План-конспект урока
По программе «Технология» для 10-11 классов, под редакцией В.Д. Симоненко, Москва, Издательский центр «Вентана- Граф», 2013.
Тема программы: «Как ускорить процесс решения творческих задач».
Тема урока: «Метод мозговой атаки».
Цель урока: получение опыта в быстрого генерирования большего числа идей с применением метода мозговой атаки.
Задачи урока:
образовательная – расширить представления учащихся о методах творческого решения изобретательских задач;
воспитательная – воспитать потребность к проявлению инициативы и умение работать в коллективе;
развивающая – развить навыки решения творческих изобретательских задач.
Методы проведения занятия:
опрос для закрепления пройденной темы;
задачи на развитие творческого мышления;
беседа с закреплением материала в ходе урока;
решение проблемных ситуации с помощью метода «мозговой атаки».
Объект труда:
Материально-техническое оснащение
Ход урока
Организационная часть – 1 мин.
Проверка готовности к уроку.
Целевая установка.
Повторение пройденного материала – 5 мин.
Решите задачу. Выполняет 1 группа. Запишите как можно больше принципиально различных предметов, которые могут быть:
Фронтальный опрос:
Дайте определение творческому мышлению?
Предполагаемый ответ: Творческое мышление (приводящее к новому, неизвестному результату).
Дайте определение репродуктивному мышлению?
Предполагаемый ответ: репродуктивное (действующего в рамках известных правил).
Что такое интуиция?
Предполагаемый ответ: это знание, возникновение без осознания путей и способов их получения (неосознанно накопленный опыт и способность к целостному видению проблемы).
Какие методы решения изобретательских задач вы знаете?
Предполагаемый ответ: прямая МА, обратная МА, метод ассоциации.
Изложение нового материала – 5 мин.
Один из таких методов мы рассмотрим сегодня на уроке.
Это метод «Мозговой атаки»
Сейчас мы с вами рассмотрим суть и правила организации МА, кроме этого, научимся решать задачи, применяя данный метод.
Хочу начать урок словами писателя Г. Кружкова который высказал свое мнение о методе «мозговой атаки»: «Если у ученых дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают… играть в «чепуху», т.е. начинают вслух выдвигать разные идеи, какие кому в голову взбредут, - даже самые фантастичные. Например, нужно построить небывалых размеров купол над стадионом. Один говорит: «Насыпать гору, покрыть ее асфальтом, а потом гору выскрести из-под асфальта». Второй: «Поймать миллион пауков и заставить сплести купол из паутины». Четвертый: «Натянуть огромное полотнище, а потом намочить и заморозить» и т.д. А магнитофон крутится и заносит всю эту чепуху на пленку. Потом ученые эту пленку внимательно прослушивают. Среди вороха бредовых идей очень часто оказывается именно та неожиданная, но верная идея, которую раньше никак не могли найти»
В данном высказывании отражена вся суть «мозговой атаки». Опираясь на данное высказывание, составьте план нашего урока.
План: (предполагаемый ответ)
Опираясь на предложенный план, рассмотрим суть «мозговой атаки» более подробно.
Предполагаемый ответ: «Мозговая атака» - это метод коллективного творческого поиска решения проблемы.
Предполагаемый ответ: «Что, где, когда?», «Брейн-ринг».
Метод «мозговой атаки» был изобретен американским исследователем А. Ф. Осборнов в 1936 году. Автором было замечено, что люди, вовлеченные в «мозговой штурм», обладают большим творческим потенциалом, который раскрывается в момент большого увлечения и отсутствия страха оценки.
Опираясь на высказывания Кружкова Г. , попробуйте определить цель МА.
Предполагаемый ответ: Целью метода является изобретение как можно большего количества разнообразных идей в группе и найти одно верное.
Планируя МА необходимо знать, что она состоит из трех фаз.
Предполагаемый ответ:
В течение фазы генерирования (первая фаза) лидер просматривает правила мозговой атаки с членами команды.
Лидер знакомит с объектом для мозговой атаки, уточняет его.
Выбирается протоколист для того, чтобы записать идею.
Когда начинается фаза генерирования, то каждый член команды включается в нее, продолжает активную деятельность, пока не закончатся все идеи.
уточнение;
В течение фазы уточнения (вторая фаза мозговой атаки) команда просматривает лист, чтобы убедиться, что каждый член команды понимает все пункты, занесенные в лист, а также предотвратить повторения.
оценка.
Наконец, в течение фазы оценивания (третья фаза) команда вновь просматривает лист, чтобы вычеркнуть все неуместные предложения или идеи, которые не могут быть реализованы.
Эти фазы должны переходить одна в другую, поочередно. Ударение делается на количестве, а не на качестве идей. Мозговая атака - это отличный прием для того, чтобы использовать творческое мышление команды.
Только после этого можно приступать к Мозговой Атаки.
Для того чтобы МА принесла результат, ее проведение строится на определенных правилах.
Познакомимся с этими правилами.
Правила проведения «мозговой атаки»:
Четко укажите задачу мозговой атаки.
Выдвигайте идеи поочередно, всей группой.
Представляйте одну идею.
Не критикуйте и не обсуждайте никакие идеи.
Если необходимо, то передайте очередь выдвижения идеи соседу.
Стройте свои идеи на мыслях других.
Записывайте идеи.
Разделите во времени процесса МА на два этапа:
- порождения идей;
- анализ предложенных идей.
Чем больше идей, тем больше вероятность нахождения правильного решения.
Реалистичность на этапе анализа идей.
И в завершении хотела бы дать несколько рекомендаций, которые помогут вам организовать МА
Инструкции:
Выбрать секретаря (фиксирует идеи).
Повторить правила МШ.
За отведенное время высказать как можно больше идей по решению проблемы.
Зачитать все идеи громко.
Выбрать три идеи, которые могут быть реализованы для решения поставленной задачи.
Объяснить свой выбор.
Для того чтобы понять принцип МА. Давайте вместе с вами решим задачу, используя данный метод. Выполняя практическую работу, составьте вопросы по данной теме.
Практическая работа – 26 мин.
На задание отводится 10 мин. (из них 5 мин.- на обсуждение и 1 минута на объяснение выбранных идей).
Задание: Соблюдая правила «мозговой атаки», придумайте пробку, которая могла бы без зазора пройти через любое из трех изображенных отверстий.
Задания для 3 групп.
![]()
![]()
![]()
![]()
Представление алгоритма решения задач – 5 мин.
![]()
![]()