СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод разумных ограничений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Небольшое исследование, заставляющее задуматься о времени, потраченном впустую. Выполнено учеником 9 класса для научно-практической конференции

Просмотр содержимого документа
«Метод разумных ограничений»

МАОУ «Лицей № 6» ГО г.Уфа РБ











Метод разумных ограничений

Секция: Математика















Выполнил: Валеев О. Т. 9А класс

Руководитель: Тазетдинова А. Н.















Уфа 2018

Оглавление

  1. Введение

  2. Суть метода разумных ограничений

  3. Применение метода на практике

  4. Заключение

  5. Список литературы

  6. Приложения































































Введение



Случайно вспомнив сказку Евгения Шварца о потерянном времени, я задумался: «а сколько времени теряю конкретно я?». Чтобы ответить на этот вопрос, я стал фиксировать свои действия в течение дня. Эти данные я собирал несколько дней, и вот что получилось (в среднем):

Сон –7 часов 30 минут, принятие пищи –2 часа 20 минут, занятия в школе –6 часов 30 минут, домашние хозяйственные дела – 15 минут, уроки – 1 час 40 минут, общение в соцсетях – 3 часа.

Изобразил эти данные на круговой диаграмме:





Ежедневно 2 часа 45 минут уходят вникуда.



Результаты ошеломили. Я, конечно, знал, что теряю какое-то время понапрасну, но не предполагал, что так много! Мне захотелось исправить эту ситуацию. Для этого надо было сделать очевидные вещи – уменьшить время ничегонеделания. Но на практике это почему-то оказалось не так-то просто.

Обращение к Интернету показало, что эта проблема интересует не только меня. Во многих статьях упоминается, что в современном мире есть всё, но почти нет свободного времени. Во многих статьях предлагаются пути разрешения этой проблемы, в основном это:

  • Научиться организованности и дисциплине,

  • Определиться с целью и сосредоточиться на главном,

  • Не начинать новое дело, пока не закончишь старое,

  • Оптимальный режим работы сделать совпадающим с биоритмами человека, т.е.90 минут работать, а затем 20 минут отдыхать, и т.д.

К сожалению, для выполнения этих условий необходима сила воли, а её в моем случае недостаточно, надо было придумать ещё что-то. Кто ищет, тот всегда найдет.

От бывшего спортсмена я услышал про метод разумных ограничений. Интересно, что в Интернете метода с таким названием я не нашел, зато обнаружил понятие «теория ограничений» (наиболее цельная и эффективная методология управления любой системой в любом виде деятельности, разработанная в 1980-е годы Элияху Голдраттом). Мне показалось, что эта теория похожа на тот метод, о котором я слышал, поэтому я решил применить элементы этой теории на практике.



Суть метода разумных ограничений



Теория Голдратта базируется на поиске и управлении ключевым ограничением, которое определяет успех и эффективность всей системы в целом. Подход теории ограничений основан на том, чтобы выявить это ограничение и управлять им для увеличения эффективности достижения поставленной цели. Под эффективностью подразумевается скорость достижения цели с минимально возможными затратами.

В спорте такое ограничение – ограничение во времени, как раз то, что мне нужно! В спорте ограничивается время на выполнение какого-либо упражнения, к примеру, за определенное время нужно пробежать какую-либо дистанцию. В следующем подходе время остается тем же, а дистанция ненамного увеличивается, в следующей попытке происходит то же самое. Если такой метод помогает достичь результатов в спорте, почему бы его не применить в жизни, например, для улучшения успеваемости по математике. Но если просто ограничить время на выполнение домашней работы, вряд ли добьешься желаемого. Поэтому, ещё раз прочитав статьи, посвященные эффективной трате времени, я пришел к выводу, что нужно:

  1. Определить цели.

  2. Распределить цели по мере значимости: срочно-важно, не срочно-важно, срочно-неважно, не срочно - не важно.

  3. Задать ограничение во времени.

  4. Определить, какие методы решения подходят конкретно для меня.

  5. В один промежуток времени делать задачи лишь одного типа.

  6. Выполнять домашние задания по математике как можно раньше, пока помню объяснение.

Как быть с темами, которые были пройдены ранее и не поняты, или поняты недостаточно? В одной из статей предлагается выделять в день 20 минут на какое-то полезное дело. Почему именно 20 минут? 20 минут легко вытерпеть, даже если занимаешься нелюбимым делом, можно просто сесть и сделать. Кроме того, за 20 минут в день сложно утомиться. Я решил 20 минут в день заниматься математикой. Причем решать примеры по пройденным темам по такой схеме: повтор теории с выделением ключевых моментов, решение примеров в ограниченное время. Здесь 2 варианта: первый вариант – ставлю таймер и начинаю решать; второй вариант – по типу игры «Что? Где? Когда?» - ставлю будильник на минуту и стараюсь решить как можно больше примеров. Такой способ ещё называют «мозговой штурм».

Попутно я сделал предположение, почему метод называется именно «методом РАЗУМНЫХ ограничений». Если задать слишком большое ограничение во времени, вряд ли что успеешь решить, и эффекта уже не будет.

Применение метода на практике



Итак, я осознал, что трачу часть времени впустую. Так бы продолжалось, наверное, и дальше, но возникла такая ситуация: приближалась контрольная работа по алгебре, а я упустил некоторые моменты по теме «Решение неравенств». Низкую оценку получать не хотелось, поэтому я решил не паниковать и подготовиться. Таким образом, в течение короткого времени мне нужно было успеть сделать многое. В одной из статей я обнаружил таблицу, в которой записывались дела по степени срочности и важности. Все дела делятся на 4 группы:

срочные и важные,

не срочные, но важные,

срочные, но не важные,

не срочные и не важные.



Я заполнил эту таблицу:










срочные

Не срочные

важные


Срочные важные



Умение решать неравенства



Не срочные важные


Решение примеров из сборника для подготовки к ОГЭ

Не важные


Срочные не важные


Доклад по географии





Не срочные не важные


Отыскание информации о Сталине по истории

Составил план действий: в первую очередь мне надо выполнить дела из первой строки, а дела из второй строки выполнять в свободное время.

Чтобы решить неравенства, надо знать, какие математические методы к ним применить, поэтому я пересмотрел записи в своей тетради. Понял ход решения и начал тренироваться по такой системе: разделил примеры на 2 похожие группы. Первую группу примеров решал без всяких ограничений, вторую – на скорость. Засек время и результаты занес в таблицу (время – в секундах):

1 группа

120

90

70

43

96

86

100

2 группа

70

50

38

63

49

26

37



Затем поставил будильник на 1 минуту и записал, сколько примеров решу за это время:


1 попытка

2 попытка

3 попытка

4 попытка

количество

2

2

3

3



Я заметил, что чем больше решаешь задач одного типа, тем лучше понимаешь их логику и, как следствие, увеличивается скорость решения.

Некоторые действия начинаешь выполнять в уме. В процессе решения примеров на скорость я сделал для себя важное открытие: информацию об алгоритме решения примера надо сократить до предела. Можно упустить детали, но сохранить главный смысл. Например, при решении квадратных неравенств я пользовался цепочкой: ветви – корни – промежутки, т.е. сперва определял направление ветвей параболы, затем корни квадратного уравнения, а потом искал интересующие меня промежутки. Кроме того, я стал искать скоростные методы решения. Например, при решении квадратных уравнений я смотрю на коэффициенты: если сумма коэффициентов равна нулю, один из корней квадратного уравнения равен 1, а другой – отношению ска. Это значительно экономит время решения:

21 х² - 23х + 2 = 0

1 способ: Д = (-23)² - 4 ·2 · 21 = 361

х = (23 – 19) : 42 = 2/21

х = (23 + 19) : 42 = 1

2 способ: 21 + 2 – 23 = 0, х = 1, х = 2/21.

Умножать числа можно с помощью формул сокращенного умножения: 89 · 91 = (90 - 1)(90 + 1) = 8100 – 1 = 8099 и т.д.



Если же задача громоздкая, я разделяю её на части: рисунок, формулы, решение, и стараюсь каждую часть решить на скорость. Например, большинство задач на движение удобно записывать в виде таблицы, а задачи на смеси и сплавы можно изобразить в виде схемы:







+ =





На этой схеме легко обозначить все исходные данные.

Задача: имеется 2 раствора кислоты: 6% и 11%. Сколько нужно взять каждой кислоты, чтобы получить 20 кг 8% кислоты?

Р исую схему.

Н аношу исходные данные.

Заполняю всю схему.

Составляю уравнение.

6х + 11(20 – х) = 8 · 20

Решаю уравнение.

6х + 220 – 11х = 160

х = 12

Отвечаю на вопрос задачи.

12 кг и 8 кг.

В процессе поиска скоростного решения задач я увидел ещё один способ для задач такого типа: способ купцов. Эту задачу можно решить так:

6 2

8 20 : (2 + 3) = 4 кг – 1 часть

11 3 2 части – 8 кг, 3 части – 12 кг.





Заключение



В результате выполнения этой работы я задумался о рациональной трате времени, ознакомился с несколькими статьями, в которых предлагаются методы повышения продуктивности работы, в частности, узнал «Правило 80/20», «Правило 20 минут». При решении задач понял, что большинство из них решается по своему шаблону, который надо понять и запомнить. Тогда на решение остальных задач останется больше времени. При решении задач нужно твердо представлять план действий и план распределения времени на каждый этап. Иногда стоит себя ограничивать во времени (до разумных пределов), чтобы получить отличный результат. Янашел для себя оптимальные способы решения задач и примеров по алгебре. Кроме того, я научился применять метод разумных ограничений в повседневной жизни, что позволило уменьшить время, которое я тратил впустую.



Литература

  1. А. Г. Мерзляк и др. «Математика 9»- учебное пособие для общеобразовательных школ. – М.: Вентана-Граф, 2017.

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_ограничений

  3. www.litres.ruМарина Ярославцева «Как все успеть»

  4. https://ru.wikihow.com/решать-задачи-по-математике

  5. https://www.rutnet.ru/in-kakvse-uspet

  6. padabum.comКерри Глисон «Работай меньше, успевай больше»