Проектный метод обучения - инновационная образовательная технология.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения, обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Характеризуется метод формированием способностей системного подхода к решению задач и появлением самостоятельности в процессе работы. Метод со своими устремлениями и возможностями позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии с навыками, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.
Цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций:
рефлексивные умения;
поисковые (исследовательские) умения;
умения и навыки работы в сотрудничестве;
коммуникативные умения;
презентационные умения и навыки.
Применение проектных технологий в обучении позволяет строить образовательных процесс на учебном диалоге обучающегося и педагога, учитывать индивидуальные особенности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Проекты можно классифицировать:
Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни группы, школы, города.
Исследовательский проект. Включает обоснование актуальности темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы, с последующим ее принятием или опровержением, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект. Сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления.
Творческий проект. Предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Ролевой проект. Наиболее сложный в разработке и реализации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Метод проектов нацелен на формирование способностей, обладая которыми, обучающийся оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, т.к. проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
При создании проектов на уроках информатики:
создается стойкая положительная мотивация к исследованию материала и самостоятельному решению задач;
у учеников возникают огромные возможности для самореализации;
возникает чувство ответственности за проделанную работу;
создаются условия для отношений сотрудничества между учениками;
формируются способности использования ПО в различных областях;
развивается креативный подход к решению задач и формируются умения поиска и выбора рационального решения;
повышается интерес учащихся к обучению через организацию их самостоятельной работы, перед ними ставят цели и задачи, решение которых ведет учащихся к возникновению новых знаний;
достигается (за относительно короткий срок) максимальный обучающий эффект (приходится применять знания из различных областей), прогнозировать итоги.
появляется возможность сделать задуманный проект (продукт);
учащиеся получают итог, который в дальнейшем можно будет использовать;
обучение становится наиболее увлекательным.
Но также есть и недостатки:
непривычность данной формы работы;
недостаточная подготовленность педагога к проектным формам работы;
сложность планирования определенных занятий на выполнение проекта (они не должны идти в разрез с определенным программой количеством часов на изучение той или иной темы);
не всегда удается отследить деятельность каждого учащегося;
большие затраты времени на составление проекта;
отсутствие методических материалов и разработок, которые помогали бы педагогу в разработке того или иного проекта;
невысокая мотивация к данному виду деятельности.
Подводя итог, можно сделать вывод, что использование метода проектов способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL:https://fgos.ru/
Колесников И.В. Метод проектов как одна из инновационных технологий обучения на уроках информатики // Современная педагогика. 2014
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.С. Полат. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.