Метод СИНКВЕЙН.
Инновационные методы обучения практически все разработаны и реализуются в системе развития критического мышления. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, которое требует вариативной, самостоятельной, осмысленной позиции. Эта позиция значительно повышает «надёжность» обучения, которое становится осознанным и усиливает коммуникативный потенциал личности. Одним из приёмов развития критического мышления является синквейн.
В России стал использоваться с 1997 года в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить практический результат.
Ряд методистов (Гончарова Е.А., Иванова Е.А., Курганов Ю.Н.) полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающихся.
Слово синквейн происходит от французского «пять».
Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, строящееся по определённым правилам. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Процесс составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Сочетание различных систем и умение обучающегося составлять синквейн по той или иной теме свидетельствует о степени владения обучающимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что обучающийся: знает содержание учебного материала темы; умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого материала; умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи. Синквейн полезен обучающимся как инструмент для синтеза сложной информации, преподавателям — как срез оценки понятийного и словарного багажа обучающихся. Синквейн подытоживает информацию, выражает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Метод СИНКВЕЙН основан на смысловой зависимости. Эта технология универсальна. Она применима не только на уроках общеобразовательных дисциплин, но и на уроках профессионального цикла.
Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале существенные учебные элементы, делать вывод и выражать всё это в коротких выражениях.
СИНКВЕЙН очень часто используют педагоги, как метод проверки уровня знаний обучающихся по какой либо теме. Но это далеко не единственное и не самое интересное применение данного метода.
С помощью СИНКВЕЙНА можно проверять знания на любом этапе обучения, а также что думают обучающиеся на уровне ассоциации о теме на которую пишется СИНКВЕЙН.
Метод можно использовать:
В самом начале урока
Во время урока /чтобы понять, как понимают обучающиеся, то что успели пройти/
В конце занятия, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме
Достоинства метода
При составлении синквейна на уроках:
повышается интерес к изучаемому материалу;
развивается образное мышление;
развиваются творческие способности обучающихся;
учит формулировать идею – ключевую фразу;
умение выделять характерные особенности изучаемого;
совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
развивается мышление и воображение;
вырабатывается способность к анализу;
уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
расширяется словарный запас.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом конроля.
В ходе работы по данной методике обучающиеся способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
Способы работы обучающихся с СИНКВЕЙНАМИ:
Организационные формы работы с Синквейнами:
Правила написания синквейна:
1 - я строка Существительное – тема синквейна
2 - я строка Два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
3 - я строка Три глагола: действия, которые выполняет существительное.
4 - я строка Фраза из четырех слов, выражающая отношение к существительному
5 - я строка Синоним существительного или ассоциация с этим словом
Примеры
ДЕНЬГИ
Бумажные металлические
Печатают меняют обеспечивают
Деньги нужны всегда
Валюта
БЮДЖЕТ
Государственный краевой
Формируется пополняется расходуется
Пополняется всегда
Кошелек
ЭКОНОМИКА
Мировая региональная
Изучает обучает описывает
Одна из изучаемых дисциплин
Капитал
Наш с вами СИНКВЕЙН
Фестиваль
Интересный полезный
Встречаемся делимся учимся
Путь к знаниям – это деятельность
Удовлетворение
Список использованных источников
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. — Ростов н/Д : Феникс, 2008.
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д : Феникс, 2011.
3. . Гин А. Приёмы педагогической техники. — М. : Вита-Пресс, 2003.
7. Куулар Л. Л., Куликова М. П. Синквейн — метод-средство реализации межпредметных результатов освоения основных образовательных программ// Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3.
8. Ооржак О. Ч. Использование синквейн-технологии при обучении химии : сб. научн. тр. студентов : выпуск XI / Тувинский гос. ун-т. — Кызыл, 2013. — С. 36–38.
9. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература // Первое сентября. — 2006. —№ 4.
Электронные ресурсы
1. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа : день за днём. — Режим доступа : http:// www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410
2. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — Режим доступа : http:// festival.1september.ru/articles/518752/
3. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ). — Режим доступа : http://www.medbiokgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293
4. Педагогический словарь. — Режим доступа : http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.htm
5. https://ru.wikipedia.org
6. http://prilukidnz25.ucoz.ua
7. http://www.docme.ru
8. http://www.prityki.net
9. http://www.uchmet.ru
10. http://samosovershenstvovanie.ru