Использование метода проблемного обучения на уроках
Что вы видите? Правильно, стакан с водой. Что вы отметите для себя, увидев стакан, наполненный водой наполовину? Наполовину полный или наполовину пустой? В психологии и философии идиома «стакан наполовину полон или пуст» всегда использовалась для определения мироощущения человека. Возникает вопрос: почему одни видят полупустой, а другие наполовину наполненный стакан? Кто прав в известном споре оптимиста и пессимиста о полстакане? На лицо противоречивые взгляды на один предмет. ( Прав в этом споре Альберт Эйнштейн - все в мире относительно. Оба правы, но правота оптимиста намного приятнее хотя бы потому, что она вселяет надежду.) Каждый будет доказывать свою точку зрения. Уже догадались, о чём пойдет речь? В диалоге рождается истина и решается проблема. И сегодня мы будем говорить о том, как решение проблемы помогает прийти к цели. Точнее, о методе проблемного обучения.
СЛАЙД 3 . Проблемное обучение — это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся на анализ проблемный ситуации, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний. С помощью средств технологии проблемного обучения формируются метапредметные результаты обучения, развивается функциональная грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных (Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений, ведение переговоров, проведение презентаций, самопрезентация, публичные выступления, командная работа, нацеленность на результат, деловое письмо также свидетельствуют о достижении метапредметных результатов) и универсальных способов деятельности. Развивает мышление и творческие способности
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
СЛАЙД 4. АКТУАЛЬНОСТЬ Почему я остановила свой выбор на этом методе? Потому что проблемный подход отвечает требованиям современного урока. Поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления.
Эта технология ненова, ее изучением и созданием теоретической базы занимались многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них
Лернер И.Я. и Скаткин М.К. классифицировали методы проблемного обучения.
Матюшкин А.Н. разработал положение о роли проблемных ситуаций.
Махмутов М.И. определил этапы проблемного обучения.
Н. А Мечинская и Е. Н. Кабанова-Меллер внесли вклад в построение системы приёмов познавательной деятельности.
По мнению Махмутова М.И. в проблемном обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых знаний.
Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия ученика в решении новых познавательных проблем под руководством учителя.
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научиться учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
Урок, построенный по принципу – учитель даёт знания, а ученик просто берёт их, не прилагая к этому усилий, - в настоящее время не может отвечать всем современным требованиям развития общества. Поэтому, хотя в педагогике создание проблемных ситуаций не является чем-то принципиально новым и постановка вопросов собеседнику, ответ на которые вызывает у него затруднение, известна еще со времен Древней Греции, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
СЛАЙД 5. Цель и задачи
Как и остальные, технология проблемного метода имеет свою цель и задачи. Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика, развитие его творческих способностей.
Задачи:
-
Формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
-
Развитие умения высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, давать развёрнутые ответы;
-
Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного сотрудничества; Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в образовательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу».
-
Развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;
-
Повышение мотивации через эмоциональную окраску урока;
-
Формирование исследовательской активности;
-
Воспитание активной личности
-
Умение увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, что, безусловно, поможет в дальнейшей жизни, в выборе профессии.
Технология проблемного обучения – это один из эффективных способов активации познавательной деятельности учащихся. Такие предметы, как литература и русский язык, призваны решать перечисленные задачи.
СЛАЙД 6 ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Главный и характерный признак проблемного метода обучения –
это проблемная ситуация. Большое внимание уделяется созданию проблемной ситуации, поскольку она оказывает воздействие буквально на всех детей класса, в том числе и слабоуспевающих.
Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.
Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению
СЛАЙД 7 Методические приёмы создания проблемных ситуаций
Как наиболее эффективно создать проблемную ситуацию на уроке и как организовать процесс проблемного обучения?
Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- я подвожу школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- ставлю проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать заинтересованность учащихся в деле
Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности
СЛАЙД 8 Метод дискуссии является наиболее эффективными для внедрения проблемного обучения. Ребята любят трансформировать кабинет и уже знают, что сейчас будет что-то интересненькое
Формы дискуссии могут быть самые различные и зависят от поставленных целей и задач. Наиболее распространенными из них являются следующие: коллективное обсуждение, заседание экспертной группы, форум, диспут, дебаты, так называемый «мозговой штурм» и другие. Одним из наиболее популярных видов является заседание круглого стола, которое предполагает совместный анализ проблемы несколькими участниками с параллельным обменом мнений с аудиторией.
Я использую чаще всего приемы: работу в малых группах, семинар - в 5-6 классах; мозговой штурм, метод круглого стола – в старших классах.
1. Мозговой штурм. Суть этого метода состоит в том, что проблема решается путем генерирования коллективных идей
2. Метод круглого стола. «Круглые столы» организуются обычно для обсуждения какой-нибудь проблемы представителями разных взглядов. Обмен мнениями позволяет находить какие-то точки соприкосновения, чтобы в дальнейшей работе они могли служить отправными для поиска общих выводов.
3. На семинаре. Ученик выступает с рефератом по вопросу, названному в плане семинарского занятия, и приводит экспериментальные данные о недооценке и переоценке.
4. Эвристическая беседа. Эвристическая (сократическая) беседа – это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия.
получения ответов от учащихся через активизацию их мышления посредством искусно поставленных вопросов. По своей психологической природе эвристическая беседа — это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему.
Эвристическая беседа - особый вид беседы, для которой характерен высокий уровень познавательной активности учащихся. Она проходит в форме диалога, живого обмена мыслями. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся делают определенные выводы, обобщение, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают на уроке.
Методы работы преподавателя: рассказ, объяснение, лекция, беседа, демонстрация опыта, кинофильма, плакатов и т.д.
СЛАЙД 9 Моя ведущая педагогическая идея – это активное использование текста художественного произведения как основы создания на уроках русского языка и литературы развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.
В связи с этим большое место на уроках занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях.
Примеры в 5 классе
Повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья». С каким удовольствием читают ее ребята, как сопереживают ее героям: Васе, Вальку, Марусе. Эта повесть позволяет обсудить важный и животрепещущий вопрос: - Почему Вася, у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки, сын судьи, уважаемого в городе человека, оказался на улице? Дети находят правильный ответ: Вася оказался на улице, потому что дома он был никому не нужен. - Можно ли Васину ситуацию перенести в современность? Да, отвечают дети, можно.
При изучении романа А.С.Пушкина «Дубровский» в 6 классе ребят сильно волнует вопросы
- Почему Маша не уехала с Дубровским, хотя сама просила его о помощи? и Почему Владимир, узнав, что опоздал, не увез девушку силой, ведь он был уверен, что она не любит князя Верейского?
«Можем ли мы оправдать Андрия?» ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»). Задача, стоящая перед учителем – наисложнейшая: согласиться, что убийство Тарасом Андрия – это акт жестокости, не оправдав при этом Андрия.
Урок «Татьяна- милый идеал» дает возможность 9 классу порассуждать: почему Пушкин считает свою героиню идеалом. Не красавица, не модница, не кокетка, не любит балы, сидит в деревне и читает книги. А Пушкин восхищается ею, а Евгений Онегин при второй встрече «сходит с ума»
- Что же такое в Татьяне? Вначале зачитываются цитаты, затем делаются выводы: ум, сдержанность, чувство собственного достоинства, тактичность, искренность и … верность. В конце урока можно провести тайный опрос /на листочках/: считаете ли вы Татьяну идеалом? И многие, особенно мальчики, признают, что Татьяна- идеал женщины.
В 8 классе на примере повести Н.В.Гоголя «Шинель» модницы начинают понимать, что не в вещах счастье. Но путь к этому пониманию нелегкий.
Нельзя не отметить, что проблематизация обучения способствует более качественной подготовке выпускников к итоговому сочинению в 11 классе. Учащиеся умеют «слышать» вопрос темы сочинения, грамотно выделять ключевые слова в формулировке темы, рассуждать, логически правильно оформлять мысли, делать заключения. Лучше разбираются в вопросах нравственности, изучив роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание».
Выпускники, адаптированные к технологии проблемного обучения, свободно чувствуют себя в новом статусе студентов вузов, более мотивированны, умеют учиться, осознанно выбирая свое место в жизни.
Безусловно, на уроках русского языка, решая проблемные задания, ученики понимают, грамотная речь и владение всеми средствами грамматики помогут при поступлении на работу при составлении резюме. (Могут ли сложноподчиненные предложения помочь при поступлении на работу? )
Слайд 10 На своих уроках я использую чаще всего приемы «Яркое пятно» или постановку проблемы с удивлением или затруднением. Преобладают проблемные уроки дискуссионного характера и уроки с включением мор
На уроке литературы прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием – “яркое пятно”(ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников).
Путём сбора ассоциаций, которые возникают в связи с каким-либо литературным именем или с названием произведения, можно актуализировать знания учащихся по проблеме, которую нам предстоит решать на уроке. Ассоциации помогают установить связи с миром, найти “общую точку”, с которой только и возможно начать диалог.
ПРИМЕР: когда включаю музыку на уроке, дети начинают выдвигать предположения ПОЧЕМУ ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ И КАК ЭТО СВЯЗАНО С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ? Вспоминаем, в каких произведениях звучит музыка и какова роль? Одной из любимых мелодий А. И. Куприна была "Соната №2" Бетховена, именно эту музыку писатель и использует в повести. Эту музыку Куприн взял в качестве к эпиграфа к своему произведению «Гранатовый браслет».
СЛАЙД 11 Способы создания проблемной ситуации на уроке
В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением.
С удивлением
1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.
Например, при изучении романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.
2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.
3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.
4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).
С затруднением
1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.
2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.
Пример: Решение вопросов религии и веры в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Проблемный метод обучения открывает перед учениками противоречие, предлагая им самим найти метод решения.
СЛАЙД 12 Методы проблемного обучения
В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения и организации урока
• проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;
• частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах;
• самостоятельная исследовательская деятельность.
(Давайте вспомним пять основных общедидактических методов обучения.
Напомним, что известные специалисты в области теории обучения М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер выделяли пять основных общедидактических методов обучения:
• объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный);
• репродуктивный;( традиционный)
• проблемное изложение;
• частично поисковый (эвристический);
• исследовательский.
Известно, что методы обучения классифицировались и классифицируются по разным основаниям. С точки зрения обсуждаемой нами проблемы наиболее продуктивна дихотомия: продуктивные (четвёртый и пятый методы) и репродуктивные методы обучения(первый и второй методы).
— В чём отличие группы репродуктивных методов обучения от группы
продуктивных методов обучения?
К первой группе относятся методы, посредством которых ученик усваивает готовые знания и репродуцирует или воспроизводит уже известные ему способы деятельности. Этот метод экономичен, но он не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности.
Репродуктивный метод допускает, что ребенок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу. Таким образом, создаются условия для формирования умений и навыков путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, дети приобретают умения и навыки использования знаний.
Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности. Проблемное изложение — промежуточная группа. Оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.)
Остановимся на продуктивных методах обучения. НА МОИХ УРОКАХ
Их выделяют два — частично-поисковый и исследовательский.
Частично-поисковый метод предполагает, что ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя.
Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение, 5-7 классах
Исследовательский метод — что путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск.
Исследовательский метод следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Его основные составляющие — выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.
Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников. Наиболее подходящий метод в старших классах.
Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.
Необходимо заметить, что не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы решения, новые научные данные, кризис традиционных представлений, поиски новых подходов к проблеме – вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования проблемного мышления.
Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность. Чтобы знания становились инструментами, ученик должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя — создать для этого все условия.
Реальное преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное. Во-первых, необходимо учитывать, что это — наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет необходимости переоткрывать заново все законы развития природы и общества.
СЛАЙД 13 Преимущества проблемного метода обучения:
-Помогает развить умственные способности учеников, выработать самостоятельность, развивает творческое мышление.
-Помогает закрепить усвоенные знания, развивает мыслительные способности, умение логически мыслить.
-Формирует методы познания окружающего мира, развивает наблюдение, способности к обобщению и выводам, их обоснованию и аргументации, формирует интерес к исследованиям.
-Ученики быстро вникают в суть изучаемого явления, дают аргументированные ответы, у них развиваются научные интересы.
ВЫВОД: Итак, проблемное обучение направлено на формирование способностей к творческой деятельности и потребности в ней. Проблемное обучение развивает умение мыслить и применять знания на практике
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и объективной самооценке.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Войдя в жизнь, ребенок сможет реже испытывать стресс.
Таким образом, проблемное обучение имеет довольно разветвленную систему методов и приемов, которые органично и целесообразно можно включить в современный образовательный процесс. На уроках литературы проблемные ситуации призваны разбудить не только мысль, но и воображение и художественную интуицию школьников.
Таким образом, применяя элементы инновационных технологий ,я работаю над совершенствованием грамотности в области русского языка у учащихся старших классов, а также провожу активную подготовку к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе. Созданная на основе данных технологий система работы помогает синтезировать ранее усвоенные способы деятельности, способствует реализации знаний, навыков и умений в самых разных формах.
Мои ученики активно используют приобретенные навыки на других предметах. Особенно на уроках истории и обществознания, так как там требуется написание эссе с применением умения анализировать, определять ключевые слова и проблемную ситуацию.
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и объективной самооценке.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Технология проблемного обучения используется в моей практике уже много лет, при этом с уверенностью можно говорить о ее актуальности.
Какие условия нужно соблюдать, чтобы создавать проблемные ситуации, вызывающие интеллектуальную активность, самостоятельную мыслительную деятельность обучаемых?
Первое. Преподаватель дает обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме. Задание должно, во-первых, основываться на имеющихся у обучаемых знаниях, во-вторых, знание, подлежащее усвоению, должно составлять ту искомую, т. е. пока неизвестную общую закономерность или способ действия, без нахождения которой (-го) выполнение задания оказывается невозможным, и, в-третьих, выполнение задания должно вызвать у обучаемых потребность в получении недостающего знания, т. е. у них должен появиться интерес как мотив их действий.
Второе. Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям: быть достаточно трудным, но разрешимым благодаря имеющимся у них навыкам мышления, владению ими обобщенным способом действия и достаточным уровнем знаний.
Третье. При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых. Если у них нет знаний, достаточных для выполнения задания, то необходимо дать разъяснения пропедевтического характера, чтобы восполнить имеющийся пробел.
Четвертое. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить учащихся в проблемные ситуации. Вопрос задания будет для учащегося проблемным только в том случае, когда он совпадает с вопросом, возникшим у него самого при чтении (слушании) условий задания. Для иллюстрации обратимся к знакомому примеру с заданием, где вопрос: «Какой способ добывания огня древнее?» совпадает с вопросом, который возникает тут же у обучаемых: «А в самом деле, какой же из способов древнее?» Появление такого вопроса у обучаемых и есть признак того, что они попали в созданную преподавателем проблемную ситуацию.
Пятое. Проблемная ситуация по одному и тому же вопросу, подлежащему усвоению, может создаваться разными типами заданий: а) когда требуется от обучаемых теоретическое объяснение некоторых реальных фактов, продемонстрированных в лабораторном опыте, описанных в литературе или рассказанных преподавателем; б) когда не удастся выполнить практическое задание с помощью известных учащимся способов, а от учащихся требуется теоретически объяснить, что знаний не хватает, нужны новые, которые им желательно получить от преподавателя. Так достигается нужный эффект: или учащиеся объясняют известные факты (учатся применять теорию к жизни), или испытывают потребность в получении новых знаний (создается действенный мотив учебной деятельности -— интерес).
Шестое. Если учащиеся, попав в проблемную ситуацию, оказались не в состоянии из нее выйти (не сумели теоретически объяснить факты или не осознали потребность в новом знании или способе действий), то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению учебного материала, необходимого для его решения.
Таким образом, предпосланная объяснению нового учебного материала проблемная ситуация подготовила благоприятную психологическую почву для усвоения знаний, так как обучаемые поняли, что старые знания не позволяют выполнить задание, осознали потребность в новых и заинтересованы в объяснениях преподавателя.
С момента начала объяснения преподавателем нового учебного материала его деятельность переходит в следующую стадию: от стадии создания проблемной ситуации к стадии управления процессом усвоения знаний через организацию мыслительной деятельности обучаемых.
Необходимо и здесь соблюдение определенных условий.
Первое. Объяснение учебного материала должно следовать за вопросами учащихся, возникшими у них в проблемной ситуации, и тем самым удовлетворять вызванную этими вопросами потребность в новом знании, отвечать познавательному интересу, ставшему мотивом их учебной деятельности. Под объяснением учебного материала подразумеваются все существующие методы и способы преподнесения информации (рассказ, лекция, демонстрация опыта), все средства, используемые при этом (речь, кино, компьютер, различные технические и наглядные средства обучения). Что касается речи (устного изложения материала), то она тоже может быть разной: проблемной, рассуждающей или повествующей, но никоим образом не догматической, начетнической.
Второе. При изложении учебного материала преподаватель должен учитывать уровень знаний обучаемых. Если студенты силой собственного мышления сумели в основном решить проблему, то нет необходимости раскрывать то, что они усвоили, нашли искомое неизвестное, будь то общая закономерность или способ действия. Преподавателю в этом случае достаточно подтвердить правильность решения, повторно сформулировать ответ и тем самым закрепить его в памяти обучаемых.
Другое дело, если студентам не удалось решить проблему, или они пошли не тем путем и пришли к неверному решению, или полученный ими ответ не совсем точен. И в этом случае проблемная ситуация тоже сыграла свою положительную роль, вызвав у обучаемых потребность в знаниях и готовность слушать объяснение преподавателя. Тут, конечно, изложение материала должно содержать не только логические аргументы, но и демонстрацию новой закономерности или нового способа действия на конкретных жизненных фактах, процессах, событиях.
Третье. Если обучение проходит в форме лабораторного или практического занятия, семинара-дискуссии или семинара-практикума, то обучающиеся вначале должны получить, а затем использовать необходимые сведения или способ действия для выполнения проблемного задания.
Четвертое. Если проблемное задание окажется чересчур трудным для данной группы обучающихся, то оно может быть расчленено на ряд частных проблемных заданий, чтобы решение каждого из них стало доступным для группы.
Все эти условия, относящиеся как к созданию проблемных ситуаций (шесть условий), так и к процессу объяснения преподавателем материала, составляющего содержание проблемного задания (четыре условия), являются для преподавателя руководством к действию при использовании им методов проблемного обучения. Они должны лечь в основу проблемных заданий и выбора методики изложения учебного материала в созданной им проблемной ситуации.