Методическая копилка
Методики, приёмы и методы педагогических техник, используемых при оценивании учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
Оцени себя
Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения.
Проведение:
Детям выдаются карточки, на которой изображен круг. Весь круг — это все добрые дела, которые ты совершаешь каждый день. Если ты считаешь, что каждый день совершаешь только хорошие поступки, то поставь точку в самом центре круга. Если иногда ты поступаешь не так, как нужно, то поставь точку ближе к краю круга. Если ты считаешь, что совершаешь только злые и никогда хорошие, то ничего не отмечай.
( Точка в самом центре круга означает завышенную самооценку, ближе к центру- реалистичную, точка за кругом- заниженную самооценку)
Дерево успеха
Цель: узнать как дети усвоили пройденный материал и как они себя оценивают
Проведение:
Учитель на доске вешает листок где нарисовано дерево и каждый ученик подходит к нему чтобы приклеить цветок, яблоко или листик.
- ЯБЛОКО – все удалось
-ЦВЕТОК – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось
-ЛИСТОК – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Оценивание при помощи знаковых символов
Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.
Проведение:
При самопроверке и взаимопроверке выполненного задания учитель предлагает учащимся использовать знаковые символы:
+ помечает правильно выполненное задание.
- неправильно выполненное задание.
? -если требуется помощь.
20 – 6 = 14 + 14 – 7 = 8 - 16 – 9 = ?
Состояние моей души
Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения.
Проведение:
При подведении итога урока учитель просит учащихся подойти к доске и прикрепить своего «пушистика» на лесенку.
-комфортно
-уверен в своих силах
-хорошо
-плохо
Подиум
Цель: увидеть как дети относятся друг к другу, как дети оценивают свою деятельность и своих одноклассников
Проведение:
Попробовав или потренировавшись в каком-либо задании, ученик может выполнить его на центральной доске, может перед классом рассказать о том, как он делал задание, показать его выполнение на листе бумаги. Прием очень эффективен на уроках технологии и изобразительного искусства. В классе оформляется специальный стенд, на который все желающие могут вывесить свои работы. Затем в процессе диалога учащиеся выделяют критерии своего отношения к вывешенным работам. Этот прием позволяет выделить не только недостатки, но и увидеть интересное и ценное в каждой работе.
Солнышко
Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.
Проведение:
Перед уроком детям выдается карточка в форме круга, в центре которой нарисовано солнышко без лучиков. Учитель предлагает учащимся дорисовывать в течение всего урока по желанию по 3 лучика солнышку, если при выполнении задания не испытывал затруднений, настроение было хорошим. (При подготовке к уроку учитель должен так спланировать изучаемый материал, чтобы «ситуация успеха» была у каждого ученика.)
При подведении итога урока дети прикрепляют свое «солнышко» на доску рядом со словами:
- я доволен уроком, потому, что ……
- я не доволен уроком, потому, что …
Карта успешности
Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения.
Проведение:
Учитель раздает детям листики с вопросами на которые дети должны ответить
В каком из перечисленных видов деятельности ты чувствуешь себя наиболее успешным?
- учебная деятельность
- спорт
- труд
- творчество
- здоровье
- общение
- семья
- личный рост
Кто заметил твой успех?
- друг
- учитель
- одноклассники
- родные
- кто-то еще
Считаешь ли ты себя успешным человеком?
- да
- скорее, да
- иногда
- нет
Вспомни и опиши несколькими предложениями свой самый большой успех.
Радуга
Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.
Проведение:
Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках.
Солнце, тучка, дождик
Цель: узнать как дети оценивают свою деятельность и как они себя оценивают.
Проведение:
Учитель раздает детям наклейки где нарисованы солнышко, тучка, дождик и дети приклеивают их к себе в тетрадь, оценивая свою работу (тест, правильно решённые примеры)
Солнышко- всё решено верно
Тучка- всё решено, но есть ошибки
Дождик- не решено
Цветовые сигналы
Цель: развитие умений учащихся осуществлять контроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.
Проведение:
После выполнения самостоятельной работы учитель дает задание проверить и оценить свою работу: «Рядом с заданием нарисуйте кружок зеленого цвета, если считаешь , что задание выполнено верно, при выполнении работы не испытывал затруднений;
кружок желтого цвета, если допущена 1–2 ошибки,
кружок красного цвета, если испытывал затруднения, нужна помощь.
Далее идет взаимооценка. Учитель дает задание проверить и оценить работу товарища. Работа проверяется и оценивается по тем же критериям. Рядом со своим кружком проверяющий указывает инициалы. После взаимооценки учащиеся сравнивают свою работу с образцом и подводится итог учителем: поднимите руку те дети, кто задание выполнил верно, не испытывая затруднений, (учитель фиксирует для себя результаты), а теперь кто при выполнении допустил 1–2 ошибки. В поле зрения учителя остаются дети, которые испытывали затруднения при выполнении задания. К ним особое внимание- обязательно «подбодрить» (Ничего трагического не случилось, над этим материалом мы еще работаем, завтра все получится!)
Волшебная линеечка
Цель: развитие умения учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку по однозначному критерию.
Проведение:
После предложенного учителем задания, предлагается оценить его выполнение по заданным критериям или предложенными учащимися.
На самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ученик, который задание выполнил правильно, а внизу - кто выполнил задание неправильно. Таким образом, выполнив задание, ребенок ставит «крестик» и начальную букву критерия на условной шкале в соответствии с тем, какое место занимает его результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Учитель тоже ставит свой «крестик» на линеечке, пастой другого цвета. Очень важно чтобы оценки ученика и учителя совпадали. Несовпадение оценок говорит о неадекватном оценивании, требует разъяснения.
Лесенка успеха
Цель: выявление уровня развития самооценки, как ученик осуществляет свою деятельность на уроке.
Проведение:
Учитель выдает детям листики, где нарисованы 3 ступеньки и по тому как дети работали на уроке они должны определить куда себя поставить.
Нижняя ступенька-у меня ничего не получилось.
Средняя ступенька-у меня были проблемы.
Верхняя ступенька-мне всё удалось.
Весы успеха
Цель: выявление самооценки детей, развитие умений объективно оценивать свою деятельность
Проведение:
Учитель на ватмане рисует весы и раздает детям жетоны разных цветов, которые они должны прикрепить к весам
Красные-успешно работал на уроке
Зелёные-работал, но мог бы лучше
Жёлтые-плохо работал
Письмо самому себе
Цель: развитие умения учащихся осуществлять самооценку и умение объективно оценивать свою деятельность на уроке
Проведение:
Детям предлагается написать короткое письмо самому себе из 5-6 предложений, оценивая свою деятельность на уроке. Письмо должно начинаться приветом и заканчиваться пожеланиями.
Букет
Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, самооценку, формирование положительной мотивации учения.
Проведение:
На доске изображено 3 вазы и ученики после своей работы на уроке должны будут повесить цветы разного цвета на ту вазу, которую они хотят и после этого учитель посмотрит какая ваза бла заполнена больше и проведет подсчет результатов
Красный-недоволен, сделал всё что мог
Жёлтый- мог бы и лучше
Синий-доволен, сделал всё, что смог