Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развития самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: исторические источники, археология, лингвистика, фольклористика;
Основные этапы: Этап мотивация деятельности учащихся: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, Этап рефлексии учебной деятельности на уроку.
Компьютер, проектор, экран, Презентация, раздаточный материал.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (номер из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
I. | Организационный момент: | Запись темы урока в тетрадь. (слайд №1) | Приветствие, представление, проверка готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей, раздаточного материала (тест, текст учебника, памятка «Вспомогательные исторические дисциплины» ) для работы групп, эмоциональный настрой. –Попрошу вас сегодня поработать в паре, вы можете советоваться и контролировать своего напарника, помогать друг другу. | Рабочее место ученика. Запись темы урока в тетрадь: Введение в историю России» | 1 мин. |
II | Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности учащихся: | Цели урока учащимися (слайд №2) | Вопросы для беседы с учащимися: 1. Необычный урок ( введение, элемент исторической игры) 2. Знакомство с учебником — кто автор (Данилов А.А. Косулина)- Я хочу призвать вас бережно относится к учебнику, т.к.-это кладезь знаний. После беседы отмечается, что к концу урока учащиеся должны выяснить: -Сформировать представление об истории как науке. -Понять важность изучения истории России.-Усвоить особенности исторических вспомогательных дисциплин. -Узнать о жизни племени Гороховской культуры по результатам археологических раскопок могильника у оз. Магомет-Куль | Ученики отвечают на вопросы | 1мин. |
III. | Совместное «открытие» знаний. Активизация познавательной деятельности учащихся. Развитие их инициативы и творчества. | Слайд №3 Работа со схемой Реконструкция всеобщей истории по теориям цивилизаций) | работа в парах: 1. Используя схему, определить, хронологию отечественной истории и что она изучает? — Какие периоды прошло человечество?(первобытный мир, древний мир, средние века)-это те периоды всеобщей истории, что мы с вами изучили. Как вы думаете, история России прошла те же периоды развития, что и европейские страны? (Да) (История России-часть всеобщей истории ) -Назовите хронологию. Если затрудняетесь, то давайте найдем ответ в учебнике. | Работа по группам: ученики просматривают ресурс, отвечают на вопросы, работают с источником. | 1.5 мин |
| | сл.№4 Работа с учебником Проверка слайд №5 | Самостоятельная работа. Выделить главное, найти ответ на вопрос. Эта работа- подготовка к ЕГЭ. 1. Работа с текстом учебника с. 4.абзац 2,3 История России — это часть всемирной истории с древнейших времен до конца XVIв. 2Почему историю называют коллективной памятью народа? (В ней примеры , достойные подражания и то как не надо вести себя в настоящем и будущем). | Запись в тетрадь. История России — это часть всемирной истории с древнейших времен до конца XVI в. | 3 мин |
| | Слайд № 6 Особенность развития российской государственности. | -Поскольку на территории России проживают народы различных национальностей, какую особенность можно выявить? (многонациональное государство) — Какова территория нашей страны?( протяженная, крупная. Россия- крупнейшее государство на северо-востоке Евразии ) Как вы думаете, что такое история?(Ответы | | |
| | Слайд№ 7. | (это наука о жизни людей в прошлом). Изучать историю – это значит, узнавать об исторических фактах и событиях. Как мы можем узнать о том, как жили люди в древности? учебник с. 5. | | 1 мин |
Слайд № 8 Исторические источники. | Самостоятельная работа учащихся — Работая в паре, найдите ответ в учебнике и заполните схему: исторические источники: письменные /вещественны | составление учебной схемы «Исторические источники» | 3мин |
| | Проверка Слайд №9 | | | |
| . | Слайд № 10 Вспомогательные исторические дисциплины. №11-лингвистика. №12-фольклористика №13- археология. | Умение работы с текстом, выделить главное Используя памятку ознакомится со вспомогательными дисциплинами. Чтение вслух по цепочке. | Самостоятельно найти термины): Лингвистика Фольклористика Археология Прочитать в уч. (выписать в тетрадь дома.) | 2 мин |
| | Физ. минутка Слайд №14 | Переход в игровой момент: путешествие в прошлое. Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны по шире развернули на четыре, Приготовьтесь полетать– это пять, В машину времени всем сесть–это шесть. Мы отправляемся в путешествие в прошлое | | 1.мин. |
| . | Сл.№15.Археологические раскопки на оз. Магомет-Куль в 1999г. с. Южное Так выглядел курган- могильник до раскопок. | Опережающее задание: Почему археологию называют страшной наукой? | Созерцание слайда, подготовка к решению задания. | 1 мин |
| | Слайд №16— План расположения курганов вокруг озера Магометкуль. | — На плане вы видите, где расположены курганы. | Созерцание слайда, подготовка к решению задания | |
| | Диск с интервью | Внимательно послушать и ответить на вопросы теста. Просмотр видео записи с А.А. Ткачевым | Слушают, отвечают на вопросы | 8 м. |
IV | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Слайд №17 Ответы теста | Тестирование. -Ребята, а сейчас прошу вас поменяться тестами и провести взаимопроверку и поставить набранные баллы за работу. Проверка | отвечают на вопросы Выполняют тест, проводят взаимопроверку в паре. | 2мин |
| | Слайд №18 Вещевой инвентарь кургана- могильника. Тайна кургана | Что обнаружили археологи? 1-подвеска из рога косули. 2- железо, золото. 3- керамика. Вождь племени был высокого роста. Погиб он предположительно от травмы головы. Об этом свидетельствовало отверстие в черепе в височной части. Племя весной помянуло вождя и откочевало в другую местность. В это время племена искали наиболее благоприятные места для жизни проходя много километров. | | 1мин |
| | Слайд №19 вопросы интервью с А.А. Ткачевым. | Используя ресурс, ответить на следующие вопросы: -Год, которым датируется находка. Две особенности, которые определяют гороховскую культуру. — Исходя из находок и природных условий, чем занимались представители племени гороховской культуры; — что умели делать?; -Почему археологию называют страшной наукой? Проверка опережающего задания. (После раскопок ничего не остается кроме арх. Отчета. Памятник исчезает навсегда.) — Поэтому нужно бережно относится к памятникам культуры, что зафиксировано в Основном законе нашей страны- Конституции. | Работа с ресурсами | 2 мин |
V. | Закрепление материала. Этап включения в систему знаний и повторения | Слайд № 20 Вопросы и задания к уроку | Ответим на вопросы по сегодняшней теме. Показывается соответствующий ресурс. -Почему нужно изучать историю? — Что нам дают эти знания? Высказывания А.Пушкина и А. Лихачева. | Ученики в интерактивном режиме отвечают на вопросы. Обсуждение высказываний. | 1 мин. |
VI | Подведение итогов урока Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | слайд № 21 Оцените свою работу по 10-и бальной шкале. | — Рефлексия «Я»-как работал? Допускал ли ошибки? «Мы»- насколько мне помогали одноклассники. Учитель, а я им? «Дело»- понял ли материал? Узнал ли больше? Что понравилось? А что затруднило? — Как себя чувствуете в конце урока? -Кто выполнил всю работу на уроке без ошибок, получат- «5» -Кто ошибался, но сам исправлял ошибки, получат — «4» -Есть сегодня в классе ребята, которые не справились с заданиями?-«2» Все остальные получат «3», но при желании исправят на «4» из-за д/з по выбору. Сказать оценки детям !! | Предлагаются варианты ответов на вопрос Анализ карты оценки деятельности уч-ся на уроке | 2 мин. |
VII | Домашнее задание оценки. | Слайд № 22 | Всем: Введение с.4-6 читать. Записать в тетрадь значение слов лингвистика, фольклористика, археология. По выбору: 1)Используя, все термины урока составить кроссворд, Или 2)Написать сочинение ( сказку, диалог) «Один день мальчика гороховской культуры». Спасибо за внимание. | Запись д/з в дневник. | 2 мин |