СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов в общеобразовательных учреждениях

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов является основным направлением в школах

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в общеобразовательных учреждениях»

МЕТОД ПРОЕКТОВ: как условие развития  исследовательских компетенций учителя и учащихся

МЕТОД ПРОЕКТОВ:

как условие развития

исследовательских

компетенций учителя и учащихся

Цели проектного обучения Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.  Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.  Развивать исследовательские умения.

Цели проектного обучения

  • Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

  • Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

  • Развивать исследовательские умения.

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики

(по Сиденко А.С.)

« Способностная»

«Знаниевая» педагогика

педагогика

Характер и стиль взаимодействия

Методы обучения

Ведущий принцип

Позиция ученика

Функции учителя

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

«Продавливание»

Авторитарность, монологичность, закрытость

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний

Иллюстративно-объяснительные, информационные

Функции учителя

Характер и стиль взаимодействия

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

Ведущий принцип

«Формула обучения»

«Формула обучения»

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

Способы усвоения

Способы усвоения

Позиция ученика

Методы обучения

Формы организации

Проблемные:

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Проблемная деятельность – рефлексия - знания

Фронтальные, индивидуальные

Репродуктивный, воспроизводящий

Знания – репродуктивная деятельность

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, тьютор

Продуктивный, творческий, проблемный

«Выращивание»

Заучивание, деятельность по алгоритму

проблемного изложения,

частично-поисковый,

эвристический,

исследовательский,

рефлексивный

Интегральная

Цель

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Цель

Интегральная

характеристика

характеристика

Субъект - объектный

Субъект - субъектный

Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты

Формирование знаний, умений, навыков

«Школа памяти»

«Школа развития»

Формы организации

Девиз педагога

Девиз педагога

«Я вместе с тобой»

Групповые, коллективные

«Делай как я»

«Не навреди»

Проектный метод (проектная технология)  Проектный метод (проектная технология) Исследовать проблемы и проблемные ситуации  Проблемно-исследовательская технология – Приобретать опыт решения жизненно важных проблем Имитационного моделирования технология Уметь осуществлять анализ уже совершенной деятельности Рефлексивная технология Б ыть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять цели деятельности, проектировать как, и с помощью чего можно их достичь Деятельностная технология Уметь самостоятельно и обоснованно делать выбор, самоопределяться в деле, действии, поступке, способах, средствах, путях решения… Самоопределеческая технология Уметь общаться, вести диалог, осуществлять конструктивную критику и поиск решения Коммуникативная технология

Проектный метод (проектная технология)

Проектный метод

(проектная технология)

Исследовать проблемы и проблемные ситуации

Проблемно-исследовательская технология

Приобретать опыт решения жизненно важных проблем

Имитационного моделирования технология

Уметь осуществлять анализ уже совершенной деятельности

Рефлексивная технология

Б ыть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять цели деятельности, проектировать как, и с помощью чего можно их достичь

Деятельностная технология

Уметь самостоятельно и обоснованно делать выбор, самоопределяться в деле, действии, поступке, способах, средствах, путях решения…

Самоопределеческая технология

Уметь общаться, вести диалог, осуществлять конструктивную критику и поиск решения

Коммуникативная технология

Основополагающий вопрос проекта - проблемный  Какую тайну скрывает слово? Какие «узлы нельзя разрубать, а нужно развязывать»? Есть ли предел компьютерному совершенству? Я – это много или мало? ? Грозит ли кризис рекламному бизнесу? ? Почему одни тела плавают в воде, а другие – тонут? ? Смена династий – необходимость или неизбежность? Всегда ли 2 х 2=4? Как алгеброй гармонию измерить? ? Теория Дарвина- истина или Ошибка? Здоров ли ты, мой город? ? ?

Основополагающий вопрос проекта - проблемный

Какую тайну скрывает слово?

Какие «узлы нельзя разрубать, а нужно развязывать»?

Есть ли предел компьютерному совершенству?

Я – это много или мало?

?

Грозит ли кризис рекламному бизнесу?

?

Почему одни тела плавают в воде, а другие – тонут?

?

Смена династий –

необходимость или неизбежность?

Всегда ли

2 х 2=4?

Как алгеброй гармонию измерить?

?

Теория Дарвина-

истина или

Ошибка?

Здоров ли ты, мой город?

?

?

Требования к использованию метода проектов Теоретические позиции  проектного обучения по Т.И.Шамовой можно определить следующим образом: Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности. Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Требования к использованию метода проектов

Теоретические позиции проектного обучения по Т.И.Шамовой можно определить следующим образом:

  • Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
  • Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности.
  • Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
  • Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Требования к использованию методов проектов Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения; Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);

Требования к использованию методов проектов

Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения;
  • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);

Требования к использованию методов проектов

Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
  • Использование исследовательских методов, что предполагает:
  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).
  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • подведение итогов;
  • корректировка;
  • получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров» Команды не соревнуются В команде нет лидеров. Все члены команды равны Правила и принципы успешности проектной деятельности Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров»

Команды не соревнуются

В команде нет лидеров. Все члены команды равны

Правила и принципы успешности проектной деятельности

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание

Классификация проектов  По характеру результата  По форме  По характеру доминирующей в проекте деятельности  По профилю знаний  По характеру координации  По уровню контактов  По количеству участников  По продолжительности  По типу объекта проектирования

Классификация проектов

  • По характеру результата
  • По форме
  • По характеру доминирующей в проекте деятельности
  • По профилю знаний
  • По характеру координации
  • По уровню контактов
  • По количеству участников
  • По продолжительности
  • По типу объекта проектирования
Разнообразие проектов по форме Информационный и исследовательский проект  Обзорный проект  Продукционный проект  видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера и т. д. Проекты-инсценировки, или организационные проекты  по характеру результата

Разнообразие проектов

по форме

Информационный и исследовательский проект

Обзорный проект

Продукционный проект

видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера и т. д.

Проекты-инсценировки, или организационные проекты

по характеру результата

Разнообразие проектов

По Е.С.Полат, проекты подразделяются на:

требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.

исследовательские

С труктура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.

П редполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

О тличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Т ребующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

творческие

ролево — игровые

информационные проекты

практикоориентированные

Разнообразие проектов Кроме того, по профилю знаний проекты подразделяются на: монопроекты  межпредметные  проекты  К ак правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как:

Разнообразие проектов

Кроме того, по профилю знаний проекты подразделяются на:

монопроекты

межпредметные проекты

К ак правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX — XX веков", "На рубеже веков", пр.).

П о одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроекгами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области.

Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель и др.

Разнообразие проектов По характеру координации проекты могут быть:  с открытой, или явной, координацией   В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.  со скрытой координацией  В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

Разнообразие проектов

По характеру координации проекты могут быть:

с открытой, или явной, координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

со скрытой координацией

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

Разнообразие проектов Что касается уровня контактов, то проекты подразделяются на: В нутришкольные или региональные.  Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны Международные  (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.

Разнообразие проектов

Что касается уровня контактов, то проекты подразделяются на:

В нутришкольные или региональные.

Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны

Международные

(участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.

Разнообразие проектов П о продолжительности проекты могут быть: личностные  По количеству участников можно выделить проекты:  парные  Краткосрочными на нескольких уроках (3-6)  С редней продолжительности (один-два месяца) групповые  Д олгосрочными (до года)

Разнообразие проектов

П о продолжительности проекты могут быть:

личностные

По количеству участников можно выделить проекты:

парные

Краткосрочными

на нескольких уроках (3-6)

С редней продолжительности

(один-два месяца)

групповые

Д олгосрочными

(до года)

Классификация проектов А.Г. Раппопорт, анализируя проблему

Классификация проектов

А.Г. Раппопорт, анализируя проблему "границ" в проектировании, дифференцировал проекты по типу объекта проектирования:

  • морфологическое (проектирование вещей);

  • социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов);

  • экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы).
педагогических технологий критерии обучения и воспитания  Системность Эффективность (взаимосвязь частей, целостность)   Концептуальность  (опора на научную концепцию, теорию) Воспроизводимость   Управляемость (диагност.+ коррекц.)  9

педагогических

технологий

критерии

обучения и воспитания

Системность

Эффективность

(взаимосвязь частей, целостность)

Концептуальность

(опора на научную концепцию, теорию)

Воспроизводимость

Управляемость

(диагност.+ коррекц.)

9

педагогической определения технологии Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов) Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков) Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь) Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько)  Система, включающая некоторое представление ПРО, средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий   (В.В. Гузеев) Составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов) Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин) 10

педагогической

определения

технологии

Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов)

Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков)

Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь)

Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько)

Система, включающая некоторое представление ПРО, средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий

(В.В. Гузеев)

Составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов)

Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)

10

ПРОЕКТНАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

Исследовательская (проблемно-поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие".

ТЕХНОЛОГИИ

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Коммуникативная (дискуссионная)

Имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Психологическая (самоопределен-ческая)

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Рефлексивная

Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.