СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов в географии и биологии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов в географии и биологии

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в географии и биологии»

Статья на тему: «Метод проектов в географии»

Решение проблем развития у учащихся самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протяжении всей жизни возлагается на метод проектов, т.е. внедрение учебных проектов в учебный процесс. Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками географического материала и создание конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Один из основоположников метода У. Килпатрик считал проектом любую деятельность, выполняемую “от всего сердца” с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой. В нашей стране идеи проектного обучения связывают с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В последние годы в связи с модернизацией школьного образования, к проектному обучению возник интерес у учителей географии, биологии, технологии и ученых-методистов авторов учебника по географии (А.Летягин, О.В.Крылова, А.А.Лобжанидзе, Н.Н.Петрова).Цель использования метода проектов – самостоятельное постижение учащимися проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся. Данный метод предполагает “проживание” учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а так же их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, схем, карт, а так же конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы. Как учителя географии и биологии, а также являясь руководителем экологического отряда «Следопыт» я стараюсь использовать данную методику, как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности по предмету. Работая над проектом в учебном процессе, учащиеся овладевают комплексом универсальных учебных действий (познавательных, личностных, коммуникативных) а также целым спектром практических и оценочных компетенций. На мой взгляд, существенными особенностями этого метода являются диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов. В своей педагогической деятельности я использую реализацию межпредметных связей через интеграцию с такими учебными предметами как: технология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание. Хочется отметить, что среди школьников особенно популярны проекты по историко-географической, экологической, краеведческой, комплексно-географической тематике. В своей практике наибольшее предпочтение мы с учениками отдаём исследовательским и практико-ориентированным проектам. Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, обозначение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Например, при изучении темы: «Воспроизводство населения» активно реализую мини-проекты, связанные с построением диаграмм половозрастного состава населения села Суруловка, а также учитывая количественный и возрастной состав учащихся школы детям интересно построить такие диаграммы на примере своей школы. При изучении темы: «Национальный состав населения России» в 8 классе реализуется проект «Народы Поволжья», направленный на изучение традиций, обычаев, обрядов и особенностей культуры родного языка отдельных народов Поволжья. Одними из самых значимых типов проектной деятельности является практико-ориентированные проекты, которые направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, создание топонимического словаря своего населенного пункта. Одними из таких проектов стали реализованные долгосрочные проекты на тему: «Школьная площадь флагов» и географический проект «Южная кругосветка». Их теоретическая часть начинает свою работу при изучении темы «Политико-административное устройство России», когда ученики знакомятся с основными символами государства, административным устройством его отдельных территорий. Практическая часть данных проектов реализуется путём интеграции с предметами технология и обществознание. В прошлом учебном году благодаря проекту «Площадь флагов» на территории школы был установлен флагшток, на котором разместились 3 флага: России, Ульяновской области, Новоспасского района. Проект «Южная кругосветка» знакомит учеников с особенностями и созданием географического образа районов юга Ульяновской области. Его туристическая часть реализуется через внеурочную деятельность по предмету география «Клуб путешественников». Ученики с большим интересом посещают достопримечательности этих «южных районов», музей Д.В.Давыдова в с.Верхняя Маза, Музей Героя России Р.М. Хабибуллина в СШ№2 р.п.Кулатка, незамерзающую речку Избалык в Павловском районе, дом-музей Суслова М.А. и святой источник в селе Кадышовка. Географические проекты также сочетают в себе элементы экологического обучения и воспитания. Например, такой проект как «Птичья столовая» сочетает в себе элементы наблюдения за природой и используется на уроках географии в 6 классе при ведении календаря природы и изучении темы «Атмосфера». В своей работе при реализации проектной деятельности используется также поисковая, исследовательская деятельность по изучению памятника природы «Суруловская лесостепь», охране и изучению редких растений и животных. Данная работа способствует воспитанию у подрастающего поколения интереса к изучению природного наследия своих родных мест, любви к природе, формированию географического мировоззрения.


Литература


  1. С. Абрамова, Т. Фролова “На гуманистических и гуманных традициях. Из опыта проектирования”.// Директор школы.-1996г.-N2.- с.67-70

  2. В.В.Благовещенский “Особо охраняемые природные территории Ульяновской области”.-У.1997г.181с.

  3. Л.М.Грачева, Т.Н.Оноприенко “Организационная деятельность учащихся при работе над проектом”.// География в школе.-2002г.-N6.-с.44-48

  4. В.В.Николина “Метод проектов в географическом образовании”.// География в школе.-2002г.-N6.-с.37-43

  5. Акция “Я – гражданин России”// После уроков.-2012г.-N6.

  6. В.В.Сериков “Личностно-ориентированное образование”.// Педагогика.-2004г.- N4.-с.16-21

  7. М.С.Якинская “Технология личностно – ориентированного образования”. –М. 2014г.-176с.





Мини-проект проект «Площадь флагов»

«Указатель городов»


мини-проект «Птичья столовая»






































5