СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка -Примерная программа Министерства Просвещения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка -Примерная программа Министерства Просвещения»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по реализации профориентационного минимума в образовательных

организациях Российской Федерации, реализующих образовательные

программы основного общего и среднего общего образования


Они разработаны в соответствии с Федеральным законом

от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 24.07.2023 N 385-ФЗ);


Профориентационный минимум предлагает на выбор один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в классе:

 базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка – не менее

40 академических часов в учебный год);

 основной уровень (рекомендованная учебная нагрузка – не менее

60 академических часов в учебный год);

 продвинутый уровень (рекомендованная учебная нагрузка – не менее

80 академических часов в учебный год).


Основной уровень профориентационного минимума


Прототипом основного уровня профориентационного минимума является проект по профессиональной ориентации «Билет в будущее» (реализуемый в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование»).

Цель реализации основного уровня – формирование ГПС (Готовность к профессиональному самоопределению) обучающихся

6-11 классов общеобразовательных организаций.

Задачи основного уровня:

 построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-развивающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;

 систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;

 разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6-7, 8-9 и 10-11 классы);

 разработка плана профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ по разным нозологиям и возрастам;

 выявление исходного уровня сформированности внутренней

(мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон ГПС у обучающихся,

а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;

 формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся

по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;

 информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе

профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;

 формирование у обучающихся профориентационных компетенций,

необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации,

приобретение и осмысление профориентационно-значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;

 совершенствование профессиональных компетенций специалистов,

ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по формированию у учащихся осознанности и ГПС через прохождение программы ДПО (повышения квалификации);

 повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.


Планируемые результаты основного уровня:

 для обучающихся 6-11 классов – развитие всех компонентов ГПС

(в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;

 для родителей – получение рекомендаций по возможной помощи

самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики РФ;

 для педагогов и специалистов – повышение квалификации в области

методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;

 для работодателей – привлечение мотивированных обучающихся

к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися.


Для реализации программы основного уровня в образовательной организации необходимо создать организационные и методические условия для участия обучающихся 6-11 классов в профориентационной деятельности, а именно:

 назначить в школе ответственного по профориентации (не ниже

заместителя руководителя);

 утвердить план профориентационной работы с учетом возрастных

и индивидуальных особенностей обучающихся;

 определить ответственных специалистов по организации

профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог и др.);

 специалистам – пройти подготовку по программе ДПО

профориентационной направленности (повышение квалификации, не менее 36 академических часов).


Форматы профориентационной работы на основном уровне профориентационного минимума:

1) урочная деятельность (не менее 9 академических часов в учебный год);

2) внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты»

(34 академических часа в учебный год);

3) практико-ориентированный модуль (не менее 12 академических часов

в учебный год);

4) взаимодействие с родителями (законными представителями) (не менее 2 часов в учебный год);

5) дополнительное образование (не менее 3 академических часов в учебный

год).