Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера».
E-mail: [email protected]
Автор метапредметного курса:
Пятковская Светлана Николаевна, учитель химии и биологии
Тема курса «Учебное сотрудничество»
Целью является создание условий для формирования и развития у обучающихся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта разных интересов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа метапредметного курса «Учебное сотрудничество» предназначена для учащихся 7-8 классов, разработана в соответствии с Федеральным и государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.
Актуальность. Формирование умения сотрудничества со сверстниками, взрослыми в настоящее время является одной из основ механизма формирования универсальных учебных действий (ФГОС). Курс позволит обучающимся: использовать полученные умения в повседневной жизни, в различных жизненных ситуациях; объединять разные предметные знания; развивать смекалку, волю, интуицию, обаяние; формировать коммуникативные навыки; развивать самооценку; самосовершенствоваться.
Учебное сотрудничество соответствует новой парадигме образования, гуманистическому, личностно ориентированному подходу и в современной постановке проблемы соотносится с модернизацией российского образования, наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора. Следовательно, в образовании и воспитании успех определяется именно сотрудничеством детей, сотворчеством.
Целью является создание условий для формирования и развития у обучающихся: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта разных интересов.
Задачи курса.
- формировать личность, способной к саморазвитию, самосовершенствованию;
- развивать способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью;
- научить самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации;
-научить ориентироваться в информации, добывать только нужные знания;
- развивать коммуникабельность;
- научить применять приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни;
- формировать навыки социального и делового общения;
- повышать интеллектуальный уровень развития и культуру общения учащихся;
- развивать коммуникативные и личностные универсальные учебные действия;
- создавать условия для естественного развития познавательных и творческих способностей учащихся;
- формировать эмоциональное благополучие ребенка, повышать интерес к обучению.
Формы учебного сотрудничества.
В педагогике выделяют несколько форм учебного сотрудничества
1. Сотрудничество с учителем
2. Сотрудничество со сверстниками
3. Сотрудничество с самим собой.
Известны основные формы организации учебного сотрудничества – работа в парах, группах постоянного и сменного состава, коллективное взаимодействие. Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.
Основные составляющие совместного действия:
• распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;
• обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;
• взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);
• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;
• планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);
• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.
Показатели эффективного учебного сотрудничества:
Децентрация как способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность мнений
Инициативность как способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов, готовность предложить партнеру план общих действий
Способность интеллектуализировать конфликт, решать его рационально, проявляя самокритичность и доброжелательность в оценке партнера
Цели организации работы в группе:
создание учебной мотивации;
• пробуждение в учениках познавательного интереса;
• развитие стремления к успеху и одобрению;
• снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
• формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
Ожидаемые результаты:
В качестве планируемых образовательных результатов рассматривается достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
К метапредметным результатам относятся готовность к профессиональному выбору; готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиции социальных норм поступки (собственные и других людей); целеполагание для собственной познавательной деятельности, осуществление логических операций (анализ, синтез, классификация ), моделирование.
К личностным результатам относится опыт самоопределения (внутренняя позиция школьника; самооценка и самоуважение), опыт смысл образования, наличие учебной и социальной мотивации.
Предметные образовательные результаты представлены как синтез основ системы научных знаний «предметной» деятельности. Обобщённые способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные, умение работать с различными источниками информации.
Содержание курса:
Направление №1. Интерактивные игры
Направление №2. Работа в парах
Направление №3. Совместно - групповая работа
Направление №4. Работа в группах сменного и постоянного состава, cовместно-взаимозависимая
Направление №5. Работа коллективно — творческая
Направление №6. Метапредметная олимпиада.
Учебно-тематический план курса
№ | Направления | Часы | Виды деятельности |
1 | Общие правила организации учебного сотрудничества | 1 | Знакомство с правилами |
2 | Интерактивные игры | 1 | Задания, направленные на приобретение опыта социального поведения,совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. |
3 | Работа в парах | 1 | Выполнение творческих работ любой направленности |
4 | Совместно - групповая работа | 1 | Задания, характеризующиеся тем, что проблема будет решена даже тогда, когда не все ученики активно взаимодействуют |
5 | Работа в группах сменного и постоянного состава, cовместно-взаимозависимая (коллективно-кооперативная) | 2 | Задания, при решении которых общий результат достигается действиями всех учеников, если же кто-то прекратит свою работу, то у остальных возникают затруднения |
6 | Работа коллективно — творческая | 1 | Задания, направленные на создание учебно - творческой работы коллектива (количество учащихся варьируется от двух до целого класса) |
7 | Метапредметная олимпиада. Номинация «Учебное сотрудничество» | 1 | Решение заданий метапредметной олимпиады |
| ИТОГО | 8 | |
Технологический процесс учебного сотрудничества может складываться из следующих элементов:
• определение количества групп и количества участников в каждой группе;
• формирование состава каждой рабочей группы;
• постановка познавательной задачи или проблемной ситуации;
• планирование организации работы в группе;
• распределение ролей, обязанностей;
• обсуждение общего задания группы выполнение задания;
• представление результатов работы группы;
• общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Общие правила организации учебного сотрудничества
1. При построении учебного сотрудничества необходимо прорабатывать “ритуалы” взаимодействия, так как такой формы общения у детей еще не было. Дети должны знать, как сесть за партой, чтобы видеть друг друга, как положить учебник, чтобы удобно было работать вместе, как соглашаться, как возражать, как помогать, как простить о помощи.
2. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо давать ее образец, т. е. с одним из учеников показать у доски весь ход работы. Важно дать детям речевые примеры обращения друг к другу: “Ты согласен?”, “А как ты думаешь?”, “Почему ты так думаешь?”
3. Любую совместную работу необходимо разбирать. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: анализировать не содержательную сторону ошибки, а ход взаимодействия, приведший к ошибке.
4. При соединении детей в группы стоит учитывать их личные склонности. Но следует учитывать и то, что самому слабому нужен не столько сильный ученик, сколько терпеливый и доброжелательный. Упрямцу полезно померяться силами с упрямцем. Двух озорников соединять опасно, но при тактичной поддержке это может быть полезно. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к слабым, им нужны равные по силам. И не стоит соединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекающихся, с разным темпом работы.
5. Для того, чтобы группа сработалась необходимо 3-5 занятий, поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но и закреплять один и тот же состав на долгое время так же не рекомендуется. Дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами.
6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость…
7. Работа парами не требует специальной расстановки парт. А вот для группы из 3-4 человек парты нужно расставить таким образом, чтобы детям было удобно смотреть друг на друга: Лучше так или так, но не так.
При организации сотрудничества существуют определенные противопоказания, которые следует учитывать.
Недопустима пара из двух слабых учеников, им нечем обмениваться друг с другом.
Нельзя принуждать к групповой работе детей, которые по каким – то причинам отказываются работать в группе с кем - либо из детей. Но в следующий раз все же предложить им работать вместе. Устраивать разборки на уроке причин отказа ни в коем случае не нужно. Можно разрешить ребенку работать одному, но свое неудовольствие не показывать.
Чтобы избежать повышения утомляемости на уроке нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе, и более половины урока во 2 классе.
Абсолютной тишины во время совместной работы не может быть, так как дети обмениваются мнениями, высказывают свое отношение к работе других детей, поэтому относиться к этому нужно спокойно. Бороться надо лишь со слишком возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Хорошо, если будет особый звуковой сигнал, говорящий о повышении уровня шума.
Ни в коем случае нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.
Ребенок, пришедший в школу, еще не владеет учебным сотрудничеством, оно может сложиться только при определенной организации обучения. Главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка таких учебных задач, которые требуют поиска новых способов решения. Но это не значит, что учебное сотрудничество может претендовать на универсальность, все прежние формы сотрудничества ребенка со взрослым, которыми он владел до школы остаются. Исполнительское сотрудничество, игровое имеют свое место на уроке, совсем не заменимо непосредственное, эмоциональное общение детей с учителем.
Учебное сотрудничество должно занять свое место в ряду других форм сотрудничества для того, чтобы ученики смогли вступать с учителями в полноценные учебные отношения, выросли критичными, самостоятельными.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.
Литература.
1. Мониторинг метапредметных результатов в основной школе. Часть 1. Под редакцией В.Р.Имакаева. Пермь. 2013
2. Мониторинг метапредметных результатов в основной школе. Часть 2. Под редакцией В.Р.Имакаева. Пермь. 2014
3.Калашник Татьяна Анатольевна. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. http://festival.1september.ru/articles/505343/
4. Бурлинова Ольга Васильевна. Учебное сотрудничество как мощный ресурс обучения и развития ребёнка. http://practice.vspu.ru/529