Пытаясь идти в ногу со временем, сегодня школа стремительно меняется. Важно дать ребенку не только больший багаж знаний, а что важнее- вооружить таким важным умением, как умение учиться, таким образом обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Пятый год работаю по новым стандартам. Убеждена, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно безметапредметного подхода.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая определяет спецификуметапредметной интеграции.
Все это заставляет учителя уходить от привычной структуры урока.
При использовании метапредметных технологий мне необходимо уметь сценировать урок. Основной единицей, с которой приходится иметь дело во время сценирования, является не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения– предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика.Реализуя сценарную технологию, работаю не с передачей информации и не столько с умениями-навыками, но со способностями учащихся.
Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса.
Какой урок можно назвать метапредметным? Попытаюсь раскрыть это понятие на основе изученного мной теоретического и практического материала педагогического сообщества и собственного педагогического опыта.
Метапредметный урок - это урок, целью которого является:
- умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;
- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Метапредметный урок - это урок, на котором:
- происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире;
- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося. На первый план выходит обучение способам работы с информацией;
- у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), то есть формируется умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
Метапредметный урок- это урок, с помощью которого:
- происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;
- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;
- можно подготовить ребенка к реальной жизни;
- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.
Признаки метапредметного урока:
1. Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся. Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов. Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.
2. Использование образовательных технологий:
- технология совместного обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- проектная деятельность;
- проблемно-диалогическая технология;
- развитие критического мышления через письмо и чтение;
- ТРИЗ;
- тьюторские технологии;
- игровая технология.
3. Организация внеурочной деятельности школьников:
- разработка и реализация надпредметных проектов;
- участие в исследовательской работе.