Научная статья «Метод проектов как методический ресурс для развития познавательных УУД»
Палецкая И.В. учитель английского языка
В течение нескольких дет я работаю по этой теме и нашла много возможностей применения этого метода при обучении английскому языку. Познавательные УУД, на мой взгляд, являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают ребенку умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи. Работа над проектом как раз и способствует тому, чтобы ученик осознал познавательную задачу; построил траекторию поиска, исследования, нашел нужную информацию в дополнительной литературе; осуществил для решения поставленных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, установил причинно-следственные связи, сделал обобщения и выводы, придумал способ наглядной подачи полученной информации. Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в готовом виде. Идея использования проектной деятельности для меня очень привлекательна, потому что позволяет научить детей не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни. Большим плюсом проектного метода является то, что каждый ученик, независимо от его успеваемости, может проявить себя в ходе подготовки и представления проекта. Этот метод помогает научить школьников ориентироваться в типичных ситуациях общения, в печатной и музыкальной продукции страны изучаемого языка, в реалиях своей страны, в реалиях страны изучаемого языка, в произведениях искусства, в филологических явлениях. Этот метод помогает образовать «мостик», объединяющий достижение развивающих целей (прежде всего познавательных УУД) с достижением учебных целей (рецептивных и продуктивных компетенций, социо-культурных и т.п.).
Достижению хороших результатов работы способствует знание так называемых «этапов» проектной деятельности:
1. Подготовительный: создание творческой атмосферы в коллективе, нацеливание участников на поиск и выявление конкретной, отвечающей их интересам проблемы, выдвижение гипотез по ее решению.
2. Организационный: планирование деятельности, выбор методов работы, определение источников информации, организация групп и др.
3. Деятельностный: работа над проектом, промежуточный контроль деятельности участников, консультация с педагогом-координатором, подготовка к защите проекта.
4. Презентативно-оценочный: представление результатов, защита проекта, анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов.
Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Как уже отмечалось, отличительная черта проектной методики - особая форма организации. В обучении иностранному языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником и другими учебными средствами и может быть включена в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся
1. Организационный этап
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты. Зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.
На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:
- разумно определить временные рамки;
- продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
- обсудить план написания текстового сопровождения и создания иллюстрации;
- выбрать оптимальную форму презентации результатов;
- составить и обсудить примерный план работы.
В работе над проектом на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника. Выполняют упражнения в рабочей тетради, учебнике, которые затем помогут им описать тему своего проекта.
2. Выполнение проекта
Практическая работа над проектом начинается на стадии "Закрепления материала” и "Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Ученик сам для себя решает: ограничиться ли учебником (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, Интернету), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. Учащимся предоставляется возможность использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
Именно здесь происходит моя основная работа с учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Таким образом, продолжается совершенствование и расширение лексического запаса.
Естественно, что текстовой материал многократно просматривается и обсуждаются достоинства и недостатки, даются советы, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить. Вместе с учеником обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на немецком языке. У ребят исчезает страх перед языком, они лучше усваивают его логическую систему.
3. Презентация.
На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Большинство проектов выполняется с использованием Интернета и оформлением результатов в виде презентаций. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере. Но некоторые дети, особенно с развитыми художественными навыками оформляют свои проекты в виде мини-книжек., коллажей. Такой способ обучения позволяет привлечь как одаренных, так и слабоуспевающих детей.
4. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. Итог проектной работы предусматривает анализ и выбор лучшей работы.
Мы видим, что в ходе работы над проектом учащиеся развивают свои познавательные умения. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке.
Диапазон учебно-практических задач достаточно широк. При работе с проектами считаю важным использовать метапредметный подход, предполагающий включение сведений из разных областей знания: литературы, искусства, географии, истории. Наиболее интересными являются для ребят такие проекты: «Великие люди», «Британия на карте мира», «МолодежьБритании», «Моя семья», «Мои друзья и я», «Мой Бердск»», «Британия», «Комната моей мечты», «Школа моей мечты», «Расписание моей мечты» Предлагаю учащимся такие задания как: подготовь визитную карточку, кроссворд, рекламу по теме: сделай коллаж, фоторассказ, проведи анкетирование одноклассников по теме, например «Карманные деньги», «Мои лучшие каникулы», исследование по теме. Некоторые проектные работы моих учащихся можно посмотреть на моем сайте.
Список литературы
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2.
Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка / С.Л. Венедиктова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9, № 2, 3. – с. 37-45.