СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Метод проектов на уроках русского языка в начальной и средней школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сттаье представлен опыт работы учителей начальной школы и русского языка по использованию метода проектов на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«"Метод проектов на уроках русского языка в начальной и средней школе"»

Н.В.Туркова, Г.Н.Степанова

МОУ Зверосовхозская СОШ

Кольского района Мурманской обл.


МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация к статье.

В данной статье представлен опыт работы учителей начальной школы и среднего звена по использованию метода проектов на уроках русского языка и литературы. Обоснована необходимость и важность такой работы.

Ключевые слова: метод учебных проектов, проектная деятельность, технологии обучения.



Современный школьник –это не чистый лист, на который наносятся знания. Информация к ним поступает отовсюду. И нам, учителям, работающим по ФГОС (2 поколение), необходимо учитывать это в своей работе. Мы должны научить детей правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их главному: целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Организовать обучение через желание, активизировать обучающегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний нам помогает метод проектов. Хотя этот метод приобрёл известность в 20-х годах ХХ века, он актуален и сейчас.

Как педагогическая технология, метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих по сути.

Метод проектов отвечает требованиям современного образования, так как он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным.

В методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает особое место, так как позволяет ученику самостоятельно формулировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолевать созерцательность, рефлексивность и пассивность учащегося в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, усвоение информации технологий.

Проект – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта.

Учебный проект.

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся становит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;

- практическую, теоритическую познавательную значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную деятельность ученика;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- исследование исследовательских методов, то есть определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижения гипотезы, их решения. Обсуждение методов исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, коррекция, выводы.

В своей работе мы активно используем метод проектов на уроках русского языка, литературы. При изучении лексики (4-5 классы) учащиеся концентрируют внимание на решении основополагающего вопроса проекта:

1. Как различить слова- близнецы?

Для этого ученикам следует ответить на три проблемных вопроса:

1. Как омонимы отличить от многозначных слов?

2. Чем различаются синонимы друг от друга?

3. Для чего нужны омонимы и синонимы?

Класс делится на три группы, каждой группе предлагается задания таким образом, чтобы учащиеся в ходе исследования изучили и представили способы разграничения омонимов и многозначных слов, различия синонимов друг от друга, использование омонимов и синонимов в речи. В ходе работы над проблемным вопросом учащиеся формулируют цель работы, осуществляют самостоятельный поиск по предложенным учителем или самостоятельно найденным источникам. Результаты работ оформляются в виде мультимедийной презентации.

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Былина как литературный жанр. Класс делится на группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».

Учитель создает проблемную ситуацию: говорит о том, что, изучая былины, многое узнали и для того, чтобы умело использовать полученную информацию, её необходимо систематизировать. Это может быть альбом, памятка, презентация, буклет, опорная таблица. Дети выбрали создание опорной таблицы.

Начинается работа над проектом:

1. Аналитики формулируют определение былины.

2. Экспериментаторы работают с отрывками из былин, выделяют признаки классификации былин:

- экспериментаторы зачитывают из книг отмеченные учителем отрывки, называют признаки былины (признак музыкального, песенного исполнения).

3. Аналитики называют отличительные признаки былин от других жанров.

4. Иллюстраторы готовят инсценировку отрывка былины.

5. Аналитики создают «Богатырский словарь архаизмов». Например, колчан – футляр для стрел, ножны- футляр для меча или кинжала.

Выделяют в тексте сравнения: быстрый, как ветер, эпитеты: богатырь – могучий, князь – ласковый.

6. «Исследователи» составляют мини-зарисовку по иллюстрации к былине.

Определение особенностей цветовой гаммы. (По иллюстрациям можно судить о преобладании определенных цветов в былинах.) Но иллюстрации – это лишь отражение особого колорита былин. Издавна народ придавал большое значение цвету. (На доске табличка с цветом.)

Зелёный – бесстрашие, синий- тишина, красный – оберег, чёрный – зло, белый – искрящийся цвет.

7. В результате обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о былинах как жанре.

Учениками 3-го класса был разработан удивительный проект «Адаптивные особенности северного оленя», который был представлен в рамках исследовательской конференции учащихся Зверосовхозской школы. Проект «Адаптивные особенности северного оленя» был разработан и успешно представлен учениками 3 класса в рамках Исследовательской конференции учащихся Зверосовхозской школы.

Перед учащимися был поставлен проблемный вопрос: «Как в условиях сурового Кольского Севера удается выживать северному оленю?». Ответить на него дети сразу не смогли, найти в источниках информации готовый ответ также не удалось. Это вызвало интерес у детей, желание - «найти истину».

В ходе работы детьми была сформулирована проблема: «Что помогает северному оленю выживать в экстремальных северных условиях. Чтобы разрешить эту проблему, дети определили цель и задачи исследования:

Цель: выяснить адаптационные особенности (приспособленность) северного оленя к проживанию в условиях Крайнего Севера.

Задачи:

  • изучить особенности внешнего строения северного оленя,

позволяющие животному обитать на северных территориях;

  • проанализировать рацион питания северного оленя;

  • изучить особенности размножения, поведения оленя, позволяющие

адаптироваться животному к суровым северным условиям.

Учащиеся определили объект исследования: адаптивные особенности северного оленя к жизни на севере. Учащиеся определили предмет исследования - северный олень.

Сформулировав проблему, ученики предположили, выдвинули гипотезу:

у северного оленя в ходе эволюции сформировались (адаптационные) удивительные особенности: поведения, питания, строения тела и т.д., которые способствуют успешному обитанию этого животного на Крайнем севере.

Изучив поставленную в работе проблему, детей заинтересовало, как коренное население северных территорий (на Кольском севере – саамы или лопари) использует удивительные особенности северных оленей для выживания в суровых климатических условиях Крайнего севера? Это послужило темой для дальнейшей исследовательской работы учащихся над проектом «Саамы – северный народ».

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся в течение определенного отрезка времени. Результаты выполнения проекта должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема- то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Ведь никого ничему научить нельзя, можно только научиться. Поэтому роль учителя сводится не к тому, чтобы научить чему-либо ученика, а к тому, чтобы помочь ему найти и усвоить необходимую информацию. В этих условиях особую актуальность приобрёл метод проектов:

1. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения учебного материала в процессе выполнения проекта;

2. Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, интегрировать их;

3. Организация обучения проектной деятельности предполагает превращение учащегося в субъект, трудовой деятельности, каждый школьник – равноправный член творческого коллектива. При этом учитель не противостоит учащемуся, а выступает в качестве партнера.

4 класс. Урок литературы. Тема: Развитие речи. Обучение написанию домашнего сочинения. Проект «Мои любимые русские сказки».

Актуализация опорных знаний:

- Из чего состоит книжка?

- Кто отвечает за создание книги?

- У нас есть материал для книги. Какая проблема возникает? Как мы можем её решить?

Учитель объединяет учеников в группы, назначает «художников – иллюстраторов», «редакторов», «верстальщиков». Ребята должны создать обложку: написать название «Сборник любимых русских сказок», украсить её.

Готовясь к проекту, дети выполнили домашнее задание. Принесли написанные от руки сказки. Ребята составляют содержание книги. Художники читают сказки, а затем рисуют 2-3 иллюстрации. Затем «верстальщики» собирают книгу. После этого 2 участника от каждой группы защищают созданные сборники.

Использование проектного метода при изучении темы: «Наречие». Участники делятся на 4 группы по доминирующей деятельности. Проект можно назвать информационно-исследовательским с элементами творчества; по предметно-содержательной области – это монопроект; по назначению – учебный; по месту выполнения- школьный; по количественному составу и возрасту исполнителей – групповой, одновозрастной; по продолжительности- 3 недели.

Цель проекта: сконструировать понятие о наречии как части речи, приобрести опыт проектной деятельности.

1. Стартовый проект «Какие слова являются наречиями?»

Цель: актуализация знаний о наречии из начальной школы и сконструировать первоначальные понятия о наречии как части речи, пользуясь учебником.

Продукт – первоначальный вариант модели «Наречие как часть речи» и карта движения в изучении материала по тем.

2. Промежуточный проект «Как отличить наречие от омонимичных форм других частей речи?»

Продукт_ схема «Грамматические омонимы», инструкция «приемы разграничения наречия от созвучных словоформ».

3. Промежуточный проект «Как отличить простую форму сравнительной степени наречия от простой формы сравнительной степени прилагательного?»

Продукт:

1. модели «Сравнительная степень «наречия и прилагательного»;

2. инструкция «Что нужно помнить, чтобы не смешивать омонимичные

формы сравнительной степени прилагательного и наречия»;

3. таблица «Степени сравнения наречия и прилагательного».

4. Промежуточный проект «Правила написания наречий, совпадающие с правилами написания других частей речи» включает 4 урока.

Продукт - схемы, инструкции, алгоритмы по правилам написания наречий.

5. Промежуточный проект «Что такое слова категории состояния: форма наречия или самостоятельная часть речи?»

Продукт: - таблица «Что такое слова категории состояния»

6. Итоговый (рефлексивный) проект «Наречие как часть речи»

Продукт – презентация «Наречие как часть речи».

Метод проектов помогает решить проблемы, связанные не только с образованием, но и с воспитанием учащихся, а именно с их социализацией.

На своих уроках мы применяем метод проектов, так как он эффективен тем, что передаёт ученикам сумму тех или иных знаний, обучает приобретать их самостоятельно, пользоваться ими, формирует внутренний план действий учащихся, умение проектировать ситуации, погружаться в различные проблемы (исторические, архивные, тематические, нравственные, этимологические и т.д.) и находить выход из них, анализировать, представлять, обобщать.


Список использованной литературы:

1. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. – Краснодар, 2000. - 54 с.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно – ориентированного образования [ Текст]. - Ростов – на – Дону, 2000. – 352 с.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н.Ю. Пахомова. – М.АРКТИ, 2003.


4