СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения. Интегрированные уроки.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметный результат -это новаторство в плане использования разного типа методических приемов.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения. Интегрированные уроки.»

Материал выступления на заседании МО учителей среднего звена





Дата заседания: 18.01.2018 г.

Вопрос: Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения. Интегрированные уроки.

ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными.

Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные учащимися межпредметные, надпредметные умения и УУД (общеучебные умения), способность выпускника к построению индивидуальной образовательной траектории. Наибольшую сложность вызывают метапредметные результаты. Оно состоит из известного всем учителям понятия «учебный предмет».

Метапредметный результат может означать результат, который:

- соучаствует в освоении учебных предметов;

- соединяет в некую общность учебные предметы;

- означает совокупное действие учебных предметов;

- возникает между предметами;

- возникает вслед за освоением учебных предметов;

- возникает для того, чтобы освоить учебные предметы, так сказать, обслуживает учебные предметы;

- изменяет, углубляет, расширяет понимание учебных предметов.

К метапредметным результатам относят:

- УУД (общеучебные умения и навыки)

- межпредметные умения и навыки

- надпредметные умения и навыки



Метапредметный подход включает в себя следующее:

1. Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.

2. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.

3. Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения, речевая и т.д.

4. Наконец, четвертая особенность – это новаторство в плане использования разного типа методических приемов. Таким образом, формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию, самообразованию (умению учиться).

Одним из новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.

Многие педагоги выдают межпредметные связи за интеграцию. Следует сразу развести понятие межпредметные связи и интегрированные уроки.

Межпредметные связи позволяют объяснить материал или закрепить его с опорой на знания по другому учебному предмету без участия педагога-специалиста.

При проведении интегрированного урока обязательно присутствие стольких учителей - предметников, сколько заявлено в теме урока. Работа их идет параллельно на протяжении всего урока. Все должно быть в унисон, тогда урок получается, как сказка. Довольны дети - рады учителя.

Для успешной реализации интегрированного обучения необходимо понимать функции интегрированных уроков:

1. Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.

2. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.

3. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.

4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.

5. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.



В свою очередь чтобы провести интегрированный урок необходимо учесть следующие условия (требования):

1. учитель должен выбрать объект изучения на уроке и внимательно проанализировать содержание урока;

2. определить тип урока, соответствующего ФГОС:

- урок формирования новых знаний ( урок-путешествие, урок-исследование, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, проблемный урок);

- урок открытия нового знания (урок-практикум, урок-сочинение, урок – деловая или ролевая игра, комбинированный урок, урок-путешествие);

- урок обобщения ( беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач);

3. подумать о технологиях самообразования учащихся (этот компонент выделяется и в УУД);

4. учитель не должен забывать и об использовании методов проблемного обучения;

5. продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы также является неотъемлемой частью интегрированного урока;

6. не забывать про учет возрастных психологических особенностей обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни;

Интеграция выполняет ряд функций в обучении:

Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.

Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.

Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.

Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.

Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом.

Приведу простейший пример. Многочисленные новые учителя пятиклассников обычно предъявляют им противоречивые требования к оформлению работы в тетради, и малыши теряются, долго не могут сориентироваться, найти золотую середину. В этом ярко проявляется один из недостатков школы: работающие в одном классе педагоги не имеют общей образовательной политики, не действуют как единый коллектив. В рамках же интегрированного курса учителя могут заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять работу, правильно строить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п.

Уроки, основанные на подобном взаимодействии преподавателей также относятся к интегрированным, хотя материал, изучаемый на них, может ни как не перекликаться между собой. Очень полезны взаимопосещения учителей, чтобы согласовать и скорректировать педагогические действия.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью ,компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока.

Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков).

Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортная.

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка».

Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.