СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

применений метода проектов на уроках истории 

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках истории»



«Метод проектов, организация исследовательской деятельности школьников на уроках истории"

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. История является одним из самых проблемных предметов в общеобразовательной школе. Учащиеся должны иметь высокое качество знаний по данному предмету. Репродуктивные методы обучения не позволяют получать высокое качество знаний учащихся, необходимы новые продуктивные методики и технологии, одной из них является проектно-исследовательская деятельность.

Условиями успешной организации проектно-исследовательской деятельности являются:

  1. Осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными учащимися.



Проект – самостоятельно планируемая и реализуемая школьником работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.

В процессе исследовательской деятельности происходит формирование и развитие важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе, теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности учащихся.

  • в основной школе – развития у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования;

  • в старшей школе – развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения;

В школьной исследовательской деятельности собственно научного открытия не происходит. Из этого нельзя делать вывод, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Планируя работу по той или иной проблеме, учащийся получает конечный результат, основанный на собственной интерпретации литературного материала, новый взгляд на художественное произведение.

Технология исследовательской деятельности

  1. Выделение в учебном материале проблемных точек, представляющих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала.

  2. Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование.

  3. Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.).

  4. Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

  5. Работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;

Исследовательская работа по истории имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности приучает учащихся к самостоятельной работе с текстом, помогает выбрать профессию.

При работе с учащимися ставлю дидактические цели проекта и методические задачи: - усвоить понятие, исторические термины и т. д;

- учить учащихся излагать и отстаивать своё мнение в ходе дискуссии;

- научить слышать и критически оценивать свою речь и речь окружающих.

Учебное исследование для УЧАЩЕГОСЯ и для УЧИТЕЛЯ

Для учащегося это:

Для учителя это:

Исследовательская деятельность,

потому что

личная мотивация связана

с получением объективно

новых знаний об объекте своего

исследования.

Проектная деятельность,

потому что

смысл этой деятельности

заключается в достижении

главной цели образования –

повышению качества образования

учащегося.

Научный подход к деятельности,

потому что

критерием качества исследования является его объективность, т.е. принципиальная воспроизводимость результата.

Научно организационный подход, потому что

главный смысл деятельности сводится к созданию условий, раскрывающих исследовательские способности учащегося.



Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение проектной и исследовательской деятельности учащихся на моих уроках способствует повышению качества знаний учащихся.

Процесс исследовательской деятельности носит этапный характер и заключает- ся в создании условий для реализации метода проектов на уроках. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Основные различия в приобретаемых навыках как результата выполнения творческих работ разного типа

ПРОЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЕ

Умение целенаправленно продвигаться

к заранее намеченной цели, уверенно

преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства

Максимально вдумчиво проверять

результаты наблюдений и экспериментов,

не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу

Оценивать успешность выполнения

проекта по максимальному соответствию

реальной и планируемой деятельности

Оценивать успешность выполнения

исследования по степени достоверности

полученных результатов

Умение максимально широко использовать

и рекламировать результат выполнения проекта.

Осознавать ценность полностью завершенного проекта.

Замечать, запоминать и следить за

«второстепенными» наблюдениями,

понимая, что это материал для будущих

исследований



В основе многих учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

Этапы исследовательской деятельности

Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предметного направления области будущей исследовательской деятельности учащихся.

- степень связи с базовой программой соответствующего класса; - наличие собственной практики научной работы в избранной области; - возможности консультационной помощи специалистов и ее формы; - форма образовательной деятельности в плане работы учреждения.

Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса (занятия).

- доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план); - опора на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий и схем не составляет большей части программы); - необходимость и достаточность объема теоретического материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования;

Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы.

- соответствие выбираемой темы изучаемому теоретическому материалу; - доступность сложности темы и объема работы возможностям учащихся; - исследовательский характер темы, формулировка темы, ограничивающая предмет исследования и содержащая проблему исследования; - соответствие задач цели, адекватность гипотезы.

Этап 4. Подбор и освоение методики исследования.

- методологическая корректность методики. Соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике детского исследования; - соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объему и характеру исследования; - доступность методики освоению и реализации школьниками;

Этап 5. Сбор и первичная обработка материала.

- доступность запланированного объема работ учащимся; - доступность объекта исследования; - адекватность используемой методики объекту и условиям исследования;

Работа над проектом тщательно планируется учителем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы, экспертам.

Типы творческих работ учащихся

Тип работы

Основные характерные элементы

Реферативные

Сбор, представление и анализ информации по заданной теме

Проектные

Постановка цели, достижение и описание заранее спланированного результата

Исследовательские

Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний экспериментов и анализа полученных данных

При планировании проектов использую различные формы организации работы учащихся:

*    индивидуальные проекты (внутри большого другого проекта),

*    парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре,

*   групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы.

Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются, исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большей степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

На уроках истории целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории в её движении и развитии. Применяю метод проектов и при организации обобщающих уроков. Результатом работы является проведение научно-практических конференций - формы презентации исследовательской деятельности.

Накопив опыт использования данного метода, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

Литература:

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М., 2001.

  2. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. М., 2001.

  3. Зинченко В.П. Развивающее образование, т. 1, М., 2002.

  4. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003.

  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003.

  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2007.

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М., 2003.

  8. Штоф В.А. Моделирование и философия. М., 1966.

  9. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4.

  10. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2.

  11. Рождественская И.В.   Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.

  12. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1.

  13. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003.

  14. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!