План урока русского языка во 2 класс
УМК «Школа России»
Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».
Класс: 2Д
Учитель начальных классов: Гребенникова Татьяна Викторовна
Тип урока: урок введения новых знаний.
Дата проведения: 12.10. 2017г.
Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста.
Задачи: обучающие:
- сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;
развивающие:
- формировать умения анализировать звучащую речь;
- развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Используемое оборудование:
- рабочая тетрадь, конверты с заданием для групповой работы.
- учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс.
- компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
Ресурсы:
- мультимедийная презентация к уроку;
- выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collektion.edu.ru
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Настрой на урок
Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
2. Разминка для пальцев
- Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их:
Здравствуй, пальчик – дедушка,
Здравствуй, пальчик – бабушка,
Здравствуй, пальчик – папа,
Здравствуй, пальчик – мама,
Здравствуй, пальчик – Я.
Здравствуй, вся моя семья! (Дети массируют поочередно каждый пальчик)
- Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу?
-Давайте пожелаем друг другу сегодня на урок что-нибудь хорошее и доброе.
Игра «Я желаю тебе сегодня…»
Минутка чистописания.
-Давайте запишем слово, которое мы желаем друг другу каждое утро. Но прежде потренируемся и вспомним правописание строчной буквы з, зи, зо, зе, за, зу и т.д.
здорόвье
-Какие опасные места вам встретились в этом слове?
Пословица: «В здоровом теле – здоровый дух».
- Объясните смысл этой пословицы.
- На какие орфограммы мы должны обратить внимание? (называют «опасные» места в слове)
-Запишите её.
Словарная работа.
-Какое сейчас время года?
-Чем богата осень?
-У нас выросла яблонька с волшебными яблочками. Давайте соберём с неё урожай.
( дети собирают яблочки со словарными словами, и выстраивается слово витамин)
Запись словарных слов в тетрадь, обозначение орфограмм.
Учитель: - С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).
- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. (Можно употреблять в пищу витамины с огорода).
III. Актуализация знаний.
1. Мозговой штурм.
- У нас получилась целая корзина слов. Назовём их ещё раз.
- Что можно составить из слов? (Предложения.)
-Что вы знаете о предложении? (Ответы детей)
-Что можно составить из предложений? (Текст)
-Что вы знаете о тексте? (Ответы детей)
2. Работа в малых группах.
- Сейчас вы разделитесь на группы. У каждой группы 2 конверта.
- Возьмите конверт №1.Откройте. Что вы там увидели?
- Нужно из слов составить предложение. Как только, группа будет готова, ученица, у которой самые длинные волосы, выходит и показывает предложение, которое получилось (на выполнение работы 1 минута.)
- Что объединяет все предложения?
- Из них можно составить текст? Почему? (Ответы детей)
-Давайте составим текст.
-Возьмите конверт №2 и составьте текст (на выполнение работы 2 минуты)
-Как только, группа будет готова, ученик, у которого самые короткие волосы, выходит и читает текст, который получился.
-Выберите самый красивый текст.
Наступила долгожданная красавица осень. Деревья сменили зелёный наряд на золотой. На огородах люди собирают огурцы, помидоры, морковь. В садах созрели груши и яблоки. Люди делают запасы на зиму. Осень - прекрасное время года!
IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1. Поиск решения(открытие нового знания).
-Чего не хватает в тексте?
-На прошлом уроке мы говорили, зачем нужно заглавие к тексту.
-Так зачем же? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Сегодня мы узнаем, что ещё может «скрывать» в себе заглавие.
- Составим план (проецируется на слайде презентации)
План (примерный)
1. Какие признаки есть у текста?
2. Чем текст отличается от группы предложений?
3. Что можно узнать из заглавия?
2. Введение нового материала.
-О чём текст, который вы составили?
-Что говорится об осени, что о ней сообщается?
-Что именно сообщается в тексте, самое важное в нём, составляет смысл текста, его основную, главную мысль. Найдите эту основную мысль в тексте.
-Обратите внимание: основная мысль выражена кратко и точно.
-Можно ли главную мысль вынести в заглавие?
Вывод: что, кроме темы, может отражать заглавие текста?
Физминутка.
Говорю я всем: «Зимой закаляйтесь все со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас не сможет одолеть».
V. Развитие умений – применение знаний.
1. Работа по учебнику.
- Прочитайте текст. Выберите подходящее заглавие к тексту. ( Осень. Долгожданная осень. Золотая осень. Осень – кормилица.)
- Что отражает выбранное вами заглавие – тему (о чём?) или главную мысль (что особенно важно, чувства, которые передаёт автор)?
- А что отражало бы заглавие «Золотая осень»?
- О чём можно было бы рассказать в тексте с заглавием «Золотая осень»?
2. Индивидуальная работа.
Яблоки – это фрукты, богатые железом. Они обогащают наш организм витаминами.
-Подберите заглавие, которое отражало бы тему текста, а затем заглавие, передающее главную мысль текста.
«Яблоки».
«Что такое яблоки».
«Полезные плоды».
«Чем полезны яблоки».
3. Самостоятельно
Работа в тетради, упр. 34.
- Прочитайте предложения. Что мешает понять текст?
- Запишите предложения в правильном порядке.
- Прочитайте получившийся текст. Что узнали из текста?
- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VI. Итог урока.
-Какие секреты может заключать в себе заглавие? (Отражать тему и главную мысль текста)
- Запишите ключевые слова, связанные с главной мыслью текста. (Самое важное, основное, главное, хорошо, плохо).
Рефлексия.
- Урок наш заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, прикрепите к дереву плоды – красные яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите розовые цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зелёные яблочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то –
жёлтый лист.
VII. Домашнее задание.
1. «Сверните текст в рамке ( с учётом добавлений) до одного ключевого слова по каждому пункту правила. Запишите эти слова в тетрадях.
2. Упр.36.