МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА СЕМИЛЕТКА
452314, РБ, Дюртюлинский район, с.Семилетка, ул.Ленина, 14
тел. 42-3-41
Методическая мастерская
в рамках районного конкурса
«Учитель года 2023»
«Использование образовательных технологий,
способствующих повышению мотивации учащихся
на уроках в начальных классах»
Автор: Захарова Г.Р.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ с.Семилетка
Семилетка
2023 г.
Слайд 1 (вступление)
- Добрый день уважаемые коллеги! Для положительного настроя на работу и установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать своё выступление вот с такого упражнения:
- поднимите, пожалуйста, правую руку, покажите свою ладонь. Помашите мне. Сейчас я буду говорить фразы, и если вы согласны со мной, загните палец. Загибать начинаем с мизинца.
- Проверим как у нас с русским языком. ЧУ-ЩУ пиши с буквой у? (мизинец загнули)
- Проверим как у нас с математикой. Дважды два четыре? (безымянный загнули)
- Проверим как у нас с географией. Столица Башкортостана- Уфа? (средний палец загнули)
- Проверим как у нас с литературным чтением. Сказку о рыбаке и рыбке написал А.С.Пушкин? (указательный палец загнули)
- Проверим, как у нас с физикой. Физика это наука о растениях? (нет)
-У всех так получилось? (большой палец не загнули)
Уважаемые коллеги, я хочу, чтобы у нас с вами сегодня настроение было вот только такое.
Слайд 2
На свете много разных есть профессий,
Но есть одна, которая,
Быть может, всех нужней,
Профессия – учить детей.
Кто такой учитель?
Учитель – это Человек, Наставник, Педагог, Помощник, Друг.
В моей семье есть учитель – это моя мама.
Я горжусь тем, что моя мама – педагог!
Мне, как дочери учительницы, с детства известно, какая это нелёгкая, серьёзная, но ОЧЕНЬ интересная профессия учителя. Много времени и энергии отдаёшь детям, постигаешь вместе с ними новое, растёшь и развиваешься.
Слайд 3
Я окончила Бирский государственный педагогический институт в 1999г.
По специальности учитель начальных классов.
Стаж работы -23 года
Категория- первая (№ 45 от 18.01.2019 г.)
Вот уже более двадцати лет я работаю в школе. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем.
Слайд 4.
Мой девиз:
Я знаю, я не напрасно тружусь,
Я – учитель и этим горжусь!
Я – учитель. Нет труднее, ответственнее и почётнее этой миссии - обучать и воспитывать детей, одним словом – образовывать. И это делать с душой, радостью и взаимопониманием.
За годы работы в школе выработала свой взгляд на профессию учитель :
Обучать ребенка, воспитывая в нем личность.
Уметь вовремя заметить успех ученика, помочь ему раскрыться.
Отдавать ученику не только определенную сумму знаний, но и частичку своей души.
Стать для своих учеников таким же дорогим и родным человеком, как мама, то есть отдать им свое сердце.
Слайд 5.
ТЕМА МОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Использование образовательных технологий,
способствующих повышению мотивации учащихся
на уроках в начальных классах»
Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно-деятельностный подход. Моя индивидуальная тема самообразования «Реализации системно-деятельностного подхода обучения младших школьников». Эта тема для меня важна, потому что умение видеть и решать проблему сообща и индивидуально является ключевым моментом в его развитии.
Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, образовательные технологии.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- технология личностно - ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология критического мышления;
- информационно – коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- проектная технология;
- технология педагогических мастерских;
В своей практике, для повышения мотивации обучающихся, я стараюсь использовать следующие образовательные технологии или их элементы:
- технология личностно - ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология критического мышления;
- игровые технологии;
Слайд 6
Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который используется в моей педагогической деятельности - групповая работа. Именно такой вид работы лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей обучающихся и способствует повышению мотивации к учению. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого ребенка в совместный труд.
На самом деле существует несколько приемов организации групповой работы на уроках в начальных классах, например:
«Снежный ком»
«Письмо по кругу». (У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу).Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
«Водоворот» На своих уроках я очень часто использую прием «Водоворот», поэтому кратко изложу суть этого приёма. Используется этот прием чаще всего при закреплении изученного материала. Каждая группа получает карточки с разными заданиями по пройденной теме урока, выполнив которые, передают на проверку другой группе. Группа, получив карточку с уже выполненным заданием, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями. Затем я озвучиваю правильное решение для каждой карточки, и после этого выставляем оценки каждой группе. Благодаря этому приёму обучающиеся учатся проверять и оценивать работы своих одноклассников. Это всегда выглядит красиво и эффектно, привлекает внимание, заинтересовывает, увлекает.
Слайд 7
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей обучающихся.
Организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Дифференцированный подход позволяет обучающимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям.
На уроке идём к одной цели, и, как мы знаем, самый короткий путь — это прямой путь. Но самый короткий не всегда самый эффективный и интересный путь. И поэтому, готовясь к уроку, я стараюсь подбирать различные варианты заданий на разных этапах урока, предлагаю эти варианты ребятам, информируя о разной степени сложности задания, и предлагаю выбрать каждому ученику именно то задание, с которым он справится.
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
В качестве проблемной ситуации на уроке использую:
- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
- поиск истины (способа, приема, правила решения);
- различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- противоречия практической деятельности.
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.
Слайд 8
Еще хотелось бы отметить игровые технологии.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет организовать интересной и увлекательной не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Игровые технологии я использую в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Приведу примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.
При обобщении и повторении блока изученных тем, возможно применение игры-соревнования «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.
В любой урок можно внести элементы игры. Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где обучающиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя.
Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний, выполнить задания с героями сказок, компьютерных игр («Машина арифметика» и др.), мультфильмов.
Слайд 9.
Технология критического мышления
Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. На уроках и во внеурочной деятельности возможно использование некоторых приемов развития критического мышления:
- приём «Взаимоопрос» (Ученики читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задать вопросы и учителю. Он направлен на то, что ученику легче ответить своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика).
- приём «Лови ошибку»;
- приём «Тонкий и толстый вопросы» (Например: что делает зимой медведь? Что было бы если бы не было зимы?)
- интеллектуальная разминка;
- приём «Знаю, узнал, хочу узнать»;
- «Чтение текста с остановками»
Слайд 10
Для определения школьной мотивации я со своими учениками проводила анкетирование по методу Н. Г. Лускановой. Исследование показало, что уровень мотивации учеников к концу 4 класса возрос.
Слайд 11
Вывод: Образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке. Учитель- профессия современная. Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами.
-Закончу своё выступление стихотворением о детях:
Дети – это чудо света,
Я увидела сама.
И причислила чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее - дети.
Трудно с ними, ну и пусть!
В наших детях – наша сила,
Внеземных миров огни,
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
Слайд 12
-Благодарю за внимание. Творческих успехов и вдохновения!