СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

интересная статья для работников  ДОУ. Учителя также могут воспользоваться

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса»

Технология проектной деятельности как средство повышения профессионального уровня педагогов.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса.

  2. Методическое руководство проектной деятельностью в ДОУ.

  3. Особенности организации проектной деятельности дошкольников.

  4. Заключение.

















































1.Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса.

Метод проектов- это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей- исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. Данный факт, а также анализ состояния практики по использованию инновационных технологий позволяет выбрать метод проекта в качестве средства повышения профессиональной компетентности воспитателей и оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.

Задачами педагогической деятельности становится воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

Внедрение в практику технологию- метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи.

Положительные моменты технологии метода проектов:

• увлеченность детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;

• организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса;

•максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Зна­ ния нужны детям и поэтому интересны;

• развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию — приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия; • социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие — иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Технология проектной деятельности предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из этапов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).

• в каких источниках можно найти информацию.

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта — практическая часть.

4.Публичное представление продукта проектной деятельности.

5. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.


Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого- физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Так в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Классификация проектов может быть выполнена по разным основаниям.

Например:

- по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;

- по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;

- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;

- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);

- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный проекты;

- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный проекты.

Типы проектов в ДОУ

(по Л.В Киселевой)



п/п

Тип проекта

Содержание

Возраст детей

1.

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна

Старший дошкольный возраст

2.

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Со второй младшей группы

3.

Информационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию, реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Со средней группы

4.

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Со второй младшей группы



Виды проектов в ДОУ:

1.     Индивидуальный

2.     Групповой

3.     Межгрупповой

4.     Комплексный

 Продолжительность проектов в ДОУ

1.     Краткосрочный проект (одно или несколько занятий, 1 неделя— месяц)

2.     Проект средней продолжительности (2—4 месяца)

3.     Долгосрочный проект (учебный год)











2. Методическое руководство проектной деятельностью в ДОУ.

Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении - это процесс повышения компетентности и мастерства, достижения качественно высоких результатов образовательного процесса. Проблема методического руководства педагогическим процессом разрабатывалась в исследованиях К.Ю. Белой, Г.А. Победоносцева, М.М. Поташника, В.П. Симонова и др. Приобрели актуальность системный, диагностико- аналитический подходы к управлению, вариативность выбора методического руководства в дошкольном образовательном учреждении. В.П. Симонов акцентирует внимание на что, «...главное в методическом руководстве педагогического процесса оказание действенной своевременной помощи воспитателю. Это весьма существенно и важно, т.к. где сильное методическое руководство, там серьезные, результативные успехи педагогического коллектива». В последние годы интерес российских ученых к методической деятельности растет. В исследованиях Е.С. Евдокимовой, Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, Г.К. Селевко, П.И. Третьякова определены сущность, цели и задачи методического руководства, развития профессиональной компетентности педагогов.

Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно- аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно- коррекционной

Содержание методического руководства старшего воспитателя по проектной деятельности (по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)

Функции управления

Содержание методической работы старшего воспитателя

1.Информационно - аналитическая

Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике.

2. Мотивационно - целевая

Совместно с руководителем ДОУ и педагогами определяет цели и задачи метода проектов. Помогает педагогам в организации проектной деятельности.

3Планово- прогностическая.

Прогнозирует развитие проектной деятельности.

4. Организационно – исполнительская

Анализирует выполнение плана работы по проектной деятельности. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания творческой группы: выявляет недостатки, упущения, демонстрирует положительные наработки в реализации проектов. Организует открытые занятия, мероприятия. Проводит педагогическое обследование детей, анкетирование педагогов, родителей. Оказывает педагогам помощь в осуществлении взаимодействия с социумом.

5.Контрольно – диагностическая.

Осуществляет с заведующей ДОУ, творческой группой педагогов контроль за организацией и проведением проектов, оценивает положительное, недоработки проектной деятельности.

6.Регулятивно – коррекционная (оперативно - функциональное регулирование)

Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации проектов, повышения компетентности педагогов по вопросам проведения проектной деятельности.

Работа с педагогами в условиях проектной деятельности занимает особое место в системе управления дошкольного образования, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. В условиях проведения проектной деятельности необходимы педагоги, способные вести не только практическую, но и экспериментальную работу: находить и на практике проверять новые идеи, выстраивать систему работы, уметь прогнозировать результаты, владеть диагностикой.

   В условиях проектной деятельности необходимы новые подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Одной из основных задач методического руководства- повышение педагогических знаний по вопросам организации проектной деятельности. 



3.Особенности организации проектной деятельности дошкольников.

«Метод проектов» как одна из ведущих технологий, реализуемых в системе общего образования, имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые предполагают затруднения, связанные с организацией самостоятельной работы детей в силу их возрастных особенностей.

Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи:

  • во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

  • во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления, возможности для проявления которого предоставляет проектная деятельность;

  • в-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.

Дети 3-5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Дети 5-6 лет.

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Дети 6–7 лет.

Увеличивается доля самостоятельной деятельности детей.

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Кроме того, в дошкольном образовании более уместно говорить о минипроектах, выполнение которых приучает детей к алгоритму проектной деятельности, но предполагает значительную часть совместной работы детей и педагога.

При этом участие детей в минипроектах поможет связать образовательный процесс с реальными событиями из жизни ребёнка, что, в свою очередь, служит мощным мотивирующим фактором. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах. 1.Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной- все действия ребенок выполнил в рамках продуктивной деятельности. Проектная деятельность возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением. Например, ребенок видит, что во время рисования кисточки пачкают стол. Если он увидит эту ситуацию как проблемную, то может прийти к выводу, что нужно сделать что-то такое, куда можно положить или поставить кисточки, чтобы они не пачкали все вокруг. В этом случае действия ребенка попадают в зону ближайшего развития: с одной стороны, это новый опыт для ребенка, а с другой, ребенок не сможет реализовать свой замысел без участия взрослого. 2.Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Входе продуктивной деятельности взрослый предлагает образец и задает алгоритм действий ребенка. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. При этом важно не просто выбрать один вариант, а обсудить возможные варианты, их эффективность и только потом решить, что именно нужно сделать. Замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности, поэтому ему трудно рассчитывать на помощь других детей. Необходимо участие взрослого, в первую очередь родителей. Совместная реализация детского замысла позволяет взрослым и детям лучше понять друг друга и установить доверительные отношения. Педагоги не должны выполнять творческое действие за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или выдвижение возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию, но не должен предлагать свои варианты решения, то есть он должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу.

3.Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности. Субъектность ребенка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть идею ранее не высказанную другими детьми) либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В любом случае педагог должен подчеркнуть своеобразие его идеи и поощрить за высказывание своего мнения.

4.Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов. Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него чем- то значима. Поэтому прежде чем приступать к решению проблемы, нужно понять, что именно вызвало отклик у ребенка. Малышу важно научиться прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах своей деятельности.

5.Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата- того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

4.Заключение.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка- дошкольника.

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей- познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки- они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей- она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско- родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!