Метапредметная интеграция как эффективный способ формирования личности обучающегося.
Мета (греч.)- часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщенность, промежуточность, следование за чем – либо, переход к чему – либо другому, перемену состояния, превращение;
Мета - нечто всеобщее, интегрирующее, универсальное, применимое к любой области знаний;
Суть метапредметного подхода – усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации.
Формирование понятия метапредмета и метапредметного подхода в обучении проходило в нашей стране на протяжении 20 века.
Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу формирования системы образования.
Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые позиции. Применение его на практике означает переход от объяснительно – иллюстративного подхода к активно – деятельностному.
По мнению А. А. Кузнецова, «метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка».
Главное в основе метапредметного подхода (чему надо учить в школе) – это творческое мышление. Ребёнок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий, и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
К метапредметным умениям относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных решений с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);
- качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т. п.).
Из всего многообразия уроков, хотелось бы выделить интегрированный урок, метапредметный урок и урок с межпредметными связями. Рассмотрим отличие метапредметного урока от перечисленных выше уроков, хотя все они направлены на развитие личности школьника. Интегрированный урок: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметам. Метапредметный урок: личное совершенствование учащихся через его познавательное развитие. Урок с межпредметными связями: закрепление знаний по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других предметов. Каждый из этих уроков даёт ученику возможность получить прочные знания по предмету. Но лишь метапредметный урок обучает переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося; учит активно
применять знания и умения в познавательной и предметно – практической деятельности; готовит учащихся к реальной жизни и формирует способности решать личностно – значимые проблемы. Именно этот тип урока объединяет в себе и интегрированный урок, и урок с межпредметными связями. Цели метапредметного урока помогают ясно видеть это:
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нём предметах, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он ещё не знает.
Схема метапредметного урока.
1. Целеполагание – учебная деятельность ученика по выявлению и фиксации образовательных целей;
2. Образовательная ситуация – ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем и разрешаемая через общую совместную деятельность;
3. Личный продукт ученика – схема, алгоритм, план, тексты (сочинение, стихотворение), рисунок, т. д.;
4. Сопоставление с культурно-историческим аналогом (КИА) – КИА – продукты, созданные специалистами в соответствующих областях человеческой деятельности и содержащие в себе образцы для сопоставления с ожидаемыми или создаваемыми образовательными продуктами учеников;
5. Диагностика и оценка – степень личного образовательного приращения ученика;
6. Рефлексия – осознание достигнутого (нерешённого), целеполагание.
Метапредметные цели урока:
Регулятивные: учить ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль по результату;
Познавательные: осуществлять анализ при поиске информации, устанавливать причинно-следственные связи, учить аргументированоо отстаивать свою точку зрения;
Коммуникативные: учить работать в команде, учить строить диалог с партнёром, договариваться и приходить к общему решению проблемы;
Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации.
Цели урока требуют использование особенных заданий:
- Заложенная в задании актуальная для ученика проблема;
- Возможность получить личностно-значимый результат;
- Описание конкретной типичной жизненной ситуации;
- Интеграция «разнопредметных», в том числе «внешкольных» знаний;
- Наличие ключевых понятий, явлений, объектов;
- Необходимость использовать универсальный способ решения проблемы, создать алгоритм действий;
- Множественность допустимых решений.
Для успешного достижения целей используются следующие технологии:
- Метапредмет «Знак» - предполагает построение схем;
- Метапредмет «Проблема» - постановка проблемы;
- Метапредмет «Задача» - формулировка и решение задач;
- Метапредмет «Знание» - порождение и использование знаний;
- Технология дистанционного обучения;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Компьютерные технологии;
- Технология сотрудничества;
- Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- Технология развития «критического мышления» через чтение и письмо;
- Технология развивающего обучения;
- Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ);
- Технология разноуровневого обучения;
- Исследовательские методы в обучении;
- Проектные методы обучения;
- Технология «дебаты»;
- Технология модельного и блочно-модульного обучения.
Использование современных технологий позволяет сформировать метапредметные компетенции, которые становятся операциями для выполнения действий, используемых не только в школе, но и в повседневной жизни; обеспечивают качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем; способствуют упорядочению, систематизации знаний, их самостоятельному и прочному усвоению; помогают учащимся овладеть методами научного познания, общими для многих учебных предметов.
Таким образом, в центре образовательного процесса находится «Я- личность, человек культуры», который умеет:
- самостоятельно ставить учебную задачу и решать её;
- сотрудничать со сверстниками и со взрослыми;
- преодолевать трудности;
- соотносить то, что уже знает с тем, чего ещё не знает;
- принимать, понимать и решать учебную задачу;
- планировать свою учебную работу и контролировать себя;
- сравнивать, анализировать, делать выводы, доказывать;
- работать с информацией;
- слушать и работать в диалоге.
Метапредметные результаты – это освоенные учащимися «Универсальные Учебные Действия». Термин УУД означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Для успешного достижения метапредметных результатов, учителю предстоит решить ряд задач:
- Научить учащихся диагностировать результаты познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- При изучении тем разбирать ошибки, которые могут появляться при реализации учащимися того или иного технологического процесса;
- Научить учащихся исправлять допущенные ошибки и устранять дефекты в изготовленных ими изделиях:
- помогать учащимся искать собственные пути решения учебных задач и устранения ошибок.
Полученные результаты должны быть оценены. Оценка метапредметных результатов включает оценку обучающегося, которая имеет определённые критерии:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
и саму процедуру оценивания, то есть способы оценивания, применяемые на различных этапах обучения:
- Защита итогового индивидуального проекта;
- Проведение проверочных работ по предметам;
- Текущее, тематическое, промежуточное оценивание;
- Система промежуточной аттестации;
- Итоговые проверочные работы по предметам.
Использование метапредметной интеграции предполагает ориентирование на метапредметные результаты, чётко отражённые во ФГОС:
- Готовность к социальному самоопределению на основе постановки целей и построения жизненных планов в различных сферах деятельности;
- Сформированность умений осознанной саморегуляции в образовательной деятельности, определять приоритеты целей с учётом ценностей и жизненных планов;
- Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности;
- Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования;
- Готовность и способность к информационной деятельности.
Мне бы хотелось рассмотреть метапредметную интеграцию и метапредметные результаты на уроках английского языка.
Каждый новый предмет, который предстоит изучать детям, вызывает определенные трудности. Учитель старается облегчить первые шаги в мир знаний, сделать их увлекательными и интересными. Педагоги ищут наиболее эффективные способы решения проблем, возникающих в процессе обучения.
Иностранный язык, пожалуй, единственный предмет, который тесно связан со всеми предметами учебного плана. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать названия разделов, изучаемых на уроках. Учитель должен иметь широкий кругозор и быть хорошо информированным во всех темах, изучаемых на уроках.
. Метапредметные результаты достигаются через содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль), наличие текстов различных жанров, сопоставление явлений родного и изучаемого языков, знакомство с явлениями окружающего мира, фактами истории, географии, интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе различных видов деятельности на английском языке.
Целью обучения иностранного языка в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации. Языковая компетенция является основной составляющей коммуникативной компетенции. Успешное овладение различными уровнями языковой компетенции – залог будущего успеха.
Планируемые метапредметные результаты:
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Умение отвечать на вопросы разного типа;
- Осуществление межпредметного переноса знаний;
- Осмысленное участие в коллективной деятельности;
- Выявление и формулирование проблемы собственной деятельности.
При условии выполнения требований ФГОС к метапредметным результатам, будет сформирована личность, отвечающая всем требованиям современного мира, а именно:
«креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, владеющий основами научных методов познания окружающего мира, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность».