Тема: "Использование метода интерактивной игры с детьми старшего дошкольного возраста"
Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка.
Оно означает возможность активно взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Иными словами, ключевым определением, метода интерактивной игры является:
Интерактивный метод - это активный метод обучения. То есть это такой метод, который организует процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников (игроков) возникает некое новое знание и опыт, родившиеся непосредственно в ходе игрового процесса, либо явившиеся результатом этой игры.
А если еще короче, то интерактивная игра - это активная обучающая игра. Чаще всего такие игры используют для обучения детей.
Основной метод проведения этой игры - интервенция, т.е. вмешательство.
Похожие названия этой игры: моделирующая игра, структурирующее упражнение, ролевая игра.
В роли вмешивающегося персонажа выступает ведущий, который в зависимости от целей игры должным образом вторгается в коммуникативные отношения лиц, составляющих группу играющих. Он направляет их активность в необходимое русло.
Предлагая в детском коллективе интерактивные игры, вы тем самым дарите им совершенно особое время - игру в действии, которая не только развлекает, но развивает ее участников. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения.
И.игры способствуют:
развивают навыков позитивного общения;
повышению наблюдательности и точности восприятия;
увеличению результативность работы памяти;
более интенсивному развитию свойств внимания(устойчивость, концентрация, распределение, переключение)
повышению способности анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Кроме этого, воспитывают доброжелательную личность именно при групповой работе, а не при индивидуальном контакте, дети учатся видеть себя как бы со стороны, оценивают свои поступки, чувствуют настроение товарищей;
Интерактивные игры учат понимать механизм конструктивного взаимодействия с окружающими, преодолевать психологические барьеры. Здесь используем следующую схему: получение знаний → анализ поведения других детей → планирование своего поведения → реализация замысла.
Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
1.Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
2. Детей знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которую надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
3.В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
4.По окончании игры (после небольшой паузы, призванной успокоить эмоции) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).
Результатом хорошо организованной и эффективно проведенной интерактивной игры могут быть изменения в восприятии участников, инсайт, который приводит к быстрому, немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы.
Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели.
Организовывая интерактивную игру с детьми, важным моментом является создание условий совместной деятельности. Например, сидя на ковре, ребята чувствуют себя удобно и готовы к приобретению опыта взаимодействия друг с другом. В обстановке ненавязчивого общения легко понимают себя и других, приобретают собственный стиль поведения. Роль взрослого в интерактивной игре сводится к координированию деятельности детей на достижение поставленных целей.
Данный метод- метод интерактивной игры используется мной при реализации модифицированной программы "В гости к Тому".
Описанный выше метод активно применяется мной при реализации программы по английскому языку для детского сада, составленной на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования Детство / Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзе и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014.
Том это английский кот, который на первом вводном занятии, прилетел в гости к ребятам, познаомился и пригласил к себе в гости, в Англию. Уже со следующего занятия начинается наше путешествие.
Программа состоит из 12 тем. Каждая тема это станция, на которую они попадают через "magic door" (волшебную дверь) по порталу-обручу. Для поощрения, я использую "лапкм-пятюни", это привет от Тома. Иногда Том им присылает письмо с сюрпризами-наклейками, которые очень нравятся деткам. На последнем уроке планируется прибытие в Англию, где дети встретятся с семьей Тома и будут разговаривать с ними по английский. Свободное общение с использованием изученных фраз и будет являться показателем успешного освоения программы дошкольниками.