МАОУ «Лицей № 6» ГО г.Уфа РБ
Метод разумных ограничений
Секция: Математика
Выполнил: Валеев О. Т. 9А класс
Руководитель: Тазетдинова А. Н.
Уфа 2018
Оглавление
Введение
Суть метода разумных ограничений
Применение метода на практике
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Случайно вспомнив сказку Евгения Шварца о потерянном времени, я задумался: «а сколько времени теряю конкретно я?». Чтобы ответить на этот вопрос, я стал фиксировать свои действия в течение дня. Эти данные я собирал несколько дней, и вот что получилось (в среднем):
Сон –7 часов 30 минут, принятие пищи –2 часа 20 минут, занятия в школе –6 часов 30 минут, домашние хозяйственные дела – 15 минут, уроки – 1 час 40 минут, общение в соцсетях – 3 часа.
Изобразил эти данные на круговой диаграмме:
Ежедневно 2 часа 45 минут уходят вникуда.
Результаты ошеломили. Я, конечно, знал, что теряю какое-то время понапрасну, но не предполагал, что так много! Мне захотелось исправить эту ситуацию. Для этого надо было сделать очевидные вещи – уменьшить время ничегонеделания. Но на практике это почему-то оказалось не так-то просто.
Обращение к Интернету показало, что эта проблема интересует не только меня. Во многих статьях упоминается, что в современном мире есть всё, но почти нет свободного времени. Во многих статьях предлагаются пути разрешения этой проблемы, в основном это:
Научиться организованности и дисциплине,
Определиться с целью и сосредоточиться на главном,
Не начинать новое дело, пока не закончишь старое,
Оптимальный режим работы сделать совпадающим с биоритмами человека, т.е.90 минут работать, а затем 20 минут отдыхать, и т.д.
К сожалению, для выполнения этих условий необходима сила воли, а её в моем случае недостаточно, надо было придумать ещё что-то. Кто ищет, тот всегда найдет.
От бывшего спортсмена я услышал про метод разумных ограничений. Интересно, что в Интернете метода с таким названием я не нашел, зато обнаружил понятие «теория ограничений» (наиболее цельная и эффективная методология управления любой системой в любом виде деятельности, разработанная в 1980-е годы Элияху Голдраттом). Мне показалось, что эта теория похожа на тот метод, о котором я слышал, поэтому я решил применить элементы этой теории на практике.
Суть метода разумных ограничений
Теория Голдратта базируется на поиске и управлении ключевым ограничением, которое определяет успех и эффективность всей системы в целом. Подход теории ограничений основан на том, чтобы выявить это ограничение и управлять им для увеличения эффективности достижения поставленной цели. Под эффективностью подразумевается скорость достижения цели с минимально возможными затратами.
В спорте такое ограничение – ограничение во времени, как раз то, что мне нужно! В спорте ограничивается время на выполнение какого-либо упражнения, к примеру, за определенное время нужно пробежать какую-либо дистанцию. В следующем подходе время остается тем же, а дистанция ненамного увеличивается, в следующей попытке происходит то же самое. Если такой метод помогает достичь результатов в спорте, почему бы его не применить в жизни, например, для улучшения успеваемости по математике. Но если просто ограничить время на выполнение домашней работы, вряд ли добьешься желаемого. Поэтому, ещё раз прочитав статьи, посвященные эффективной трате времени, я пришел к выводу, что нужно:
Определить цели.
Распределить цели по мере значимости: срочно-важно, не срочно-важно, срочно-неважно, не срочно - не важно.
Задать ограничение во времени.
Определить, какие методы решения подходят конкретно для меня.
В один промежуток времени делать задачи лишь одного типа.
Выполнять домашние задания по математике как можно раньше, пока помню объяснение.
Как быть с темами, которые были пройдены ранее и не поняты, или поняты недостаточно? В одной из статей предлагается выделять в день 20 минут на какое-то полезное дело. Почему именно 20 минут? 20 минут легко вытерпеть, даже если занимаешься нелюбимым делом, можно просто сесть и сделать. Кроме того, за 20 минут в день сложно утомиться. Я решил 20 минут в день заниматься математикой. Причем решать примеры по пройденным темам по такой схеме: повтор теории с выделением ключевых моментов, решение примеров в ограниченное время. Здесь 2 варианта: первый вариант – ставлю таймер и начинаю решать; второй вариант – по типу игры «Что? Где? Когда?» - ставлю будильник на минуту и стараюсь решить как можно больше примеров. Такой способ ещё называют «мозговой штурм».
Попутно я сделал предположение, почему метод называется именно «методом РАЗУМНЫХ ограничений». Если задать слишком большое ограничение во времени, вряд ли что успеешь решить, и эффекта уже не будет.
Применение метода на практике
Итак, я осознал, что трачу часть времени впустую. Так бы продолжалось, наверное, и дальше, но возникла такая ситуация: приближалась контрольная работа по алгебре, а я упустил некоторые моменты по теме «Решение неравенств». Низкую оценку получать не хотелось, поэтому я решил не паниковать и подготовиться. Таким образом, в течение короткого времени мне нужно было успеть сделать многое. В одной из статей я обнаружил таблицу, в которой записывались дела по степени срочности и важности. Все дела делятся на 4 группы:
срочные и важные,
не срочные, но важные,
срочные, но не важные,
не срочные и не важные.
Я заполнил эту таблицу:
| срочные | Не срочные |
важные | Срочные важные Умение решать неравенства | Не срочные важные Решение примеров из сборника для подготовки к ОГЭ |
Не важные | Срочные не важные Доклад по географии | Не срочные не важные Отыскание информации о Сталине по истории |
Составил план действий: в первую очередь мне надо выполнить дела из первой строки, а дела из второй строки выполнять в свободное время.
Чтобы решить неравенства, надо знать, какие математические методы к ним применить, поэтому я пересмотрел записи в своей тетради. Понял ход решения и начал тренироваться по такой системе: разделил примеры на 2 похожие группы. Первую группу примеров решал без всяких ограничений, вторую – на скорость. Засек время и результаты занес в таблицу (время – в секундах):
1 группа | 120 | 90 | 70 | 43 | 96 | 86 | 100 |
2 группа | 70 | 50 | 38 | 63 | 49 | 26 | 37 |
Затем поставил будильник на 1 минуту и записал, сколько примеров решу за это время:
| 1 попытка | 2 попытка | 3 попытка | 4 попытка |
количество | 2 | 2 | 3 | 3 |
Я заметил, что чем больше решаешь задач одного типа, тем лучше понимаешь их логику и, как следствие, увеличивается скорость решения.
Некоторые действия начинаешь выполнять в уме. В процессе решения примеров на скорость я сделал для себя важное открытие: информацию об алгоритме решения примера надо сократить до предела. Можно упустить детали, но сохранить главный смысл. Например, при решении квадратных неравенств я пользовался цепочкой: ветви – корни – промежутки, т.е. сперва определял направление ветвей параболы, затем корни квадратного уравнения, а потом искал интересующие меня промежутки. Кроме того, я стал искать скоростные методы решения. Например, при решении квадратных уравнений я смотрю на коэффициенты: если сумма коэффициентов равна нулю, один из корней квадратного уравнения равен 1, а другой – отношению ска. Это значительно экономит время решения:
21 х² - 23х + 2 = 0
1 способ: Д = (-23)² - 4 ·2 · 21 = 361
х = (23 – 19) : 42 = 2/21
х = (23 + 19) : 42 = 1
2 способ: 21 + 2 – 23 = 0, х = 1, х = 2/21.
Умножать числа можно с помощью формул сокращенного умножения: 89 · 91 = (90 - 1)(90 + 1) = 8100 – 1 = 8099 и т.д.
Если же задача громоздкая, я разделяю её на части: рисунок, формулы, решение, и стараюсь каждую часть решить на скорость. Например, большинство задач на движение удобно записывать в виде таблицы, а задачи на смеси и сплавы можно изобразить в виде схемы:
+ =
На этой схеме легко обозначить все исходные данные.
Задача: имеется 2 раствора кислоты: 6% и 11%. Сколько нужно взять каждой кислоты, чтобы получить 20 кг 8% кислоты?
Р
исую схему.
Н
аношу исходные данные.
Заполняю всю схему.
Составляю уравнение.
6х + 11(20 – х) = 8 · 20
Решаю уравнение.
6х + 220 – 11х = 160
х = 12
Отвечаю на вопрос задачи.
12 кг и 8 кг.
В процессе поиска скоростного решения задач я увидел ещё один способ для задач такого типа: способ купцов. Эту задачу можно решить так:
6 2
8
20 : (2 + 3) = 4 кг – 1 часть
11 3 2 части – 8 кг, 3 части – 12 кг.
Заключение
В результате выполнения этой работы я задумался о рациональной трате времени, ознакомился с несколькими статьями, в которых предлагаются методы повышения продуктивности работы, в частности, узнал «Правило 80/20», «Правило 20 минут». При решении задач понял, что большинство из них решается по своему шаблону, который надо понять и запомнить. Тогда на решение остальных задач останется больше времени. При решении задач нужно твердо представлять план действий и план распределения времени на каждый этап. Иногда стоит себя ограничивать во времени (до разумных пределов), чтобы получить отличный результат. Янашел для себя оптимальные способы решения задач и примеров по алгебре. Кроме того, я научился применять метод разумных ограничений в повседневной жизни, что позволило уменьшить время, которое я тратил впустую.
Литература
А. Г. Мерзляк и др. «Математика 9»- учебное пособие для общеобразовательных школ. – М.: Вентана-Граф, 2017.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_ограничений
www.litres.ruМарина Ярославцева «Как все успеть»
https://ru.wikihow.com/решать-задачи-по-математике
https://www.rutnet.ru/in-kakvse-uspet
padabum.comКерри Глисон «Работай меньше, успевай больше»