Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
Дистервег А.
В каждом человеке есть доброе начало, и это начало нужно лишь беречь и развивать. Мысль Достоевского Ф. М., что каждый человек самоценен положена в основу всей моей деятельности в школе. Потенциальные возможности души каждого человека поистине беспредельны. Я считаю, что школа должна не только транслировать знания, сохранять память, но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться.
Самый важный первый принцип нашей школы–функционирование в гуманистической парадигме образования, при которой человек – главная ценность педагогической культуры. Учитывая большую пестроту возрастного, национального, конфессионального состава учащихся и характер совершённых ими преступлений, вторым принципом мы провозглашаем личностно-ориентированный подход к образованию, так как именно ему присущи человекообразующие функции – сохранение и восстановление телесного и душевного здоровья, личной свободы, духовности, нравственности, поиск смысла жизни.
Вечерняя школа пенитенциарной системы имеет особенности деятельности, учитывать которые необходимо как при организации образовательного процесса в целом, так и в работе с каждым обучающимся индивидуально. Контингент обучающихся составляют взрослые люди, осужденные на длительные сроки лишения свободы, имеющие отрицательный опыт в обучении, слабо развитые общие учебные умения и навыки, пробелы в базовых знаниях, значительные разрывы в получении образования, что снижает мотивацию обучения. Исходя из реальных условий, целью педагогической деятельности является обеспечение индивидуального прохождения программ каждым обучающимся в зависимости от его личных параметров для овладения образовательным стандартом и повышения качества по преподаваемым дисциплинам. В связи с этим определены основные задачи деятельности учителя:
1. Восстановить позитивную мотивацию к учебной деятельности.
2. Дать обучающимся основы знаний по учебным дисциплинам, заложить и развить навыки, позволяющие добывать знания самостоятельно.
Как уже было сказано, что многие из учащихся пенитенциарных школ на долгие годы изолированы от общества. Отсюда вытекает третий принцип нашей школы – ресоциализация личности учащихся. Любая цивилизованная форма образования должна выполнять и культурно-созидательную функцию, так как культуру нельзя сохранить иначе, как через человека.
Наша школа работает в режиме сменной (вечерней): часть учащихся работает в первую смену, учится во вторую, другая часть – наоборот. В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.
Главная задача пенитенциарных школ – обеспечить смену мировоззрения учащихся. Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что её ученики как бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденный, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой – это наши ученики. Этим во многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель-ученик» и учебные педагогические технологии. Чтобы активизировать интерес обучающихся к математике и повысить познавательную активность учащихся, я решила использовать один из продуктивных методов – метод проектов, который появился в практике нашей школы несколько лет назад.
Метод проектов формирует поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и количестве вопросов, которые ученики задают учителю и друг другу на уроке, проявляется в высказывании собственной точки зрения, собственной позиции, в формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений.
В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путём самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов даёт им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, а это развивает умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека. Так как успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей.
В начале учебного года я выделяю те темы, вопросы, разделы программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект. Чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, самостоятельно в нём разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания. Таких достаточно крупных проектов по математике в течение года у меня обычно два, плюс минипроекты на один – два урока, каких в течение года насчитывается около десяти.
При использовании метода проектов для учителя необходима более тщательная подготовка к таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. Перед проектной деятельностью я чётко определяю для себя основную проблему и частные задачи, а также возможные гипотезы их решения. И также определяю, какие знания, умения, навыки должны приобрести обучающиеся в ходе работы над проектом, что им может потребоваться для успешной работы. Это могут быть какие-то источники информации, иногда, возможно готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты. Какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь: анкетирование, беседы, работа с документами, поиск информации в Интернете.
На начальном этапе освоения метода проекты они были чисто информационными, практико-ориентированными, игровыми. Но суть самого метода, его идея оставалась неизменной – самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях мог быть различным. Обычно я предлагаю тему с учётом учебной ситуации по своему предмету.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны. Они могут быть оформлены в виде презентации, альбома, буклета и т.д.
Остановлюсь на этапах планирования учебного проекта:
1. Выдвижение учителем темы проекта. Итак, на первом уроке я предлагаю ученикам ту или иную ситуацию в любом удобном для него, но достаточно наглядном виде, содержащую приготовленную в скрытом виде проблему, которую учащиеся должны «уловить» и сформулировать. Моя задача – так показать ситуацию, чтобы учащиеся как можно ближе к ней сформулировали проблему, но… совершенно самостоятельно!
2. Подбор состава группы учащихся.
3. Формулирование целей и задач.
4. Формулирование проблем и выбор тем индивидуальных исследований учащихся.
5. Выдвижение гипотез решения проблем. Я, как учитель, предлагаю попробовать найти способы решения какой-то проблемы, и на этом этапе я задаю наводящие вопросы. Задача учеников – дать как можно больше аргументированных гипотез. Все предложения записываются на доске без комментариев. Затем начинается их коллективное обсуждение. В результате на доске остаётся две - три гипотезы, по количеству задуманных мною исследовательских групп. И вот тогда я предлагаю каждой из групп взяться за работу по одной из этих гипотез, обычно по той, которую кто-то из данной группы выдвигал. В результате такого коллективного обсуждения предлагаемые методы исследования утверждаются. Они не навязываются группе, если группа по какой-то причине не согласна с мнением большинства, ей предоставляется право идти своим путём, но искать доказательства своей правоты.
6. Определение творческого названия проекта.
7.Обсуждения плана работы учащихся. Ученики продумывают пути проведения исследований: проведение анкетирования, опытов, сбор статистических данных, образцов, изучение источников информации и т.д.
8. Самостоятельная работа групп. На протяжении последующих уроков мы работаем по другим темам программы, но обязательно отводиться часть урока на работу над данным проектом. Здесь я использую разные методы. На уроке также могут проводиться какие-то эксперименты, лабораторные работы, требующие специального оборудования, обсуждения в группах или коллективно. И, наконец, на уроке происходит защита проектов по гипотезам.
Каждая группа вправе решать сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберёт, какую систему, и средства доказательств она представит. После защиты гипотезы группой остальные учащиеся имеют право, как оппоненты задавать вопросы членам исследовательской группы по данной теме. Класс либо соглашается с представленной системой доказательств, либо высказывает сомнения в их достоверности или достаточности. Тогда группе предлагается либо продолжить исследование, либо принять другую точку зрения. Группа имеет право выбора. После того как все гипотезы нашли своё подтверждение, кроме отвергнутых, ребятам предлагается заглянуть немного вперёд и спрогнозировать новые проблемы.
9. Защита полученных результатов и выводов. Оценивание результатов проекта учащимися и учителем.
Я считаю, что именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике. Реализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского процесса. А это и есть сотрудничество. Таким образом, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен. И именно поэтому основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг проблемы. Если в начале учащиеся не умеют наблюдать, сравнивать, обобщать, не проявляют желание получать дополнительную информацию, то постепенно происходят изменения в лучшую сторону. Это проявляется в увеличение самостоятельности, в количестве и качестве вопросов во время уроков. Учащиеся активнее включаются в подготовку выступлений, которые требуют дополнительной информации, появляется интерес к выполнению нестандартных заданий. Учащиеся учатся рассуждать, доказывать, объяснять, выделять существенные признаки.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и в общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор как в области математики, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Метод проектов позволяет учащимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. А у учителя остаются дидактические материалы для пополнения методической копилки.
В результаты проектной деятельности обучающихся в моей методической копилке представлены следующие проекты:
Мини-проекты по математике для учащихся 10 класса:
«Геометрия листа бумаги»
«Математика в моей жизни»
Мини-проекты по математике для учащихся 11 класса:
«Прямоугольный параллелепипед. Куб»
«Числа Фибоначчи»
«Софизмы вокруг нас»
«Леонард Эйлер и развитие математики и математического образования в России».
Мини-проекты по математике для учащихся 12 класса
«Правильные многоугольники в орнаментах и паркетах».
«Магические квадраты»
«Геометрия без измерений и вычислений»
«Симметрия вокруг нас».
«Сравнительный результатов ГИА по математике, с помощью описательной статистики».