СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод анкетирования в работе социального педагога.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метод анкетирования в работе социального педагога.»

Метод анкетирования в работе социального педагога.

Выполнила: Буцанец Алёна, 302 группа.

На нынешнем этапе своего становления социальная работа широко использует методы исследования, свойственные социологии и общей психологии (напр., анкетирование и интервьюирование, опрос общественного мнения, изучение документов и наблюдение в тестовых ситуациях). Методом исследования называют способ, путь получения необходимой информации о социально-психологических процессах.

В социальном исследовании особую роль играет метод анкетирования. Метод подробно разработан в социологии и активно стал использоваться в социальной работе. Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются цели сбора информации в письменной форме.

Анкетирование – (фр. enguête – расследование) – упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, представленный в виде опросного листа.

Анкетирование – методический прием получения информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования.

Анкетирование, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др.

Анкетирование дает возможность предложить вопросники стразу большому числу людей. Но нельзя утверждать, что все они могут дать искренние и полные ответы. Тем не менее, полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются методами математической статистики. Они могут служить основой для получения ориентировки в проблеме, выявления имеющей место тенденции в группе и формулирования выводов. Погрешность от неверных, неискренних и неточных ответов будет тем меньше, чем больше будет охвачено респондентов и чем представительнее будет их состав.



Анкетирование проводится либо с указанием лица респондента, либо, для большей объективности, анонимно, т.е. без указания фамилии анкетируемого.

В зависимости от предлагаемых вопросов анкеты могут быть:

– открытые (открытого типа) – ответ формулируется самим опрашиваемым (респондентом);

– полузакрытые (вопросы и вопросники) – можно выбрать ответ из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента;

– закрытые – респонденту необходимо выбрать один из предложенных готовых ответов, ответ в данном виде анкет называют выборочным.

Известно несколько типов анкет.

  1. Анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. Форма ответа - оценка в баллах степени выраженности того или иного личностного свойства, черт характера (инициативности, общительности, тревожности, самостоятельности и пр.). Отметим три основных типа анкет (рис. 1), применяемых в психологии:

  2. Анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?";

  3. Анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.;

  4. Анкеты- шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 баллов – уверенно «да»

4 балла – больше «да», чем «нет»

3 балла – «не знаю», «не уверен»

2 балла – больше «нет», чем «да»

1 балл – уверенно «нет».

Выбрав тему для анкетирования, исследователь составляет вопросы так, чтобы можно было ответить ни них конкретно. Как и в беседе, в анкетах не должно быть вопросов, задевающих достоинство личности, интимные моменты жизни.

Часто при оценке и использовании ответов важно знать, кому принадлежит оценка, мнение, совет или предложение, насколько в них отразилась позиция той или иной группы. Поэтому в анкету (обычно анонимную) полезно включить общие данные, характеризующие респондента: пол, возраст, стаж, профессия, должность, участие в том или ином виде деятельности, степень успешности в этой деятельности и др.

Опыт проведения опросов свидетельствует о том, что ответы даются содержательнее и полнее, когда в анкету включено небольшое количество вопросов (не более 7 – 10). Перегрузка анкеты большим перечнем вопросов затрудняет создание у респондента необходимой установки, увеличивает вероятность формальных ответов.

Кроме того, эффективность анкетирования зависит от того, насколько соблюдаются требования, предъявляемые к вопросам:

– вопросы закрытых анкет должны предполагать ответ только в одном смысле (лучше всего «да», «нет», «не знаю») или предлагать несколько ответов, из которых надо сделать выбор;

– нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной или социальной оценки своих качеств;

– вопросы должны быть, по возможности, лаконичными, точными, ясными по смыслу, доступными для понимания, простыми, конкретными;

– на выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов респондента;

– в анкете желательно иметь вопросы как в прямой, так и косвенной форме, как личные, так и безличные;

– целесообразно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий, фактов), затем трудные (выявляющие суждения, оценки), далее самые сложные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключение (последняя треть) – опять простые вопросы;

– вопросы анкет должны быть взаимосвязаны и частично по содержанию перекрывать друг друга. Это позволяет проверить достоверность ответов;

– вся анкета должны быть построена так, чтобы располагать респондентов к откровенности, но не внушать им ответ. При этом опрашиваемые должны быть уверены, что их откровенность не будет использована против них, поэтому многие анкеты могут быть анонимными, без указания фамилии респондентов.

Существуют определенные требования к анкетированию как методу исследования:

– апробирование («пилотаж») анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности, поиска оптимального варианта и объема вопросов;

– разъяснение перед началом опроса его целей и значения для результатов исследования;

– оставление возможности анонимных ответов;

– исключение возможности двусмысленного толкования вопросов, постановка их цепным и перекрестным способами, создающими у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и подтверждающими искренность ответов;

– сбор достаточно большого количества ответов;

– построение анкеты по принципу: от более простых вопросов к более сложным.

Целесообразно, чтобы анкета включала в свой состав 3 смысловые части:

– вводная, содержащая цель и мотивировку анкетирования, значимость участия в нем респондента, гарантию тайны ответов и четкое изложение правил заполнения анкеты;

– основная, состоящая из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответ;

– демографическая, призванная выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.

Как и любой метод исследования, анкетирование имеет достоинства и недостатки.

Достоинства анкетирования:

  • возможность охватить исследованием большое количество опрашиваемых, а следовательно выявить массовые явления, на основе анализа которых устанавливаются факты;

  • массовость обследования, большая скорость сбора информации;

  • легкая обработка результатов, широкое применение математических методов анализа данных;

  • возможность получения письменных ответов на такие вопросы, которые в устной форме остаются без ответа;

  • возможность сравнения результатов нескольких обследований;

  • удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа);

  • уменьшение вероятности неправильного понимания вопросов (в анкетах закрытого типа).

Недостатки анкетирования:

  • анкетный метод все же не позволяет полностью охарактеризовать все сферы личности;

  • с его помощью трудно рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию;

  • трудно рассчитывать на полные правильные, точные ответы, т.к. различные респонденты на вопросы могут отвечать по-разному, а потому часто возникают и трудности в классификации ответов;

  • ответы не всегда являются достаточным условием для окончательных выводов;

  • в анкетный опрос нельзя вмешиваться, изменять что-либо, поэтому данный метод нельзя назвать гибким;

  • объективность ответов не всегда высокая, т.к. респонденты могут отнестись к ответу недобросовестно;

  • анкетирование – искусственный, а не естественный метод;

  • жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности;

  • анкетирование не учитывает различное понимание вопросов респондентами.

Пример анкетирования при проведении работы социального педагога в начальных классах.

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(разработана профессором М. И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения:

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

0 - никогда.

Суждения:

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне кто-то не нравится, то я не буду с ним общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче провести обработку результатов, необходимо изготовить для каждого анкетируемого бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой, оценка социальной активности - с третьей строчкой, оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если он больше двух, но меньше трех, это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если же коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что этот учащийся имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Анкета «Семейное воспитание»

(для родителей)

Анкета поможет классному руководителю, социальному педагогу выявить тип семейного воспитания, понять, как развивается ребенок, его интересы и как у него складываются взаимоотношения с людьми - взрослыми и сверстниками.

1. Испытываете ли Вы трудности в воспитании ребенка?

2. Какими положительными чертами, качествами обладает Ваш ребенок?

3. Как они проявляются?

4. Что Вам не нравится в поведении Вашего сына (дочери)?

5. Каковы, по Вашему мнению, причины неадекватного поведения ребенка?

6. Оказывает ли кто-нибудь из окружающих взрослых или детей отрицательное влияние на него? В чем оно выражается?

7. Какие меры принимались Вами для исправления поведения сына (дочери)? Каковы результаты применения этих мер? Что вы намерены делать в этом направлении дальше?

8. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны школы, общественности?

9. Как Ваш ребенок проводит свободное время?

10. Как Вы помогаете ребенку в учебе, общественной работе, труде?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!