«Методическая концепция современного урока английского языка»
Куприна Светлана Викторовна,
учитель английского языка
МОУ «СОШ №1 р.п. Дергачи» Саратовской обл.
Аннотация: Современный урок в свете требований ФГОС предполагает основательную реконструкцию учебного процесса. Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Специфика системно -деятельностного подхода предполагает новую типологию и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Современный этап развития образования требует от учителя новых подходов в организации процесса обучения. Урок, как и прежде, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Так что же такое современный урок в рамках ФГОС? Основные показатели современного урока:
Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
Осуществляется практический, деятельностный подход.
Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД)
На уроке используются современные педагогические технологии.
Организация урока динамична и вариативна
Задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Отсюда следует, что основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
Уроки «открытия» нового знания. Призваны научить детей новым способам нахождения знания, сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
2.Уроки рефлексии. Формируют у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, учат находить причину своих затруднений, строить алгоритм действий по устранению затруднений, учат самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта, закрепляют усвоенные знания, понятия, способы действия.
3.Уроки общеметодологической направленности. Направлены на то, чтобы научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы, призваны развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы.
4.Уроки развивающего контроля. Цель- научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Как и всякий урок, современный урок иностранного языка должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения. Компонентами общей дидактической структуры урока являются: 1) актуализация прежних знаний и способов действий; 2) формирование новых понятий и способов действий; 3) применение-формирование умений и навыков. Эта структура раскрывается и конкретизируется в методической подструктуре урока, элементами которой будут различные виды деятельности учителя и учащихся Очень важно, чтобы урок не был соединением отдельных заданий или этапов, а складывался в логическое единство, подчинённое поставленной цели.
Для организации современного урока важно умение выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств, применения как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Для достижения хорошего уровня деятельности на уроке следует применять интерактивные методы обучения: поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время можно сделать вывод:
– мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
– они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
– улучшают качество усвоения материала;
– позволяют индивидуализировать процесс обучения;
– дают возможность избежать субъективности оценки.
Одной из главных задач обучения иностранным языкам является развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика.
Чтобы достичь планируемых результатов, учителю необходимо грамотно спланировать урок. Технологическая карта урока призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты. При конструировании технологической карты урока учитель должен опираться на следующее: в ней должен быть описан весь процесс деятельности; должны быть указаны операции, их составные части. В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность: тщательного планирования каждого этапа деятельности; максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату. координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
При планировании урока учителю также следует руководствоваться следующими положениями: приёмы должны соответствовать и быть адекватными формируемой деятельности; количество упражнений должно быть достаточным, чтобы решить задачу и задействовать большинство учащихся; упражнения должны располагаться в строгой последовательности, обеспечивающей доступность и посильность выполнения и подвести к завершению задачи. При этом обучающиеся должны ощутить результат работы, а учитель - провести рефлексию, что позволит формировать положительное отношение к предмету через ощущение результатов продвижения в овладении языком.
Список литературы
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат – М., 2000.
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12–18
Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя[текст] / Поливанова, К.Н – М.: Просвещение, 2011.- 192
Урок в развивающем обучении [текст]/ А.К.Дусавицкий, Е.М.Кондратюк, И.Н.Толмачева, З.И.Шилкунова. – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008.-288 с
Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию [Электронный ресурс] /Мангутова, О.Н./Интернет-журнал «Эйдос». – 2010. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2010/0930-04.htm
Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков. [Электронный ресурс] /Шутова Г.Pedsovet.su.- 07.02.2016.- Режим доступа: http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos