СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод фокальный объектов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование методов творческого решения поставленных задач на уроках труда (технологии) позволяет формировать креативное мышление обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Метод фокальный объектов»

Занятие № 30. Метод фокальных объектов (МФО). 11 класс.



Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материал и подготовка к восприятию нового.


Вопросы: 1. В чем суть метода морфологического анализа?

2. Что такое морфологическая матрица?

3. Перечислите этапы решения задачи методом морфологического анализа?

4. Раскройте недостатки этого метода.

5. Чем отличается метод ассоциаций от морфологического анализа?

6. В чем сущность ассоциативного мышления?


3. Изучение нового материала. Текущий инструктаж.


Задание:

Очень красивая женщина, плохо разбираясь в правилах дорожного движения ( у нее даже не было прав на вождение), остановилась на железнодорожном переезде, что запрещено для всех видов транспорта, развернулась и, не обращая внимание на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении. Все проходило на глазах полицейского, но он не реагировал на это. Почему?


МФО был предложен в 1953 году американцем Чарльзом Вайтингом. Свое название он получил, так как объект, который нужно улучшить берется в фокус.


Суть метода

состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносятся на совершенствующий объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления.

Сила метода – в нетрадиционном направлении творческого поиска, хорошие результаты в поиске новых и модификаций известных технологий и устройств, слабость – в случайности попадания в цель.


Этапы решения задач с помощью МФО:


  1. Анализ условий задачи, определение недостатков исходного объекта.

  2. Выбор нескольких случайных предметов, не имеющих отношение к задаче.

  3. Определение и запись в таблицу 6-10 признаков случайных предметов.

  4. Генерация новых решений путем соединения признаков случайных предметов. Оценка найденных решений и выбор лучшего из них, отвечающего условиям задачи.

  5. с исходным объектом, доработка и анализ полученных решений.


Например:

1. Цель – расширить ассортимент продукции завода для увеличения спроса на часы.


2. Выбор совершенно произвольно 3-4 объекта: лампа, рыба, машина, стол.


3. Составление списка характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват, тем лучше:

Лампа – прозрачная, стеклянная, светящаяся, круглая, грушевидная.

Рыба – чешуйчатая, имеет скелет.

Машина – на колесах, ездит.

Стол – широкий, деревянный, складной.


4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов:

Часы прозрачные – Часы светящиеся, чешуйчатые – Часы круглые, из косточек, складные.

Часы стеклянные – часы на колесиках, широкие – часы грушевидные, перемещаются по квартире (ездят), деревянные.


5. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Обсуждаются несколько хороших вариантов решения, имеющих свои достоинств в разных условиях применения.


Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.


Он является разновидностью метода МОФ. Его автор – Генрих Язепович Буш.

От МОФ он отличается тем, что дает большое число фокальных объектов со случайными. Расширении сочетаний достигается использование синонимов объекта.


Этапы работы:

  1. Определить синонимы объекта. Например: стул – кресло – табурет – пуф – скамейка.

  2. Произвольно выбрать случайные объекты. Например: решетка – карман – кольцо – цветок – пляж.

  3. Составить комбинацию по первым двум шагам. Например: стул с решеткой, стул с карманом, стул с кольцом, стул с цветком и т. д. Кресло с решеткой, кресло с карманом и т. д.

  4. Составить таблицу случайных признаков.

Решетка – металлическая, пластмассовая, плетенная, сварная, гибкая, мелкая.

Карман – передний, боковой, с молнией, для носовых платков.

Кольцо – металлическое, деревянное, витое, надувное, с покрытием, для птиц.

Цветок – однолетний, многолетний, душистый, пятнистый, горный, осенний, симметричный, волосистый.

Пляж – морской, речной, солнечный, узкий, широкий, длинный.


  1. Генерируем идеи путем поочередного присоединения к объекту и его синонимов признаком из таблицы.

Например: Стул металлический, сварной; плетенный гибкий.

Стул с карманами для носовых платков детских. Стул душистый волосистый симметричный. Стул солнечный и широкий.

  1. Принимаем решение: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных идей?

  2. Оцениваем и отбираем рациональные варианты.


  • В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которые можно помешивать лишь холодный чай, так как они плавятся в горячей воде; зонт, растворяющий под водой; ручка брызгающая чернилами высыхающие быстро т. д.

Предложите свою идею шутки – не злой, не пугающей, не портящей настроение.

  • Составьте ассоциативную цепочку шагов по такому принципу: объект – характеристика – объект – характеристика…..



Вопросы:

  1. Чем отличается МФО от гирлянд ассоциаций?

  2. Какие преимущества и недостатки МФО?

3. Назовите основные этапы решения МФО.