Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в технологическом образовании школьников (3 часть)»
Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса “Технология "с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний. Так, при выполнении проекта по разделу программы “Конструирование и моделирование одежды”, учащиеся должны использовать знания из курсов математики и черчения, выполняя расчёты и чертёж изделия, навыки рисования необходимы при выполнении будущей модели изделия, потребуются и новые знания по антропометрии фигуры, снятию измерений, умение работать с готовыми конструкциями, чертежами, лекалами в ходе выполнения технического моделирования, знания материаловедения, прикладные знания по декорированию и рукоделию. Традиционными стали мини-проекты: подарки к праздникам, коллективные работы к творческим ежегодным выставкам. Также ученики готовят рефераты и презентации, пробуют себя в исследовательской деятельности, участвуя в ученических научно-практических конференциях. Перед вами фрагмент презентации такого проекта…
… результатом которого, кроме исследования проблемы, было и изготовление конкретного продукта для определённых целей (крестильная рубашка для мальчика), то есть изделие имело реальную практическую значимость.
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.
(Пример коллективного творческого проекта «Утилизация рекламных листовок»)
Каждому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. А использование инновационных образовательных технологий является одним из критериев оценки профессиональной деятельности преподавателя. Поэтому нам необходимо более интенсивное внедрение инновационных технологий, использующих новейшие достижения науки, техники, психологии, элементы которых вполне доступны.