СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод интервалов (9 класс)

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метод интервалов (9 класс)»

Выполнила Дзюба Светлана Ивановна, учитель математики МБОУ «Средняя школа №53 города Макеевки».

Выполнила Дзюба Светлана Ивановна, учитель математики МБОУ «Средняя школа №53 города Макеевки».

Метод интервалов Решение неравенств

Метод интервалов

Решение неравенств

Для начала: определение квадратного неравенства.   Неравенство — алгебраическое выражение, в котором используются знаки ≠, , ≤, ≥. Числовое неравенство — это такое неравенство, в записи которого по обе стороны от знака находятся числа или числовые выражения. Решение — значение переменной, при котором неравенство становится верным. Решить неравенство значит найти множество, для которых оно выполняется. Квадратное неравенство выглядит так: где x — переменная, a, b, c — числа, при этом а ≠ 0.

Для начала: определение квадратного неравенства.

  • Неравенство — алгебраическое выражение, в котором используются знаки ≠, , ≤, ≥.
  • Числовое неравенство — это такое неравенство, в записи которого по обе стороны от знака находятся числа или числовые выражения.
  • Решение — значение переменной, при котором неравенство становится верным.
  • Решить неравенство значит найти множество, для которых оно выполняется.
  • Квадратное неравенство выглядит так:

где x — переменная,

a, b, c — числа,

при этом а ≠ 0.

Квадратные неравенства можно решить двумя способами: Графический метод Метод интервалов Примеры решения

Квадратные неравенства можно решить двумя способами:

Графический метод

Метод интервалов

Примеры решения

Графический метод Повторим

Графический метод

Повторим

0 . Если дискриминант больше нуля, тогда у квадратного уравнения есть два корня ; D . Если дискриминант меньше нуля, тогда у квадратного уравнения нет корней . В зависимости от полученных корней и знака коэффициента a , возможно одно из шести расположений графика функции у = ax² + bx + c . " width="640"

Решение неравенства графическим методом

При решении квадратного неравенства необходимо найти корни соответствующего квадратного уравнения ax² + bx + c = 0 . Чтобы найти корни, нужно найти дискриминант данного уравнения.

Как дискриминант влияет на корни уравнения:

  • D = 0 . Если дискриминант равен нулю, тогда у квадратного уравнения есть один корень ;
  • D 0 . Если дискриминант больше нуля, тогда у квадратного уравнения есть два корня ;
  • D . Если дискриминант меньше нуля, тогда у квадратного уравнения нет корней .

В зависимости от полученных корней и знака коэффициента a , возможно одно из шести расположений графика функции у = ax² + bx + c .

Решение неравенства графическим методом (продолжение) Если требуется найти числовой промежуток, на котором квадратный трехчлен ax² + bx + c больше нуля, то этот числовой промежуток находится там, где парабола лежит выше оси ОХ . Если нужно найти числовой промежуток, на котором квадратный трехчлен ax² + bx + c меньше нуля — это числовой промежуток, где парабола лежит ниже оси ОХ . Если квадратное неравенство нестрогое, то корни входят в числовой промежуток. А если строгое — не входят.

Решение неравенства графическим методом (продолжение)

Если требуется найти числовой промежуток, на котором квадратный трехчлен ax² + bx + c больше нуля, то этот числовой промежуток находится там, где парабола лежит выше оси ОХ .

Если нужно найти числовой промежуток, на котором квадратный трехчлен ax² + bx + c меньше нуля — это числовой промежуток, где парабола лежит ниже оси ОХ .

Если квадратное неравенство нестрогое, то корни входят в числовой промежуток. А если строгое — не входят.

Метод интервалов

Метод интервалов

, Сейчас мы узнаем про интервалы в контексте решения квадратных неравенств. Интервал — это некий промежуток числовой прямой, то есть все возможные числа, заключенные между двумя числами — концами интервала. Представить эти промежутки не так просто, поэтому интервалы принято рисовать. " width="640"

Решение неравенства методом интервалов

Метод интервалов — это специальный алгоритм, который предназначен для решения рациональных неравенств.

Рациональное неравенство имеет вид f(x) ≤ 0, где f(x) — рациональная функция. При этом знак может быть любым: ,

Сейчас мы узнаем про интервалы в контексте решения квадратных неравенств.

Интервал — это некий промежуток числовой прямой, то есть все возможные числа, заключенные между двумя числами — концами интервала. Представить эти промежутки не так просто, поэтому интервалы принято рисовать.

Алгоритм решения квадратных неравенств методом интервалов: Найти нули квадратного трехчлена ax² + bx + c из левой части квадратного неравенства. Изобразить координатную прямую и при наличии корней отметить их на ней. Если неравенство строгое, нужно отметить корни пустыми (выколотыми) точками. Если нестрогое — обычными точками. Именно эти точки разбивают координатную ось на промежутки. Определить, какие знаки имеют значения трех-  члена на каждом промежутке (если на первом шаге  нашли нули) или на всей числовой прямой (если ну-  лей нет) . И проставить над этими промежутками +  или − в соответствии с определенными знаками.

Алгоритм решения квадратных неравенств методом интервалов:

  • Найти нули квадратного трехчлена ax² + bx + c из левой части квадратного неравенства.
  • Изобразить координатную прямую и при наличии корней отметить их на ней. Если неравенство строгое, нужно отметить корни пустыми (выколотыми) точками. Если нестрогое — обычными точками. Именно эти точки разбивают координатную ось на промежутки.
  • Определить, какие знаки имеют значения трех- члена на каждом промежутке (если на первом шаге нашли нули) или на всей числовой прямой (если ну- лей нет) . И проставить над этими промежутками + или − в соответствии с определенными знаками.
или ≥ — наносим штриховку над промежутками со знаками +. Если неравенство со знаком В результате получаем геометрический образ некоторого числового множества — это и есть решение неравенства. Либо вместо штриховки можно нарисовать «арки» для интервалов. Справа налево, начиная с +, проставить чередуя знаки + и −. Выбрать необходимые интервалы и записать ответ. " width="640"

Алгоритм решения квадратных неравенств методом интервалов (продолжение):

  • Если квадратное неравенство со знаком или ≥ — наносим штриховку над промежутками со знаками +. Если неравенство со знаком
  • В результате получаем геометрический образ некоторого числового множества — это и есть решение неравенства.
  • Либо вместо штриховки можно нарисовать «арки» для интервалов. Справа налево, начиная с +, проставить чередуя знаки + и −.
  • Выбрать необходимые интервалы и записать ответ.

Немного подробнее про 3 шаг алгоритма

Для примера возьмем трехчлен x² + 4x - 5 , его корнями являются числа -5 и 1, они разбивают числовую ось на три промежутка: (-∞, -5), (-5, 1) и (1, +∞).

Определим знак трехчлена x² + 4x - 5 на промежутке (1, +∞) . Для этого вычислим значение данного трехчлена при некотором значении x из этого промежутка. Можно брать любое значение переменной, главное — чтобы вычисления были простыми. В нашем случае, возьмем x = 2 . Подставим его в трехчлен вместо переменной x :

  • 2² + 4 * 2 - 5 = 4 + 8 - 5 = 7.

7 — положительное число. Это значит, что любое значение квадратного трехчлена на интервале (1, +∞) будет положительным. Так мы определили знак плюс.

Определим знаки на оставшихся двух промежутках. Начнем с интервала (-5, 1) . Из этого интервала можем взять x = 0 и вычислить значение квадратного трехчлена при этом значении переменной:

  • 0² + 4 * 0 - 5 = 0 + 0 - 5 = -5.

Так как -5 — отрицательное число, то на этом интервале все значения трехчлена будут отрицательными. Так мы определили знак минус.

Осталось определиться со знаком на промежутке (-∞, -5) . Возьмем x = -6 , подставляем:

  • (-6)² + 4 * (-6) - 5 = 36 - 24 - 5 = 7.

Следовательно, искомый знак — плюс.

0 , последовательность знаков: +, −, +, если a , последовательность знаков: −, +, −. Можно также сделать вывод о знаках по значению старшего коэффициента a : если a 0, последовательность знаков: +, +, если a Например -4x^2 - 7 не имеет корней и на промежутке (−∞, +∞) его значения отрицательны, так как коэффициент при x² есть отрицательное число -4, и свободный член -7 тоже отрицателен. Когда квадратный трехчлен при D 0 имеет два корня, то знаки его значений на промежутках чередуются. Это значит, что достаточно определить знак на одном из трех промежутков и расставить знаки над оставшимися промежутками, чередуя их. В результате возможна одна из двух последовательностей: +, −, + или −, +, −. Если квадратный трехчлен при D = 0 имеет один корень, то этот корень разбивает числовую ось на два промежутка, а знаки над ними будут одинаковыми. Это значит, что достаточно определить знак над одним из них и над другим поставить такой же. При этом получится, либо +, +, либо −, −. Когда квадратный трехчлен корней не имеет (D a , так и со знаком свободного члена c . " width="640"

Плюс или минус: как определить знаки

Можно сделать вывод о знаках по значению старшего коэффициента a :

если a 0 , последовательность знаков: +, −, +,

если a , последовательность знаков: −, +, −.

Можно также сделать вывод о знаках по значению старшего коэффициента a :

если a 0, последовательность знаков: +, +,

если a

Например -4x^2 - 7 не имеет корней и на промежутке (−∞, +∞) его значения отрицательны, так как коэффициент при есть отрицательное число -4, и свободный член -7 тоже отрицателен.

  • Когда квадратный трехчлен при D 0 имеет два корня, то знаки его значений на промежутках чередуются. Это значит, что достаточно определить знак на одном из трех промежутков и расставить знаки над оставшимися промежутками, чередуя их. В результате возможна одна из двух последовательностей: +, −, + или −, +, −.
  • Если квадратный трехчлен при D = 0 имеет один корень, то этот корень разбивает числовую ось на два промежутка, а знаки над ними будут одинаковыми. Это значит, что достаточно определить знак над одним из них и над другим поставить такой же. При этом получится, либо +, +, либо −, −.
  • Когда квадратный трехчлен корней не имеет (D a , так и со знаком свободного члена c .
0. Второй: х - 2. Для этого сомножителя такая «знаковая» точка: х = 2. Вывод: знак произведения (х - 3) * (х - 2) меняется только при переходе переменной через значения х = 3 и х = 2. Построим чертеж . " width="640"

Пример 1. Решить неравенство методом интервалов: x² - 5x + 6 ≥ 0.

  • Как решаем:
  • Разложим квадратный трехчлен на множители .

Неравенство примет вид:

(х - 3) * (х - 2) ≥ 0

  • Проанализируем два сомножителя :

Первый: х - 3. Этот сомножитель может поменять знак при х = 3, значит при х 0 принимает положительные значения: х - 3 0.

Второй: х - 2. Для этого сомножителя такая «знаковая» точка: х = 2.

Вывод: знак произведения (х - 3) * (х - 2) меняется только при переходе переменной через значения х = 3 и х = 2.

  • Построим чертеж .
0 (2,5 - 3) (2,5 - 2) = -0,5 * 0,5 = - 0,25 Вывод: при х 0. Отобразим эти данные на чертеже: Вывод: при 2 " width="640"

Пример 1. Решить неравенство методом интервалов: x² - 5x + 6 ≥ 0.

  • Рассмотрим интервалы в том же порядке, как пишем и читаем: слева направо.
  • 2
  • х

Подставляем:

(-1 - 3) * (-1 - 2) = -4 * (-3) = 12; 12 0

(2,5 - 3) (2,5 - 2) = -0,5 * 0,5 = - 0,25

Вывод: при х 0. Отобразим эти данные на чертеже:

Вывод: при 2

3 — на этом интервале ситуация не изменяется. Значит нужно взять любое значение из этого интервала и подставить его в произведение. Например: х = 25. Исходное неравенство : (х - 3) * (х - 2) ≥ 0. Если (х - 3) * (х - 2) 0: Подставляем: (x - 3) * (x + 3/2) 0. (25 - 3) (25 - 2) = 22*23 = 506 0 Если (х - 3) (х - 2) = 0 — при х1 = 3, х2 = 2. Вывод : при х 3 верно неравенство (х - 3) * (х - 2) 0. Внесем эти данные в чертеж. Удовлетворяющие неравенству точки закрасим, а не удовлетворяющие — оставим пустыми. Ответ: х ≤ 0, х ≥ 3. " width="640"

Пример 1. Решить неравенство методом интервалов: x² - 5x + 6 ≥ 0.

  • х 3 — на этом интервале ситуация не изменяется. Значит нужно взять любое значение из этого интервала и подставить его в произведение. Например: х = 25.
  • Исходное неравенство : (х - 3) * (х - 2) ≥ 0. Если (х - 3) * (х - 2) 0:

Подставляем:

(x - 3) * (x + 3/2) 0.

(25 - 3) (25 - 2) = 22*23 = 506 0

Если (х - 3) (х - 2) = 0 — при х1 = 3, х2 = 2.

Вывод : при х 3 верно неравенство (х - 3) * (х - 2) 0. Внесем эти данные в чертеж.

Удовлетворяющие неравенству точки закрасим, а не удовлетворяющие — оставим пустыми.

Ответ: х ≤ 0, х ≥ 3.

(самостоятельно) Примените метод интервалов для решения неравенства х²+4х+3  Как решить неравенство методом интервалов нам уже известно. Поэтому можем оформить решение кратко: Ответ: -3

(самостоятельно)

Примените метод интервалов для решения неравенства х²+4х+3

  • Как решить неравенство методом интервалов нам уже известно. Поэтому можем оформить решение кратко:

Ответ: -3

Пример 2. Выполнить решение квадратного неравенства методом интервалов: Находим корни квадратного трехчлена, который находится в левой части: Так как мы решаем строгое неравенство, то на координатной прямой изображаем выколотую точку с координатой 7: Теперь определим знаки на двух полученных промежутках (−∞, 7) и (7, +∞).  Это легко сделать, потому что дискриминант квадратного трехчлена равен нулю, а старший коэффициент со знаком минус. Фиксируем знаки: −, −: Так как мы решаем неравенство со знаком Очевидно, решениями являются оба промежутка (−∞, 7), (7, +∞). Ответ: (−∞, 7), (7, +∞).

Пример 2. Выполнить решение квадратного неравенства методом интервалов:

  • Находим корни квадратного трехчлена, который находится в левой части:
  • Так как мы решаем строгое неравенство, то на координатной прямой изображаем выколотую точку с координатой 7:
  • Теперь определим знаки на двух полученных промежутках (−∞, 7) и (7, +∞). Это легко сделать, потому что дискриминант квадратного трехчлена равен нулю, а старший коэффициент со знаком минус. Фиксируем знаки: −, −:
  • Так как мы решаем неравенство со знаком
  • Очевидно, решениями являются оба промежутка (−∞, 7), (7, +∞).

Ответ: (−∞, 7), (7, +∞).

На этом урок завершён, спасибо за внимание!

На этом урок завершён, спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс