МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по реализации профориентационного минимума в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих образовательные
программы основного общего и среднего общего образования
Они разработаны в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 24.07.2023 N 385-ФЗ);
Профориентационный минимум предлагает на выбор один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в классе:
базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка – не менее
40 академических часов в учебный год);
основной уровень (рекомендованная учебная нагрузка – не менее
60 академических часов в учебный год);
продвинутый уровень (рекомендованная учебная нагрузка – не менее
80 академических часов в учебный год).
Основной уровень профориентационного минимума
Прототипом основного уровня профориентационного минимума является проект по профессиональной ориентации «Билет в будущее» (реализуемый в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование»).
Цель реализации основного уровня – формирование ГПС (Готовность к профессиональному самоопределению) обучающихся
6-11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи основного уровня:
построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-развивающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;
систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6-7, 8-9 и 10-11 классы);
разработка плана профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ по разным нозологиям и возрастам;
выявление исходного уровня сформированности внутренней
(мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон ГПС у обучающихся,
а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся
по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
формирование у обучающихся профориентационных компетенций,
необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации,
приобретение и осмысление профориентационно-значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
совершенствование профессиональных компетенций специалистов,
ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по формированию у учащихся осознанности и ГПС через прохождение программы ДПО (повышения квалификации);
повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.
Планируемые результаты основного уровня:
для обучающихся 6-11 классов – развитие всех компонентов ГПС
(в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
для родителей – получение рекомендаций по возможной помощи
самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики РФ;
для педагогов и специалистов – повышение квалификации в области
методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;
для работодателей – привлечение мотивированных обучающихся
к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися.
Для реализации программы основного уровня в образовательной организации необходимо создать организационные и методические условия для участия обучающихся 6-11 классов в профориентационной деятельности, а именно:
назначить в школе ответственного по профориентации (не ниже
заместителя руководителя);
утвердить план профориентационной работы с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей обучающихся;
определить ответственных специалистов по организации
профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог и др.);
специалистам – пройти подготовку по программе ДПО
профориентационной направленности (повышение квалификации, не менее 36 академических часов).
Форматы профориентационной работы на основном уровне профориентационного минимума:
1) урочная деятельность (не менее 9 академических часов в учебный год);
2) внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты»
(34 академических часа в учебный год);
3) практико-ориентированный модуль (не менее 12 академических часов
в учебный год);
4) взаимодействие с родителями (законными представителями) (не менее 2 часов в учебный год);
5) дополнительное образование (не менее 3 академических часов в учебный
год).