология разноуровневого обучения;

- Исследовательские методы в обучении;

- Проектные методы обучения;

- Технология «дебаты»;

- Технология модельного и блочно-модульного обучения.


Использование современных технологий позволяет сформировать метапредметные компетенции, которые становятся операциями для выполнения действий, используемых не только в школе, но и в повседневной жизни; обеспечивают качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем; способствуют упорядочению, систематизации знаний, их самостоятельному и прочному усвоению; помогают учащимся овладеть методами научного познания, общими для многих учебных предметов.


Таким образом, в центре образовательного процесса находится «Я- личность, человек культуры», который умеет:

- самостоятельно ставить учебную задачу и решать её;

- сотрудничать со сверстниками и со взрослыми;

- преодолевать трудности;

- соотносить то, что уже знает с тем, чего ещё не знает;

- принимать, понимать и решать учебную задачу;

- планировать свою учебную работу и контролировать себя;

- сравнивать, анализировать, делать выводы, доказывать;

- работать с информацией;

- слушать и работать в диалоге.


Метапредметные результаты – это освоенные учащимися «Универсальные Учебные Действия». Термин УУД означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.


Для успешного достижения метапредметных результатов, учителю предстоит решить ряд задач:

- Научить учащихся диагностировать результаты познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

- При изучении тем разбирать ошибки, которые могут появляться при реализации учащимися того или иного технологического процесса;

- Научить учащихся исправлять допущенные ошибки и устранять дефекты в изготовленных ими изделиях:

- помогать учащимся искать собственные пути решения учебных задач и устранения ошибок.


Полученные результаты должны быть оценены. Оценка метапредметных результатов включает оценку обучающегося, которая имеет определённые критерии:

- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

и саму процедуру оценивания, то есть способы оценивания, применяемые на различных этапах обучения:

- Защита итогового индивидуального проекта;

- Проведение проверочных работ по предметам;

- Текущее, тематическое, промежуточное оценивание;

- Система промежуточной аттестации;

- Итоговые проверочные работы по предметам.


Использование метапредметной интеграции предполагает ориентирование на метапредметные результаты, чётко отражённые во ФГОС:

- Готовность к социальному самоопределению на основе постановки целей и построения жизненных планов в различных сферах деятельности;

- Сформированность умений осознанной саморегуляции в образовательной деятельности, определять приоритеты целей с учётом ценностей и жизненных планов;

- Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности;

- Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования;

- Готовность и способность к информационной деятельности.


Мне бы хотелось рассмотреть метапредметную интеграцию и метапредметные результаты на уроках английского языка.


Каждый новый предмет, который предстоит изучать детям, вызывает определенные трудности. Учитель старается облегчить первые шаги в мир знаний, сделать их увлекательными и интересными. Педагоги ищут наиболее эффективные способы решения проблем, возникающих в процессе обучения.

Иностранный язык, пожалуй, единственный предмет, который тесно связан со всеми предметами учебного плана. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать названия разделов, изучаемых на уроках. Учитель должен иметь широкий кругозор и быть хорошо информированным во всех темах, изучаемых на уроках.

. Метапредметные результаты достигаются через содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль), наличие текстов различных жанров, сопоставление явлений родного и изучаемого языков, знакомство с явлениями окружающего мира, фактами истории, географии, интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе различных видов деятельности на английском языке.

Целью обучения иностранного языка в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации. Языковая компетенция является основной составляющей коммуникативной компетенции. Успешное овладение различными уровнями языковой компетенции – залог будущего успеха.

Планируемые метапредметные результаты:

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- Умение отвечать на вопросы разного типа;

- Осуществление межпредметного переноса знаний;

- Осмысленное участие в коллективной деятельности;

- Выявление и формулирование проблемы собственной деятельности.


При условии выполнения требований ФГОС к метапредметным результатам, будет сформирована личность, отвечающая всем требованиям современного мира, а именно:

«креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, владеющий основами научных методов познания окружающего мира, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность».