Метод проектов в образовательном процессе
Основоположником метода проектов в обучении является Джон Дьюи.
Основные положения его педагогической теории:
1) человек, активно приспосабливаясь к окружающей среде, постоянно изменяет ее на основе получаемого практического опыта (воспитание для выживания);
2) сущность воспитания состоит в постоянном преобразовании расширяющегося личного опыта ребенка;
3) главная цель воспитания – самореализация личности на основе удовлетворения ее прагматических интересов;
4) в основу обучения должен быть положен принцип «обучения в процессе деятельности», т.к. он соответствует деятельностной сущности ребенка и обеспечивает связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
Основные концептуальные идеи метода проектов заключаются в направленности учебно-познавательной деятельности учащегося на результат, который получается в результате интересующей их самостоятельно спланированной деятельности, направленной на решение практической или теоретически значимой проблемы.
Основные профессиональные компетенции, которые необходимы педагогу при использовании метода проектов:
1. Способность использовать возможности окружающей среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися и обеспечение качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета;
2. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
3. Способность руководить проектной и учебно-исследовательской деятельностью учащихся;
4. способность организовать групповую проектную деятельность в соответствии с ее структурой. Определять показатели эффективности групповой деятельности. Применять подходы к комплектованию проектных групп;
5. Способность организовать и сопровождать проектную и исследовательскую деятельность учащихся, определять показатели ее эффективности. Оценивать процесс и результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Проектная и исследовательская деятельность формирует у учащихся следующие компетенции:
1. Учит применять базовые знания и умения, усвоенные на занятиях, для поиска решения поставленных проблем;
2. Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность обучающихся;
3. Стирает грани между школьными дисциплинами, приближая учебный процесс к реальной жизни;
4. Привлекает обучающихся к социальной деятельности, которая обеспечивает формирование различных качеств, профессиональных интересов.
Положительные и отрицательные стороны проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Положительные:
1. Развитие мышления, памяти, внимания, психики в целом;
2. Развитие самостоятельности, активности и навыков рефлексии;
3. Реализация учебных, воспитательных и познавательных задач посредством «приятных» для младших школьников способов – игр, постановок, сценок и пр.;
4. Развитие навыков социализации, знакомство с социальной ответственностью посредством создания необходимых и интересных для окружающих продуктов, помощь в осознании младшими школьниками своей пользы и роли в обществе;
5. Достижение стадии «приемлемого партнёрства» с учителем (в условиях совместной работы над проектом), установление доверительных отношений с ним, коллективом, формирование способности выражать своё мнение и доказывать свою точку зрения (в условиях создания коллективного проектного продукта).
Отрицательные:
1. Чрезмерная помощь взрослых при работе над проектом;
2. Неспособность некоторых учащихся вести плодотворную проектно-исследовательскую деятельность;
3. Чрезмерный контроль учителя за ходом выполнения проекта, авторитетное давление на младших школьников, излишние советы, приводящие к тому, что проектный продукт не будет восприниматься школьниками как свой, личностно-значимый;
4. Несоответствие тематики проекта имеющимся у детей знаниям (слишком сложные или, наоборот, очень простые темы);
5. Сложность предъявляемых требований (несоответствие их возрасту и психофизиологическим особенностям младших школьников).