СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по данной теме для коллег-словесников.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации учащихся»

Предисловие. Хочу сразу оговориться, что данный мастер-класс немного отличается от того, который был проведен в реальности. Мне пришлось убрать некоторые подробности, а основное я оставила.





МАСТЕР-КЛАСС

«Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы

как средство повышения мотивации учащихся»



Щукина Л.В.,

МОУ «Гимназия»,

г. Павловский Посад



Добрый день, уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего семинара обозначила рамки нашего взаимодействия.

Что значит метапредметные компетенции Мета» - за, над- общий для всех предметов.


Cлайд 1 (знакомство)


Метапредметные – освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, он осваивает универсальные способы действий и с их помощью может сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом по физике, химии, биологии, истории и т.д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, он прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного знания, он «переоткрывает» открытие.

Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребенка. И исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания.


Cлайд 2

«… ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше он создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение». (Блонский П.П.)


Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет формировать и сохранять целостное мировоззрение.


Слайд 3 (Современный ученик)


Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.

-  Личность, которой все интересно

- Много путешествует

- Всесторонне развит

- Расширяет кругозор

 - Много общается


Слайд 4


Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения по всем школьным дисциплинам. Из 12 названных в ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключении (индивидуальное, дедуктивное и по аналогии) делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решений учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение.



Тему нашей с вами совместной работы вы, конечно, уже прочитали в программе семинара, поэтому будем читать, что с определением темы вы уже справились.


Cлайд 5 (Тема мастер-класса)



  • Какие вопросы мы будем рассматривать …


Cлайд 6 (вопросы к рассмотрению)


  • Необходимость развития метапредметных связей для целостного восприятия мира учащимися.

  • Общие сведения о метапредметных связях (с какими предметами можно провести параллели учителю-словеснику).


  • Посмотрите, пожалуйста, на доску и постарайтесь определить, что может объединять все эти даты?


Cлайд 7



Слайд 8


Начало урока у педагога-словесника часто отводится словарной работе. Уровень знаний современных школьников не всегда достаточно высок. Те слова, которые были привычными в наше школьное детство, сегодняшним старшеклассникам зачастую незнакомы, а потому задача учителя – расширить словарный запас ребят. А для этого очень часто приходится «заглядывать» в смежные области знаний.


СЛОВАРНАЯ РАБОТА


Слово «электрификация» является словарным (учебник 9 класса), и оно является термином из курса знаний по истории. Очень часто дети, когда допускают ошибки в письменных работах по математике, истории, физике, говорят так: «Ну, мы же не на русском писали. На русском я это слово пишу правильно». Но в том-то и дело, что грамотно писать мы должны всегда. В таких случаях я говорю ребятам: «Ну, вы же писали это слово на русском языке, не на китайском». Чтобы дети запомнили, что это слово пишется с буквой И, а не с буквой О, я прошу представить себе букву И в виде двух электрических столбов.


Майолика. Объясните, пожалуйста, значение этого слова.

  • художественная керамика из цветной глины; 2) искусство изготовления такой керамики.


Сюда же можно отнести термины и из других областей знаний:

изо, мхк: подлинник, репродукция, перспектива (эти слова в словаре 9 класса, но недавно мы столкнулись с ним в 5 кл.)

история: геральдика, гегемония, гауптвахта, оккупация фолиант

математика: параллельный, перпендикуляр, абсцисса


Увлечение французским языком может оказать помощь и в изучении русского.

Например:

Жалюзи. Когда объяснишь, что это слово пришло к нам из французского языка, то ударение в этом слове сразу становится на место.

Кашне – ударение на последнем слоге; пенсне, плато, кафе.

Но французские слова могут не только помочь в орфоэпии, но и в правописании:

Кашне – каш – прятать, не – нос.

Кашпо – каш – прятать, по – горшок.

Бульдонеж. Многие дети, выросшие в средней полосе России, не представляют себе, что это такое. Из контекста им становится ясно, что это растение, а вот тот, кто знаком с французским, добавит: «Это снежный комок». Так и приходим к значению этого слова.

Ангажемент - буквально: обязательство, залог, помолвка; 1) приглашение артиста или труппы на определенный срок участвовать в спектаклях или концертах; 2) соглашение, договор о таком приглашении; в общем смысле ангажемент – приглашение, → отсюда ангажировать - пригласить

Атташе - букв. «прикреплённый, привязанный», причастие прошедшего времени от attacher — «привязывать, прикреплять». Таким образом изначально слово обозначало лицо, прикомандированное к дипломатическому представительству.


Связи генетического характера русский язык устанавливает с историей (прежде всего, с историей культуры). Сведения из истории дают возможность объяснить, например, многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка, варианты форм, специфику русского письма и т.п.

Также на уроках русского языка возможно использование исторических терминов в качестве словарного диктанта, например:

Вооруженное нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления.

В процессе написание данного диктанта с учащимися проводиться беседа по разъяснению значений непонятных для них слов.


Главное на уроках русского языка и литературы – внимание к слову. Следовательно, надо привести учащихся к пониманию того, что устная речь первична, и, развивая ее, мы развиваем мышление, мировоззрение, собственный интеллект. А как итог, формируется грамотность.


Метапредметные связи можно использовать и на этапе изучения нового материала. Иногда для того, чтобы грамотно писать по-русски, необходимы знания географии и иностранных языков.


  • Как вы думаете, о какой теме в изучении русского языка идет речь?


Совершенно верно, это - НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.


При изучении этой темы я даю ребятам такое задание.


Решение учебной проблемы

Книги о приключениях всегда были одними из самых любимых не только у взрослых, но и у детей. А не отправиться ли нам в путешествие вокруг света? В условиях класса это трудновато сделать, но можно. Вдали от нашего дома встречается довольно много несклоняемых географических названий. Например: Сочи, Мисисипи. Чтобы не обидеть коренных жителей этих мест – надо уметь правильно согласовывать имена собственные. Подумайте, как определить род географического объекта.


Учитель вывешивает на доску карту мира, на ней прикреплены слова: Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи.


  • Цель нашего путешествия - поиск слов. Какие это слова?

(Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные)

  • Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные – географические названия.


  • Путешествия, несомненно, приятны, но утомительны… Думаю, что нам можно немного отдохнуть в кафе.


Можно также использовать Ролевую игру «В кафе».

Меню, желе, безе, эскимо, манго, киви, кофе, какао, киви.



На уроках технологии школьники приобретают практические умения и навыки по обработке древесины или металла (мальчики), а девочки учатся шить и готовить. А в курсе русского языка есть тема «Описание действий».


ОПИСАНИЙ ДЕЙСТВИЙ


Допустим, ученикам предлагается написать сочинение «Как я делал скворечник», «Как я шила фартук» или «Как мы лепили снеговика». В этом случае мы апеллируем к опыту учеников, приобретенному на уроках труда. Но разве не равноценной для русского языка будет тема «Как я заполнял контурную карту», или «Как я готовил семена к посеву», или (возможно и такое) «Как я готовился к сочинению»? Здесь приведены лишь некоторые варианты, список подобных тем можно было бы значительно увеличить, связав их с любой школьной дисциплиной. Цель такой работы – описание процесса.



Я привела лишь несколько примеров применения метапредметных связей на уроках русского языка. Несомненно, что такие параллели можно провести и к урокам литературы.

  • С каким учебным предметом устанавливает связь литература? Конечно, с историей.



О славных сынах нашего Отечества – декабристах снят замечательный х/ф «Звезда пленительного счастья». Этот фильм эмоционально и красочно дополняет уроки литературы по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).


Конечно, здесь невозможно не вспомнить замечательный фильм Владимира Бортко с одноименным названием. Этот исторический фильм, открывающий одну из самых трагических страниц в истории Запорожской Сечи, помогает нам создать целостную картину той эпохи.

Но знания истории могут нам понять и характер героя главного героя – Тараса Бульбы. Многие представляют себе его бесстрашным воином, но он обладает не только смелостью, но и чуткой душой, умением видеть красивое. «На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена». Знающие люди сразу отметят, что бутыли зеленого и синего стекла в то время были, пожалуй, даже дороже серебряных кубков и позолоченных чарок, потому что цветное стекло привозили из Италии. Человек, не понимающий художественной ценности таких предметов, вряд ли бы поставил их у себя дома.

Конечно, наш кинематограф не раз экранизировал классические литературные произведения.

При изучении древнерусской литературы использую фильмы, которые помогают образно представить события тех далеких лет.

«Повесть о Петре и Февронии» немного сложна для детского восприятия, но есть замечательный мультфильм «Сказание о Петре и Февронии», созданный по детским рисункам и рассказывающий сюжет адаптировано для восприятия детей.


Автор

Экранизация

А.С. Пушкин

«Руслан и Людмила»

«Метель» , Мосфильм, 1964

«Благородный разбойник Владимир Дубровский», «Беларусьфильм»

«Барышня-крестьянка», Мосфильм, 1995

«Капитанская дочка», Мосфильм, 1958

м/ф по сказкам Пушкина

«Повести Белкина»

«Станционный смотритель», 1972

«Выстрел», 1966

«Борис Годунов», 1986 и др.

П.П. Бажов

м/ф по сказам П. Бажова: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка» и др.

В. Распутин

«Уроки французского», 1978

Н.В. Гоголь

Документальный фильм Сергея Нурмамеда, Ивана Скворцова «Птица-Гоголь», 2009

«Тарас Бульба»

«Ревизор»

«Мертвые души»

«Майская ночь, или Утопленница»

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Вий»

«Шинель» и др.

М.Ю. Лермонтов

Лермонтов (1986) Мосфильм

«Лермонтов». Киностудия «Мосфильм», 1982

«Герой нашего времени», 1965 и 2006

Княжна Мери (фильм, 1955)

Страницы журнала Печорина (1975)

И.С. Тургенев

«Ася», «Ленфильм», 1977

«Вешние воды», 1989

«Первая любовь», 1968

«Поездка в Висбаден», 1989

«Му-му», 1959 и 1998

«Дворянское гнездо»

«Отцы и дети», 1958, 1983 и 2008


Невозможно представить литературы без музыки. Многие поэтические произведения обрели вторую жизнь в качестве песен и романсов. Здесь можно привести бесчисленное множество примеров. Ограничусь несколькими:

При изучении темы «Романсы» стараюсь включить в материал урока романсы не только в классическом исполнении, но и в современном. А романс «Сирень» в исполнении последнего русского царя и его дочери Анастасии вызывает изумление и восхищение.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» - Песня В. Высоцкого «Песнь о вещем Олеге»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет» - романс на сл. Ольги Клименковой, муз. Лоры Квинт в исп. Максима Аверина (в Интернете есть ролик на этот романс, автор Вячеслав Маленкин).



Конечно же, не уйти на уроках литературы от интеграции с историей: изучения биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях.

Изучение басни и.А. Крылова «Волк на псарне» связываю со страницами истории города, рассказываю ребятам о знаменитом земляке герое 1812 года старосте Герасиме Курине.

Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?

Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя?

На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

Важную роль играет живопись и на уроках литературы. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать.


При изучении рассказа Андрея Платонова «Юшка» я даю такое домашнее задание:

1) Вспомните произведения, в которых мы с вами читали о конфликтных ситуациях? (Распутин «Уроки французского», Л.Н. Толстой (глава «Ивлевы»), А. Платонов «Юшка») Похожи ли описываемые конфликты в этих произведениях? Постарайтесь определить, какие права нарушены в этих произведениях? (Право на жизнь и физическую неприкосновенность. Свобода от пыток и жестокого, унижающего обращения. Право на личную жизнь.)

2) Найдите в Интернете рассказы о блаженных людях, почитаемых церковью? (Ксения Петербуржская).

3) Написать мини-сочинение «Можно ли зло победить добром?», «Что значит «слепое сердце»?



Выбор конкретной темы, связь с каким-либо предметом определяется теми или иными условиями: яркостью и свежестью впечатлений, объемом действий, заключенных в процессе, словарным запасом учащихся и т.п. Таким образом, количество этих связей оказывается нефиксированным. В него может войти любой школьный предмет. Более того, равнозначной оказывается опора на весь жизненный опыт ученика, т.е. здесь понятие межпредметных связей будет эквивалентно другому – связи с жизнью.

У ученика возрастает интерес к собственному процессу мышления, к его операционной стороне. «Открытия», которые делаются учениками при решении межпредметных познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.



Рефлексия


  • Что нового вы узнали сегодня?

  • Какие методы и приемы используете вы на своих уроках?


Итог мастер-класса.





САЙТЫ-ПОМОЩНИКИ:

  • Арзамас. Академия.

  • 1917









8