СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы и перспективы

 

 использования  цифровых образовательных ресурсов, информационно  -  коммуникационных    технологий  в обеспечении  оптимального разви-тия  информационно-коммуникацинной  компе-тенции обучающихся  иноязычному общению

Проблемы и перспективы

 

Использования  цифровых образовательных ресурсов, информационно  -  коммуникационных    технологий  в обеспечении  оптимального развития  информационно-коммуникацинной  компетенции обучающихся  иноязычному общению

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка»

Отдел образования Администрации Цимлянского района


Проблемы и перспективы


использования цифровых образовательных ресурсов, информационно - коммуникационных технологий в обеспечении оптимального разви-тия информационно-коммуникацинной компе-тенции обучающихся иноязычному общению



Отдел образования Администрации Цимлянского района




















































Цимлянск

2008 год



Отдел образования Администрации Цимлянского района





















































Цимлянск

2008 год



Отдел образования Администрации Цимлянского района





















































Цимлянск

2008 год



Отдел образования Администрации Цимлянского района





















































Цимлянск

2008 год




Цимлянск



Состав группы:



Амирханова С.Б.— руководитель группы.

Зуйченко В.А.

Челбина Н.Я.

Бородина Г.М.

Павленко Л.Ю.

Рябышева Т.В.



Содержание:


1. Введение.

1.1 . Современный учитель должен

быть современным.

Стр . 4-5


Стр .6-10


1.2. Существующие недостатки

и проблемы применения ИКТ.

1.3. Информационно- коммуникатив-

ная компетентность учителя.


1.4. Использование цифровых образова-

тельных ресурсов в обучении ино-

странным языкам в средней школе.

Стр.10-11




Стр.12-16



Стр.16-21

2. Применение информационно-ком-

муникационных технологий на уро-

ках немецкого языкаобщеобразо-

вательной школы . 2.1. ИКТ и ЦОР в образовательном

процессе.

2.2. Возможности интерактивной

доски Smart Board

3. Электронное приложение.

3.1. Разработки уроков с использова-

нием информационно-коммуник-

ативных технологий.

3.2.Мультимедийные презентации.


4.Список использованной литературы 4.1. Интернет-источники .


Стр.21-33




Стр.33-44


Стр.45-55








Стр.55-57

Стр.57-59




Дорогие учителя!

Данное пособие поможет Вам увлекательно и инте-ресно провести уроки немецкого языка в школе. В нашей книге вы найдете ответы на вопросы для профессионально-го развития, материалы, которые помогут учителю с недос-таточно высокой информационной подготовкой в условиях информатизации общества работать по-новому.

В первой части вы найдёте ответы на вопросы : Каким должен быть современный учитель?», «Какие недостатки и проблемы применения ИКТ существуют?»,«Как вы понима-ете информационно-коммуникативную компетентность учи-теля?» Вы можете также ознакомиться с использованием цифровых образовательных ресурсов в обучении иностран-ным языкам в средней школе.

Из года в год основным объектом учебного процесса был учитель. Заинтересованность к предмету, насколько он успешен в будущем – все эти критерии зависят от отношения учителя к учащимся. В настоящее время уровень учителя пол-ностью и целиком зависит от знания и владения педагогом современными средствами обучения. Каждый педагог должен понимать, что современный урок уже не может состоять из традиционных средств обучения.

В государственном образовательном стандарте предус-матривается в качестве цели обучения иностранному языку овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной компетенции в говорении , аудировании, пись-ме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.

Уровень сформированности коммуникативной компе-тенции в говорении зависит от качества овладения его лекси-ческой и грамматической сторонами, а точнее разнообразны-ми действиями с языковым материалом, приводящими к фор-мированию умений и навыков, начиная от простейших до вы-работки прочных автоматизмов и сложных творческих уме-ний. Одним из путей повышения уровня продуктивного вла-


дения иноязычной речью является использование на уроках ИЯ информационных технологий.

Вторая часть представляет материалы из опыта ра-боты учителей немецкого языка Зуйченко В.А .на тему: «Применение информационно-коммуникационных техноло-гий на уроках немецкого языка общеобразовательной шко-лы», Челбиной Н.Я на тему: ИКТ и ЦОР в образовательном процессе»

Использование компьютерных презентаций в учебном процессе, сопровождается рядом сдерживающих объектив-ных и субъективных факторов: отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, не-достаточно высокая информационная подготовка преподава-телей-предметников, не позволяющая им самостоятельно раз-работать или адаптировать презентацию к своим лекциион-ным или практическим занятиям.

С этой целью в третьей части предлагаем в по-мощь учителям электронное приложение с Интернет –ресурсами - разработками уроков с использованием инфор-мационно-коммуникативных технологий и мультимедий-ных презентаций на темы: «Deutsche Schulen. Wie sind sie?» «Mein Stundenplan», «Wie steht es mit der Berufswahl?», «Aschenputtel», «Probleme der Jugendlichen», урок немецкого языка в 6 классе с использованием интерактивной доски «Spaziergang durch Berlin».
















СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ

ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМ


Нет ничего более изменчивого, чем время. Оно постоянно вносит свои коррективы в нашу действительность и профессиональную деятельность людей. Специалисту сегодня остановиться на время в своём профессиональном развитии – значит отстать навсегда.

Сказанное в полной мере относится и к работникам системы образования, педагогам. Они готовят кадры завтрашнего дня. Поэтому сами должны обладать определённым уровнем информационной культуры, желанием в условиях информатизации общества работать по-новому.

Сейчас, когда в российские школы приходят новые средства обучения, появляются мобильные классы, ноутбуки, Интернет, интерактивные доски, мультимедийное оборудо-вание, цифровые образовательные ресурсы, актуальной становится проблема их эффективного использования в интересах всех участников образовательного процесса.

В сложившихся условиях современный педагог не имеет права на компьютерную безграмотность, на неспособность решать простейшие задачи с использованием компьютера. Ведь компьютер представляет собой идеальный инструмент для работы с информацией, даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода в проведении уроков. Поэтому на начальном этапе информатизации образовательного процесса приоритетным её направлением является компьютерный всеобуч учительского корпуса.

В Программе информатизации образования Российской Федерации отмечается, что «освоение новых информационных технологий учащимися возможно только при опережающей подготовке преподавателей в этой области. Поэтому информатизация педагогического образования, подготовка учителей по новым специальностям, освоение всеми преподавателями информационных технологий является приоритетным, определяющим направлением для всей информатизации образования».

Те педагогические коллективы, руководители, учителя, для которых естественным источником инициативных действий является стремление человека к положительным изменениям, очень активно начинают внедрять в учебный процесс новые информационные технологии. Процесс обучения в этих школах переходит на качественно новый уровень.

Становится важным не только то, какой предмет учитель преподаёт. Внимание акцентируется на том, как учитель преподносит материал, на каком техническом уровне, с привлечением каких технических средств и возможностей.

Умелый учитель может превратить свою компьютерную презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, может быть использована на любом этапе урока или на любом уроке, будь то: введение нового материала, закрепление, применение знаний на практике, зачёт, контроль или домашнее задание. Неизмеримо большие образовательные возможности позволяют реализовать интерактивные доски, которые имеются в школах Цимлянского района.

Ещё вчера мы сетовали на отсутствие в российских школах достаточного количества персональных компьютеров, локальных сетей и телекоммуникаций. А сегодня говорим об эффективности применения информационных технологий, которые дадут положительный результат лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями. Если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Все определяется личностью учителя и его мотивами, а не видом и количеством техники.

Однако, нерешенных вопросов еще много. Необходимо создать в школах такие условия, чтобы учитель-предметник не только захотел, но и главное, смог применить компьютерные технологии в своей педагогической деятельности. Практическая возможность осознанного применения информационных технологий в процессе обучения имеется не всегда.

Необходимо искать пути решения возникающих проблем для того, чтобы процесс информатизации образования был не мучительным и тернистым, а стал творческим, целеустремленным и результативным. Идти в ногу со временем – задача профессионала-новатора в сфере образования.

Использование компьютерных презентаций в учебном процессе, сопровождается рядом сдерживающих объективных и субъективных факторов: отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, недостаточно высокая информационная подготовка преподавателей-предметников, не позволяющая им самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к своим лекционным или практическим занятиям.


Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.


Существующие

недостатки и проблемы

применения ИКТ


1.В рабочем графике учителей не отведено время для иссле- дования возможностей Интернет.
2.Отсутствие демонстрационного центра.
3. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
4.Не предусмотрено деление класса на группы при проведе-нии занятия в компьютерном классе.
5.При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК

и т.п.

6.Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наг-лядно-иллюстративным методам.
Варианты использования средств ИКТ:

Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образо-вательном процессе:
1.урок с мультимедийной поддержкой- в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов;
2. Урок проходит с компьютерной поддержкой- несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди;
3. Урок интегрированный с другими предметами можно провести только в компьютерном классе;
4. Самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с по-мощью специальных обучающих систем.

При этом нельзя забывать о санитарных нормах, касаю-щихся времени работы учеников за компьютером.



Информационно-коммуникативная

компетентность учителя


Сегодня существует множество программ, электрон-ных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разрабо-танных для учителей и учителями.

Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.

В школу поставляется новое оборудование (компью-теры, проекторы, интерактивные доски).

Но работать на этом оборудовании могут не все, про-шедшие подготовку по ИТ.

Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже неотформа-тированными, низкого качества, перегруженными анимации-онными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы за-менить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные посо-бия.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Пока учитель-предметник не осознает необходимости самос-тоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изуче-нию и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.


Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.


ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представ-ляет персональный компьютер, программные продукты, ка--ковы их функции и возможности , это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность не только использование различ-ных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учи-теля:(по мере развития компетентности от базового к повы-шенному уровню).

Знать перечень основных существующих электронных (циф-ровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, колле-кции цифровых образо-вательных ресурсов в Интернете и т.д.

Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрровать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Ин-тернете) в соответствии с поставленными учебными зада-чами.

Устанавливать используемую программу на демонстра-ционный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.

Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:

* материалы для урока,

* тематическое планирование,

* мониторинги по своему предмету,

* различные отчеты по предмету,

* анализ процесса обучения, и т.д.

Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информаци-онные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с ис-пользованием ИКТ. Они содержат ссылки на элек-тронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

Эффективно применять инструменты организации учеб-ной деятельности учащегося (программы тестирования, элек-тронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).

Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.

Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

* школьная сеть,

* электронная почта,

* социальная сеть (Дневник руководителя, …),

* сайт (раздел сайта),

* лист рассылки(список рассылки – используется для расы-лок почты, предоставляет средства автоматического добав-ления и удаления адресов из списка),

* форум,

* Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

* блог (сетевой журнал или дневник событий),

* RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);

* подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержа-нием).

Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, вик-торины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышепере-численное, необходима организация методической, организа-ционной, технической и мотивационной поддержки.

На практике, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках по ряду объективных причин.

Не все учителя психологически готовы к использова-нию ИКТ в образовательном процессе.

Недостаточное количество электронных средств, спо-собных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
Вероятно можно согласиться с деканом факультета пе-дагогического образования МГУ Н.Розовым, который отме-чал: «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электрон-ные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долг-ий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта ,прежде чем компьютерная составляющая образова-тельного процесса станет равноправным партнером учеб-нику ».

Нет четких методических рекомендаций по использо-ванию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.

Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).

Лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изу-чения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.


(В связи с этим, может быть пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а «нагрузка» осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.)



ИКТ-компетентность учителя



Итак:

Нужно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различ-ных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятель-ности.

«Использование цифровых образовательных ресурсов в обуче-нии иностранным языкам в средней школе»



Что такое ИКТ?


Информационные коммуникативные технологииэто технологии, связанные с телеком-муникацией, т.е. «обще-нием на расстоянии» посредством всемирной сети Интернет, направленные на интеграцию субъектов

в единое информационное пространство с целью получения максимального объема информации для саморазвития.


Электронная энциклопедия - http://www.glossary.ru







Две группы ИКТ



Характеристики ИКТ


 интерактивность

 мультимедийность

 моделинг

 коммуникативность

производительность



Что такое ЦОР?


ЦОР- это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов. Фестиваль педагогических идей 2006-2007.

http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=411543


Каковы задачи ЦОР?


 Помощь учителю при подготовке к уроку.

 Помощь учителю при проведении урока.

 Помощь учащимся при подготовке домашнего задания.


Требования к ЦОР


Объекты ЦОР должны отвечать образовательному стандарту и основным дидактическим принципам.

Объекты ЦОР должны быть технически просты в обращении.

Объекты ЦОР должны быть в высокой степени интерактивными.

Преподаватель должен иметь возможность контролировать и оценивать работу учащихся с ЦОР.


Виды ЦОР


 электронные учебники

 электронные учебные пособия

 электронные учебно-методические комплексы

 электронные издания контроля ЗУНов



БЭНП как пример ЦОР


А что такое БЭНП?


БЭНП состоит из набора мультимедийных информационных объектов, которые представляют собой совокупность наглядных пособий, подобранных в соответствии с примерной программой общеобразовательной школы по изучаемому предмету.

Цель БЭНП– способствовать эффективности учебного процесса.

Задачи БЭНП:

 облегчить достижение целей, закрепленных программой;

 помочь учителю при подготовке и проведении урока;

 способствовать развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учителя и обучающихся.



Структура БЭНП

БЭНП включает четыре основных модуля:

 Рабочий стол

 Хранилище информационных объектов

 Конструктор презентаций

 Плеер презентаций


Функции БЭНП


 Информационная

 Коммуникативная

 Организационная

 Контролирующая



Слабые стороны БЭНП


 нет разделения объектов по сложности;

 отсутствуют проблемно сформулированные задания и коммуникативная установка;

 объекты по одной теме находятся в разных разделах;

 контролирующая функция реализуется только в интерактивных упражнениях.


Ресурсы Интернет

Википедия

«Википедия» - это Интернет-энциклопедия, статьи для которой может написать любой человек, имеющий доступ к Сети. Сегодня эта энциклопедия насчитывает более трех миллионов статей более чем на 130 языках, включая такие экзотические, как эсперанто или латынь.

Кроме энциклопедии «Википедия» можно воспользоваться и рядом смежных проектов: библиотека («Викитека»), словарь («Викисловарь»), виртуальный цитатник («Викицитатник»), коллекция учебных текстов («Викиучебник»), новостной сайт («Викиновости»), коллекция медийных файлов («Викисклад»).

Ресурсы Википедии позволяют найти любую информацию: текстовые файлы, аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д. Для изучающих английский язык эта энциклопедия – неограниченный источник аутентичных материалов как по лингвистике, так и по страноведению и по любой другой тематике.


Веб-квесты


Образовательный веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).


Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках немецкого языка общеобразовательной школы ( из опыта работы Зуйченко В.А.-МБОУ Саркеловская СОШ )

В  Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Веду-щим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро ме-няющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традициион-ных методов и приёмов в организа-ции образовательного про-цесса.

Актуальность данной работы обусловлена необходи-мостью создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к раз-личным источникам информации, помогла удовлетворить ин-тересы современ-ного школьника, общающегося  в Интернет сообще-стве.  Поэтому современный образовательный про-цесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый под­ход к процессу обучения.

Современный учитель должен считаться с тем, что ин-формационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обу­чения прочно вошли в жизнь. Использование новых инфор-мационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, спо-собствует повышению мотивации учащихся  в образователь-ном процессе, развитию интеллектуальных, творческих спо-собностей учащихся, их умений самостоятельно приобре-тать новые знания  и созданию условия для их успешной са-мореализации в будущем.

Необходимо, чтобы каждый педагог понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механиче­ский пе­дагог, не заместитель или аналог преподавателя, а активное средство развития детей, усиливающее и расширяющее воз-мож­ности его поз-навательной деятельности. Компьютер пре-доставляет педагогу возможность высвобождения времени для твор­ческой деятельности и создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

ИКТ обучения на уроках немецкого языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязыч-ной культуры и формирования коммуникативных навыков. Применение ИКТ способствует ускорению процесса обуче-ния, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качес-тво усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъектив-ности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

Однако, современные УМК для преподавания немецкого языка представлены в основном дидактическими аудиомате-риалами, а ресурсные возмож-ности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивы. Обучающимся не надо вкладывать дополнительные матери-альные средства на их приобретение. Учителя немецкого язы-ка должны овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образователь-ного процесса, но пока не раз-работаны комплексные научно-методические рекомендации .

Таким образом, необходимость исследовательского поиска новых подходов к организации работы обучающихся на уроках, где информационно-коммуникационные техноло-гии являются неотъемлемой частью организации образова—тельного процесса, требует решения следующих вопросов:

  • каковы возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках немецкого языка общеобразовательной школы;

  • каковы особенности их использования;

  • какими ресурсными возможностями должна обладать информационно–образовательная среда в условиях модернизации образовании.

  Цель работы ― представить опыт  применения ИКТ на уроках немецкого языка общеобразовательной школы.

Для реализации заявленной цели выдвигаю следующие задачи:

  • изучить теоретическую и методическую литературу по данной тематике,учебный

  • рассмотреть способы и формы применения ИКТ на уроках немецкого языка общеобразовательной школы,

  • провести анализ средств ИКТ, рекомендуемых к и-пользованию преподавателями при подготовке к уро-кам немецкого языка.

Особенности использования  средств информационно-коммуникационных технологий  при ор-ганизации познавательной деятельности обучающихся

При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосре-доточенности, напря-жения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические осо-бенности характера, тип восприятия ребенка становятся при-чиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использованием ком-пьютерных программ,  информация предоставляется обуча-ющимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наг-лядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал . Очень важно и то, что на таких уроках ученик мо-жет работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в пос-тижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к не-понятому, если это требуется или забегать вперед .

Компьютер лоялен к разнообразию ученических отве-тов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самос-тоятельность и создает благо-приятную социально-психоло-гическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности .

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспо-рные достоинства :

  • общекультурное развитие обучающихся;

  • совершенствование навыков владения компьютером;

  • совершенствование языкового уровня;

  • создание благоприятного психологического климата;

  • повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

  • самоутверждение учащихся;

  • возможность реализации индивидуализации обучения;

  • реализация принципа обратной связи;

  • большие возможности наглядного предъявления материала;

  • исключение времени для написания материала на доске;

  • экономия расходования материалов учителем;

  • совершенствование процесса проверки работ учащихся;

  • повышение авторитета учителя;

  • сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

  • активизация навыков самостоятельной работы.

Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:

  • от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;

  • от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;

  • от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

  • от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются традиционному обучению иност-ранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в российской школе.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огром-ные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать раз-личные виды речевой деятельности и соче-тать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способнос-тей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реали- зацию индивидуального подхода и интенсификацию самос-тоятельной работы учащихся.

Урок «открытия» нового звания

В своей практике Зуйченко В.А .использует созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конс-пекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонст-рацию последовательности дейст-вий на компьютере для вы-полнения практической части работы, часто с одновремен-ным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в про-цессе объяснения новой темы достаточно линейной последо-вательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появ-ляются определения, схемы, которые обучающиеся списы-вают в тетрадь (при наличии технических возможностей крат-кий конспект содержания презентации распечатывается для каждого учащегося), что позволяет использовать на этапе повторения развивающие виды заданий.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, ком-пьютерные презентации позволяют эффективно адаптиро-вать учебный материал под особен-ности обучающихся. Усиление интерактивности при-водит к более интенсивному участию в процессе обу-чения самого обучаемого, что спос-обствует повышению эффективности восприятия и запоми-нания учебного материала (приложение 4).

Видеоролики, песни и сайты,  описывающие реалии немецкоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой, помогают в выполне-нии упражнений  по теме «Страны изучаемого язы-ка». Эти ИКТ средства помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способству-ют более быстрому овладению фонетическими, лексически-ми, грамматическими навыками на уроке.

Урок закрепления знаний

В настоящее время  разработана компьютерная поддер-жка курса немецкого языка. Не подменяя со-бой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают соб-ственными дидактическими функциями. Основную роль игра-ет различный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обуча-ющие и контролирующие программы, электронные учеб-ники. Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет получить по-яснение, дополнительную информацию). Преподаватель зада-ёт приемлемую, по его мнению, форму и последовательность представления материала.

Количество созданных компьютерных программ для изучения немецкого языка уже превышает число “обычных” школьных учебников, но их качество до сих пор остается неудовлетворительным. Использую материал данных учебных “пособий” в виде интерактивных упражнений, состо-ящих из теорети-ческого и практического разделов по различ-ным аспектам, включённым в обязательный минимум содер-жания образования по немецкому языку. Вера Александровна организует на его основе  дополнительную работу на уроке .

С помощью мультимедийных обучающих программ по немецкому языку в практике работы она использует различ-ные методические приёмы, позволяющие в активной форме проводить ознаком-ление, тренировку и закрепление знаний и умений учащихся.

Урок систематизации и обобщения знаний

На  данных уроках непосредственно обращаемся к раз-личным источникам информации, которая интересна учении-кам и способствует получению жизненного опыта. Самостоя-тельный поиск необходимой информации на немецкоязыч-ных и тематических сайтах помогает формировать ком-пенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу.

Разнообразные виды деятельности формируют меж-предметные навыки через  заполнение электронных анкет; работа с расписанием поездов;  работа с картой  прогноза погоды;  работа с географическими картами; работа с  немец-коязычными сайтами, использование флэш-игр, флэш-мультфильмов,  работа с веб-квестами.

   Веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого использую информационные ресурсы сети Интернет. Направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; препода-ватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уров-нем предметной, методической и информационно-коммуни-ационной компетенции.

Урок  развивающего контроля 

      Зуйченко В.А. считает, что использование компьютер-ного тестирования повышает эффективность учебного про-цесса, активизирует познавательную деятельность школьни-ков. Используемые Зуйченко В.А. тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, при электронной версии по желанию учителя смена слайдов мо-жет быть настроена на автоматический переход через опреде-ленный интервал времени.

Особое внимание она уделяет вопросу совместного ис-пользования мультимедийных презентаций и рабочих тет-радей. На её взгляд, не следует опираться только на возмож-ности компьютера, хотя он предоставляет великолепные сред-ства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у уча-щихся в виде "бумажной копии (и, разумеется, без необхо-димости вручную переписывать их с экрана монитора).

Проектная деятельность обучающихся.

Вера Александровна использует  многогранные возмож-ности образовательных ресурсов сети Интернет в исследова-тельской деятельности.

В практике работы на уроках обобщения и система-тизации знаний и способов деятельности она предлагает обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, веб-квесты или тематические веб-странички, применить  изучаемый материал в других областях знаний. За-тем эти работы представляются и защи-щаются перед учащимися класса в виде PowerPoint презен-тации, брошюры, буклеты, коллажи (Publisher) и видеофиль-мы, коллективно  анализируется и рецензируется  ре-зультаты их выполнения .

Такой вид работы развивают творческие, исследова-тельские способности учащихся, повышают их активность, способствуют  приобретению навыков, которые весьма по-лезны в жизни. Информационные технологии создают усло-вия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества мо -гут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения тре-буют осмысления, коррекции и н-вых педагогических реше-ний. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедре-нием и широким использованием информационно-комму-никативных технологий.

Изучив состояние проблемы использования средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, нас-колько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

Существует большое разнообразие обучающих средств ИКТ. Современные методисты выделяю три основных нап-равления их использования на уроках: использование гото-вых мультимедийных обучающих программ, таких как муль-тимедийные учебники, электронные словари, программы для создания интерактивных тестов,  создание учителем

собственных мультимедийных презентаций и программ и использование средств сети Интернет и электронной почты.

На данный момент многие учителя хотят включать сред-ства ИКТ в процесс обучения. Поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка. Необходимо в школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-обра-зовательной среды – это необходимость современной действительности.

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках немецкого языка различных типов способ-ствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемысли-тельной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех ви-дов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчи-вые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокра-щению времени на выполнение стандартных заданий и поз-воляет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практическо-го применения данных ресурсов на уроках немецкого язы-ка , можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные техноло- гии на уроках:



  1. Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

  2. Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;

  3. Необходимо заранее подбирать материал к уро-ку с использованием ИКТ, руководствуясь оп-ределенными критериями, адаптировать отоб-ранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;

  4. Учителю следует  планировать и организовы-вать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ;

Материалы данного исследования имеют не только теоретическую, но и п рактическую значи-мость и могут быть использованы учителями немец-кого языка, заинтересованными в применении ин-формационно-коммуникационных технологий для совершенствования иноязычных речевых умений школьников.

ИКТ и ЦОР

в образовательном процессе

из опыта работы Челбиной Н.Я.-

МБОУ Маркинская СОШ)

Одним из приоритетных направлений в развитии сов-ременного общества является изучение иностранного языка. Образование сегодня идет в ногу со временем и современный урок немецкого языка представляет сложное образование, подготовка и проведение которого требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Опыт показывает, что про-исходит её снижение от класса к классу. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хо-чется говорить н а иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать.

Учитель поэтому должен иметь представление о мотива-ционных средствах, о типах и подтипах мотивации. Т огда можно будет точно соотнести содержа-ние учебного процесса на всём его протяжении с соответствующими типами моти-вации.

Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке ученики непременно должны постепенно овладевать языком. Материал урока и средства для его акти-визации следует использовать в воспитательных целях.

Во-вторых, на уроке используются различные организа-циионные формы: групповые, парные, индивидуальные.

В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решающим задачам.

В-четвертых, использование учителем на уроке компо-нентов учебно-методического комплекса и других средств обучения, которыми он должен свободного манипулировать.

В-пятых, важным фактором является создание положи-тельной мотивации в изучении любого иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого ученика. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинте-ресованность у ребят в выполнении заданий. Одним из таких приемов является использование информа-ционно-коммуникационных технологий на уроке.

Информационно- коммуникационные технологии не толь-ко дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Эта технология делает обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.

Использование ИКТ позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• проводить интегрированные уроки с использованием музыки, анимации;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;

• формировать навыки исследовательской деятельности учащихся.

Обеспечение положительной мотивации обучающихся стоит на первом месте. Особенно это касается немецкого языка, который все чаще вытесняется английским и приоб-ретает статус второго иностранного языка. Поэтому одной из задач учителя немецкого языка является сделать учебный предмет интересным – значит сделать действенным или создать вновь определенный мотив.

Изучая теорию ИКТ, понимаешь, что они предлагают выгодные варианты представления творчес-ких идей, и, ко-нечно же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить э лектронными видеофильмами, а красоч-ные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Такие элементы новизны не остаются не замеченными. Учащиеся по-другому начинают относиться

к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повы-шается познавательный интерес к изучению предмета.

Конечно, используемые ранее формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь разбавляются на-иболее современными информационных технологий.Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций

у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить.

Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, группах) особенно нравиться учащимся.

При разработке уроков с ИКТ, учитываются активные методы и современные подходы в обучении иностранным языкам. Это:

• обучение в сотрудничестве – создание условий для активной совместной учебной деятельности в различных учебных ситуациях;

• метод проектов, в основе которых, лежит какая-либо проблема;

• развитие языковой и речевой компетенции;

• формирование межкультурной страноведческой компетенции.

Все используемые методы, приёмы и формы работы позволяют наблюдать положительную мотивацию учащихся, т.е. заинтересованность в изучении иностранных языков. Ак-тивируется познавательная, творческая активность у детей, наблюдается развитие конструктивно-коммуникативных ком-петенции.

Так, использование информационных технологий в раз-витии языковой компетенции позволяет уч-щимся без особых сложностей овладеть изучаемым программным материалом. Конечно же, ИКТ можно использовать не только в процессе формирования речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, слушание), но и в овладении необходимым объёмом языкового материала. Особенно результативным будет использование ИКТ на уроках страноведения, где можно ис-пользовать не только интерактивную доску, но и Интернет. Существуют интерактивные программы, которые при выпол-нении творческих, индивидуальных заданий реагируют и на успех обучаемого ребенка, и на его неудачу. Компьютерное обучение дает возможность выбирать учащимся уровень про-хождения и объективности оценивания личностных и учеб-ных достижений. Использования ИКТ в учебно-воспита-тельном процессе дает возможность контроля: от тестиро-вания учащихся по любой грамматической, фонетической, лексической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания, определенных умений и навыков. Учителю иностранного языка необходимо обращать внимание на: интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения и навыки. А это умение:

• работать с информацией, текстом (выделяя главную мысль),

• вести поиск нужной информации (в иноязычном тексте),

• анализировать, делать обобщения и выводы,

• работать со справочным материалом,

• находить несколько вариантов решения проблемы,

• прогнозировать последствия того или иного решения,

• слушать и слышать собеседника,

• лаконично излагать мысль.

Для реализации этих задач в своей педагогической деятельности я использую следующие компьютерные программы:

· Microsoft Word

· Microsoft Internet Explorer

· Microsoft Power Point

· компьютерные обучающие программы.

Microsoft Power Point

В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.

Познавательный аспект в работе над презентацией способствует развитию мотивации и познавательного интереса учащихся к предмету. Создавая презентацию, учащиеся сочетают все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Для того чтобы отобрать необходимый для своей презентации материал, учащимся приходится просмотреть немало печатного материала, поработать с лингвострановедческими и энциклопедическими справочниками и словарями. Также тексты для чтения используются на слайдах презентации. Таким образом, у учащихся формируются лексические, грамматические, произносительные навыки чтения.

Презентации включают в себя развивающий и воспитательный аспекты. При работе над презентацией у учащихся развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Также участники создания презентации при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их деятельности. У учащихся воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к автору или создателю презентации. Ребята учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство взаимовыручки, взаимоподдержки, осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных стран.

Кроме этого мультимедийые презентации использует Челбина Н.Я при введении и закреплении лексического, грамматического, страноведческого материала, в качестве опор для обучения монологическому и диалогическому высказыванию. Она постоянно использует диаграммы, ассоциограммы, грамматические таблицы, тесты, опорные таблицы для пересказа, иллюстрации, рекламные ролики, видеофильмы, ЦОР, диски для аудирования , фото из личного архива (и учащихся). Их применение ведет к лучшему усвоению материала из-за возможности использования анимации, добавление фотографий, схем, таблиц.

Широкое применение Microsoft Power Point на уроках вызвало стремление даже слабоуспевающих учащихся к соз-данию презентаций. Это является эффективным способом обучения. Раньше Нина Яковлевна давала домашнее зада-ние на старшем этапе в виде рефератов или сообщений по страноведческой тематике. Значительно более интересно для современного школьника стало создание электронной презен-тации. Дается учащимся тема и предлагается создать презен-тацию не более 7 -12 слайдов, и к этим слайдам соответст-вующие комментарии. Имея фотоаппарат, можно фотографи-ровать в летнее время свой сад, огород, цветы, овощи, уход за ними, свою поездку на природу, отдых у реки или у моря. Материал к урокам появляется из нашей реальной жизни. По теме «Школа» она показывает слайды учащихся своей школы. Её ученики имеют возможность увидеть себя и своих сверстников в спорте, различных общешкольных мероприя-тиях, например «День знаний», «День учителя», «Новый год» и др. . Дети помогают мне в сборе информации. Так появи-лись презентации «Die Jahreszeiten», «Mein Dorf»-5 класс, «Der Obst-und Gemüsemarkt», «Das Märchen-karneval», «Meine Heimat», «Mein Lieblingsort»-6-7 классы. Благодаря данным презентациям визуальная часть урока становится яркой и способствует повышению интереса к изучению предмета.

Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы при обсуждении, представляющие взаимный интерес.

Учащиеся фотографируют семейные праздники «День рождения», домашних животных, комнатные растения, свой дом, свою квартиру, свою комнату, мебель в доме, улицу, село и его достопримечательности, здания, своих друзей. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает создавать для каждого ученика ситуацию успеха, т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем.

Часто ученик, уровень обученности которого по немецкому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха.

Информация в виде текста, графики, звука и движущихся картинок помогает: расширять и углублять знания, умения, навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельности; стимулирует интерес учащихся к изучению предмета, речемыслительную деятельность и оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, включаются музыкальные, анимационные заставки, фотографии, картинки, которые помогают усвоению и снижают утомляемость; способствуют развитию кругозора учащихся.

В 8, 9 классах учащиеся делают проекты на немецком языке по теме «Мои летние каникулы» в прошедшем повествовательном времени – Prateritum, «Моя будущая профессия» и др. Показывая, презентации по этим темам в других классах, у учащихся повышается интерес к данной теме и конечный результат обеспечен. В  качестве варианта проектной работы можно рассмотреть тему 11класса «Известные люди Германии», при прохождении которой учащиеся могут создавать презентации о знаменитых немецких писателях, музыкантах, изобретателях, давая волю фантазии при оформлении презентации и обдумывании ее содержания, самостоятельно добывая и обрабатывая материал. Урок, который мы рассмотрим, промежуточный в серии уроков по этой теме, учащиеся делятся своими наработками, отрабатывая новую лексику и закреп-ляя структуры. Для урока они подготавливают мини-презентации с изображениями и звуковым сопровождением. Нужно ли говорить о том, что благодаря этому информация, воспринимаемая аудиовизуально, лучше запоминается и приобретает конкретный характер


№ этапа урока

время

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

примечания

1



 

 

 

 

 







  2.

 

 

 

3.

 

 

 

4. 



 

 

 5.

 

  6.

 

 

 

 



7 .

 

1-2 мин



 

 

 

 

 





2 мин

 

 

22-23 мин

 

 

 

 3-4 мин

 

 

 

4-5 мин

 



1-2 мин

 

 

 

 





2 мин

Орг. Момент



 

 

 

 

 

 





Фонетическая зарядка





Просмотр пре-зентаций, их об-суждение 

 

 

Повторение грамматического материала (страдательный залог)

 

Актуализация новых знаний     (викторина)
 

 

Рефлексия, подведение итогов урока

 







Оценивание, объяснение до-машнего зада-ния

Приветствие, подведение детей к опре-делению темы урока. Демонстрация портретов известных немецких писателей, музыкантов, изобретате-лей. Распределе-ние ролей на уроке, поста-новка задач урока

Устный оп-рос, уточ-нение пере-вода исполь-зуемых фраз, слов, предло-жений.

Презентация дополнительного мате-риала по теме, фото и видео мате-риалов



Предлагает расставить даты к событиям и фактам из жизни знаменитых немцев

Контроль и коррекция ответов учащихся

 

Предлагает ответить на вопрос, ка-кие факты или события из жизни известных людей Гер-мании боль-ше всего удивили уч-ся, что боль-ше всего понравилось или не пон-равилось.

Приветствие, рапорт дежур-ного об отсутст-вующих. Определение темы урока по изображению личностей знаменитых немцев.

 

 







Прослушивание и повторение за диктором слов, словосочетаний, фраз, предло-жений

Показ своих презентаци , рас-сказ о знаме-нитых писателях (В.Гете, Ф.Ши-ллере, Т.Манне и др.,компози-торах (Л.Бетхо-вен, В.Моцарт)

  Расставляют да-ты к событиям, говорят, исполь-зуя страдатель-ный залог, когда произошло то или иное собы-тие.

Ответы на воп-росы виктори-ны о жизни и творчестве зна-менитых людей Германии

  Делятся своими впечатлениями, при желании выражают благодарность кому-либо

Презентация, подготовленная учителем (слайд-шоу)

 

 

 

 









Аудиозапись

 

 

Презентации в Micro-soft Power Point, аудиоза-писи  Л.Бет-ховена,В.Моцарта

 

  Таблица событий

 

 

 

 

 

Викторина в виде слай-дов с гипер-ссылками, разработан-ная одним из учащихся.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Обязательный минимум содержания образования в число целей обучения иностранному языку на базовом уровне включает воспитание у школьников “положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке”.

Знакомство с культурным наследием немецкоязычных стран и России стало на много доступнее, ведь «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Благодаря Интернету учитель иностранного языка получил доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало.

Интернет представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире. Он способствует повышению познавательной активности и мотивации учения, формирует навыки исследовательской работы и умений работать с информацией.

Естественно, главная цель обучения иностранному языку- формирование коммуникативной компетенции.

Для этого с помощью Интернета можно:

- включать материалы сети в содержание урока (интегрирование их в программу обучения);

- проводить самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом, создания коллажа, рекламы;

- повышать мотивацию и создавать потребность в изучение иностранного языка посредством живого общения;

- формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

- формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;

- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети.

- совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке;- пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;

- получать культуроведческие знания, включающие в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет- сайтов, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.

Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над текущей темой урока иностранного языка. Челбина Н.Я ищет различную информацию в сети по изучаемой проблеме или даю задание: найти информацию ученикам, грамотным пользователям сети, но, разумеется, определив сферу поиска. Каждой группе, работающей над своей проблемой, Нина Яковлевана предлагает соот-ветствующий материал для обсуждения. Результатом этой работы стало создание учащимися мультимедийных презентаций по страноведческой тематике, при знакомстве с немецкими писателями, композиторами, певцами, художниками, тестовых заданий, видео роликов. С огромным интересом учащиеся 11 классов выполняют презентации о любимом современном певце, любимой музыкальной группе.

В кабинете иностранного языка в папке «Творческие проекты и презентации» присутствуют лучшие работы, учащихся. Тем самым распространяется опыт учащихся среди сверстников. Наглядный материал кабинета растёт и обогащается.Важна при этом консультационная роль учителя иностранного языка.

В заключении можно сделать следующий вывод: приме-нение компьютеров на уроках иностранного языка является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызы-вает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является важным фактором успешности в обуче-нии на любом этапе.

Но компьютер никогда не заменит учителя, он только средство обучения, позволяющий повысить качество образо-вания и эффективность контроля. Конечно, нельзя утверж-дать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но с уверенностью можно сказать, что интерес к изучению иностранного языка возрас-тет.

Возможности

интерактивной доски Smart Board

Новый век информационных технологий характе-ризуется активным внедрением средств ИКТ, без которых сейчас не обойтись на уроке. Традиционные инструменты учителя и ученика предстают перед нами в новом виде. Эти инструмен-ты успешно заменяют компьютерные средства обучения, одним из этих средств является интерактивная доска. С этим конечно тяжело не согласиться, но часто возн-и кают проблемы различного характера: нет оборудования, недостаточно знаний для использования этого оборудования и поэтому я бы хотела в этой статье немного рассказать о использования интерактивной доски .

Сегодня у учащихся велика потребность в нагляд-ном предоставлении информации. Интерактивная доска яв-ляя--ется мощным инструментом для использования на лю-бом этапе урока. Интерактивная доска позволяет учителю ре-ализовать один из основных принципов обучения – нагляд-ность .

Например , на уроке немецкого языка в 6 классе (учебное пособие И.Л. Бим «Deutsch.Schritte 2») на тему «Про-гулка по Берлину», построенной в виде ролевой игры учащиеся повторяют изученный материал о Германии, Берлине и дополня-ют свои знания новой информацией. . Учащиеся высказывают предположения, затем откры-ваются ответы. Задание направлено на развитие умения ста-вить собственную цель.





Повторение материала о Германии.

Wisst ihr schon etwas über Deutschland?

Учащиеся рассказывают,что им уже известно о Германии. Задание направлено на повторение материала о Германии.


- Seht bitte die Sehenswürdigkeiten Berlins und lest die Information über Berlin.

Учитель предлагает учащимся посмотреть информацию о Берлине и дополнить свои знания о городе. Дети читают текст о Берлине (дополнительный материал). Задание направлено на развитие навыков извлечения необходимой информации из прочитанного текста







- Jetzt beantwortet meine Fragen.


Учащиеся, получив информацию, отвечают на вопросы.


Вопросы написаны на одной стороне кубика, ответив, ученик нажимает на кубик и появляется правильный ответ.




Wählt bitte den richtigen Unterschrift für das Bild.

После знакомства с достопримечательностями Берлина учащиеся подписывают картинки. Задание направлено на развитие навыка сопоставления информации с картинками, навыка узнавания.


Was für ein Wort ist das? Schreibt richtig.

Учащиеся, перемещая шарики, собирают слова, относящиеся к данной теме. Задание помогает научиться правильно писать слова. Учебная стратегия запоминания лексики: интересное написание слов.


Учащиеся читают пословицу, переводят ее и подбирают русский эквивалент. Фотографии родного города помогут им. Учитель просит сказать, как они понимают пословицу. Предполагаемые ответы: путешествия способствуют расширению кругозора, воспитывают уважительное отношение к другим странам, но надо любить и свой родной город, свою страну.




Подведение итогов урока,рефлексия. Учитель спра-шивает учащихся о том, насколько успешно они выполняли задания на уроке. Учащиеся осмысливают свою деятельность на уроке и дают оценку своим действиям. Учитель анализи-рует деятельность учащихся на уроке и ставит оценки за вы-полнение предложенных заданий.





Интерактивная доска– это такой своеобразный сенсор-ный экран, позволяющий переносить изображение с компь-ютера на экран. Для того чтобы начать работать с интерак-тивной доской, достаточно включить проектор и после того как на доске появится изображение рабочего стола можно од-ним прикосновением управлять объектами. При этом исполь-зуя интерактивную доску, можно управлять изображениями, объектами, добавлять комментарии, примечания, сохранять изменении

Необходимо учитывать, что при работе с интерактив-ной доской преподаватель находится в центе внимания, тем самым поддерживая постоянный контакт с классом. Интер-активная доска для учителя – реализация своих творческих способностей при подготовке к уроку. При использовании интерактивной доски даже слабые ученики не остаются рав-нодушными, они также включаются в процесс. Уроки стано-вятся более динамичными, наглядными, что даёт возможность для учащихся сравнивать на уроке, совмещать, строить, изме-рять разнообразные объекта в зависимости от предмета пре-подавания и темы урока. Интерактивная доска SmartBoard предоставляет высокие возможности для применения в обра-зовательном процессе. Она проста в применении. В прог-рамммном обеспечении Smart Notebook создаются интерак-тивные приложения для применения на уроках. . В данном программном обеспечении можно подготовиться к любому уроку и с успешностью провести его. Хочу заметить, что Smart Notebook можно скачать бесплатно и установить на домашнем компьютере. Что позволит успешно подготовить любой урок.

Интерактивная доска позволяет учащимся активно включиться в процесс на уроке. Используя интерактивную доску, как средство наглядности, можно в первую очередь побороть страх у доски и вовлечь учащихся в процесс обу-чения. В программном обеспечении можно наглядно пред-

ставить учебный материал. Это программное обеспечение можно использовать на любом этапе урока .Также можно использовать это программное обеспечение в внеурочной деятельности. При подготовке к уроку важно определить этапы урока на которых, будет применяться интерактив- ная доска .

СПИСОК


ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Антонова С.Г. Современная учебная книга:

подготовка и издание. С.Г. Антонова. А.А.

Вахрушева, А.В. Осин. М.: МГУП, 2004. 224с


2. Бим И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка - ИЯШ 2002 №3.

3. Бим И.Л. Миролюбов А.А. К проблеме уровня обученности иностранному языку у выпускников полной средней школы. ИЯШ 1998 №3

4. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, сред-ства и приемы его организации. ИЯШ 1995 №2

5. Зимняя И.А. Психологические аспекты обу-чения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средней школы. М., «Просвещение», 1978 159с.

6. Зуев И.И. Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку. И.И. Зуев, Л.К. Гейхман. Пермь, 2006. 211с.

7. Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник под ред. Рудаковой Д. Т. – М.: ИОСО РАО, 2003. – 160 с.

8. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах СПб.: Издательство Союз , 2001 – 192 с.

9. Леонтьев А.А. Психология коллективной дея-тельности в учении. Развивающее обучение. Учебное пособие. ПГПУ. 2004



10 . Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятель-ность М.: Просвещение, 1969. – 214 с.

11. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 380 с.

12. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2000. – №№2,3

13. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994

14.Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Воронеж: Издательство НПО“МОДЭК”, 2002.

15.Бухарина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4. – С. 7-8.

16.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007.

17.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [учебно-методическое пособие] / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.

18.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; /под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр

“Академия”, 2000.

19.Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. - №5. – С. 25-31.


20.Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций //


Иностранные языки в школе,  2005. - №4 - С. 6-11.

21.Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.: ил. 



ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ


1. Баврин П.А. Методические рекомендации по комплексной оценке качества информационных образовательных ресурсов // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/74844

2. Виштынецкий Е.И. Кривошеев А.О. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения // http://www.snfpo.ru/help/articles/a1.htm

3. Владимирова Л.П. ИТ в обучении иностранным языкам http://center.fio.ru/vio/vio_19/cd_site/Articles/art_119.htm

4. Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов. Фестиваль педагогических идей 2006-2007 // http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=411543

5. Емельянова Татьяна Юрьевна, Обучение аудированию. Фестиваль педагогических идей 2006-2007 // http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=411143

6. Канаво В. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет // http://www.edu.of.ru/zaoch/default.asp?ob_no=9523


7. Классификация и применение ЦОР // http://www.edu.ru/attach/17/5890.doc

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // http://www.ed.gov.ru/min/pravo/276/

9. Кривошеев А.О. Методология разработки компьютерного учебного пособия// http://e-joe.ru/sod/98/2_98/st014.html

10. Луман Н. Что такое коммуникация? (перевод с немецкого) // http://www.politizdat.ru/outgoung/22/

11. Маршалл Мак-Люэн. Электронная энциклопедия // http://www.krugosvet.ru/articles/90/1009093/1009093a1.htm

12. Подходы фирмы «1С» к разработке цифровых образовательных ресурсов // www.informika.ru/text/exhibit/portal/2005/06-22/doc1-prez.ppt


13 . Полат Е.С. Организация дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // http://www.e-joe.ru/sod/98/1_98/st007.html

14. Пушкарева Е.В. Применение информационных технологий при изучении иностранных языков // Вопросы Интернет-образования. // http://vio.fio.ru/vio_06/cd_site/Articles/art_1_11.htm

15. Разработка ЦОР. Сайт поддержки программы «Консультационная поддержка образова-тельных учреждений, ведущих заочную работу со школьниками» // http://edu.of.ru/zaoch/default.asp?ob_no=10277

.

16. Филиппов А.В. Использование ресурсов Интернет на уроке ИЯ // Вопросы Интернет-образования // http://vio.fio.ru/vio_01/Article_5_2_1.htmhttp://vio.fio.ru/vio_01/Article_5_2_1.htm

17. Ястребов Л.И., Якушина Е.В. Значение мультимедиа-программ в образовании

http://vio.fio.ru/vio_34/cd_site/Articles/art_3_6.htm

18. Шестаков С.А., Ровенский А.М. Цифровые образовательные ресурсы и их использование в практике средней школы // http://ito.edu.ru/2006/Moscow/VII/VII-0-6028.html


















58



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!