СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сварка цветных металлов и сплавов. Элетродуговая сварка меди и сплавов вольфрамовым(неплавящимся) электродом в среде инертных газов

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

Московской области

«Электростальский колледж»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО ПРОФЕССИИ 15.01.05 СВАРЩИК (РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ (НАПЛАВКИ)

3 КУРС



по ПМ.02 РУЧНАЯ ДУГОВАЯ СВАРКА (НАПЛАВКА, РЕЗКА) ПЛАВЯЩИМСЯ ПОКРЫТЫМ ЭЛЕКТРОДОМ

ТЕМА: Электродуговая сварка меди и сплавов вольфрамовым (неплавящимся) электродом в среде инертных газов


Разработал мастер п/о Бусаров М.И..

Рассмотрено на заседании ПЦК

машиностроительных дисциплин

«25»_09_2020 года,

протокол № 3.

Председатель предметно-

цикловой комиссии ________

Н.А. Рассолова





г.о.Электросталь -2020г.

Урок учебной практики


Профессия: «Сварщик (РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ (НАПЛАВКИ


Раздел: «Сварка цветных металлов и сплавов»


Тема: «Электродуговая сварка меди и сплавов вольфрамовым (неплавящимся) электродом в среде инертных газов»



Тип урока: Изучение трудовых приемов и операций


Материально-техническое оснащение урока:

Конспекты, наглядные пособия

Презентация урока на слайдах

Сварочное оборудование

инструмент сварщика

Образцы


Цели:

Образовательная

Формирование умений и навыков проведения сварки меди и сплавов неплавящимся электродом в среде инертных газов.

Воспитательная формирование качеств личности:
- аккуратность;
- самостоятельность;
- умение работать в звене;
- бережное отношение к материалам и инструментам;
- ответственность за выполняемую работу.

Развивающая

Формирование навыков производственной самостоятельности, самоконтроля и оценки качества технологических операций.


Краткая аннотация урока. Урок учебной практики раздела «Сварка цветных металлов и сплавов» по теме «Электродуговая сварка меди и сплавов вольфрамовым (неплавящимся) электродом в среде инертных газов» состоит из трех частей: вводного инструктажа, выполнения практического задания и заключительного инструктажа. Вводный инструктаж проводится в виде интерактивной проблемной беседы с использованием электронной презентации, включающий в себя теоретические, фото - и видео - материалы по организации и выполнению технологического процесса сварки меди и сплавов. Во время практического этапа каждый обучающийся выполняет сварку медных пластин согласно чертежу. Заключительный инструктаж проводится в виде анализа выполненных, согласно задания, работ обучающихся с применением критериев оценки и диагностической карты.



Ход урока.

I. Вводный инструктаж.

Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации.

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов.

Действия мастера для создания условий достижения запланированных результатов.

Действия обучающихся для достижения запланированных результатов.

1. Подготовка к формулированию и решению проблемы

Личностные: Развитие мотивации, познавательного интереса к проблеме.

Метапредметные: Работа с презентацией, анализ представленной информации.

Предметные: Формирование умения сравнивать, обобщать и делать выводы.







Ответить на вопросы во время интерактивной беседы:

1.Что такое медь?

2. Назовите преимущества меди перед сталью. В каких сферах промышленности применяют медь в наши дни и почему?

3. Какими свойствами обладает медь и сплавы?

4. Какие свойства металла особенно затрудняют сварку меди?

5. Почему возникает спрос на сварочные работы касающиеся сварки меди?

1.Подготовить вопросы для организации проблемной беседы

2.Подготовить слайды презентации.

3. Подвести обучающихся к:

- осознанию трудности технологического процесса сварки меди ;

-формулировки проблемы;

- нахождения способов решения проблемы сварки меди и сплавов.

4. Сформулировать тему и задачи урока.


Обучающиеся участвуют в интерактивной беседе.

Выдвигают гипотезы по проблеме и способов ее решения.


2. Теоретическое решение проблемы с использованием презентации и натуральных образцов.

Личностные: развитие интеллектуальных способностей.

Метапредметные: Развитие системного мышления, отборка знаний из физики, химии, материаловедения, необходимых для решения проблемы.

Предметные: Освоение знаний, необходимых для исследования проблемы, чтения чертежей и составления инструкционной карты.


Ответить на вопросы:

1. Какие способы сварки цветных металлов вы знаете?

2. Какие виды оборудования для сварки меди вы сможете назвать?

3.Как вы считаете, почему выбранный способ сварки является самым применимым?

4. Что необходимо учитывать при выборе режима сварки меди?

5. Перечислите приемы подготовки металла перед сваркой

6. Назовите виды контроля сварных соединений.

1.Подготовить презентацию, наглядные пособия.

2.Выбор задания.

3. Подготовить чертеж задания.

4. Подготовить сварочное оборудование и материалы для сварки.

5. Разработать инструкционную карту последовательности операций.

5. Организовать обсуждение выполнения задания, сделав акцент на свойствах и свариваемости меди и сплавов.


Обучающиеся участвуют в интерактивной беседе.

Выдвигают гипотезы по проблеме и способах ее решения.

Выстраивают под руководством мастера логическую цепочку способов практического выполнения задания.


Проведение интерактивной беседы

1. Определение задач урока.

Сегодня на уроке обучающиеся должны выполнить сварку стыкового соединения в нижнем пространственном положении медных пластин неплавящимся электродом в среде инертного газа.

2. Объяснение технологического процесса.

Интерактивная беседа сопровождается демонстрацией натуральных объектов, презентацией, содержащей теоретические фото и видео материалы, каждый элемент которых является обобщением или подтверждением некоторого этапа обсуждения, отдельных элементов выполнения решения обучающихся под руководством мастера.

2.1 Подготовка оборудования.

Пояснения мастера.

Аргонно-дуговая сварка отличается от обычной электросварки тем, что вместо обычного расходуемого электрода применяется неплавящийся вольфрамовый, что исключает образование шлака, который, попадая в шов, ухудшает его свойства. Сам процесс протекает в атмосфере инертного газа. Это делает невозможным окисление, поэтому аргоно-дуговая сварка обеспечивает качество шва, близкое к идеальному. Сварочный шов получается необычайно прочным, и, благодаря отсутствию шлака, практически не нуждается в дополнительной очистке. Важное преимущество, которое имеет аргоно-дуговая сварка, заключается в том, что ее можно использовать для соединения практически любых металлов, алюминия и его сплавов, нержавеющей стали, чугуна, титана, меди, никеля, магния и др. Учитывая эти особенности, для выполнения задания остановим свой выбор именно на этом способе сварки.

Подготовку оборудования к сварке разделим на два этапа:

Первый. Подключение сварочного аппарата к баллону инертного газа (аргона).

Подключение к баллону необходимо произвести, используя газовый редуктор. Затем регулятором выставить рабочий расход газа по ротаметру 8-10 л/мин.

Второй этап Выбор присадочного материала, настройка режима сварки.

Сварку меди можно производить на переменном токе и на постоянном токе прямой полярности. Для сварки используют вольфрамовый электрод, который перед установкой в сварочную горелку необходимо заточить на угол 30-350.

В качестве присадочного материала применяются прутки меди (M1, М2, М3) или бронзы (Бр КМц3-1 и пр.). На практике часто используют медные жилы из электрических кабелей и проводов. Желательно, чтобы температура плавления присадки была ниже температуры плавления основного металла. Для подбора электрода, присадочной проволоки и силы тока, необходимо воспользоваться следующей таблицей:


Толщина металла

(мм)

Диаметр вольфрамового электрода(мм)

Диаметр присадочного прутка(мм)


Сила тока (А)

1,2

1,5

2,5

3


2,5-3,0

2,5-3,0

3,5-4,0

3,5-4,0


1,6

2,0

2,5-3,0

2,5-3,0


120-130

140-150

220-230

230-240



2.2. Приемы подготовки металла перед сваркой.

Иллюстрация через презентацию.

Иллюстрация натуральных образцов.

Как и прочие цветные металлы, медь требует тщательной очистки перед сваркой. Прежде всего, нужно удалить с помощью ветоши, ацетона или других растворителей все загрязнения, способные быть поставщиками вредных примесей, особенно свинца и серы. Их могут содержать смазочные и охлаждающие жидкости, жиры, масла и краски.

Затем полностью удаляется окисная пленка - металлической щеткой или сеткой из нержавейки, или каким-то абразивным инструментом - обработкой детали до блеска.

Очистка детали - очень важный этап, прямо влияющий на качество сварного шва. Без неё невозможно получить прочный и красивый шов.

При толщине стенок от 5 мм, сварку выполняют с предварительным подогревом детали до 300-700°C. Особенно важен подогрев для массивных деталей, и чем массивнее деталь, тем выше должен быть нагрев.

2.3. Сборка конструкции к сварке на прихватках.

Иллюстрация через презентацию.

Иллюстрация натуральных образцов

Перед сваркой детали необходимо надежно закрепить, затем установить прихватки. Это позволит в дальнейшем предотвратить деформации конструкции.

1. Закрепить детали.

2. Установить зазор равный 2мм.

3. Установить две прихватки длиной 10мм. по краям сварного стыка, отступив от края 5мм.

4. Установить одну прихватку длиной 10мм. с обратной стороны.

2.4 Техника выполнения сварки.

Объяснение мастера с использованием презентации и видеоролика сварки натурального объекта.

1. Необходимо зажечь дугу на специальной угольной пластине. Не рекомендуется зажигать дугу на основном металле, так как возможно загрязнение и оплавление конца электрода.

2. Выполнить поочередно сварку стыков на проход с права налево.

В отличие от алюминия, который варится без поперечных движений, сварка меди требует манипуляций горелкой для формирования шва и обеспечения его соединения со стенками. Металл нужно "расталкивать" круговыми или зигзагообразными движениями горелки.

Тонколистовые детали не рекомендуется сваривать сплошным швом во избежание прожогов. Они варятся короткими швами с прерыванием дуги и перекрытием валиками друг друга. Заварку кратера нужно производить, удлиняя дугу постепенным отводом горелки, - в том случае, если сварочный аппарат не имеет специальной функции "заварка кратера".

2.5 Самоконтроль качества работы, предупреждение дефектов.

Что бы свести к минимуму возникновение дефектов при сварке, необходимо производить контроль действий на каждом этапе технологического процесса.

а) Плохая зачистка кромок от окисла меди может привести к несплавлению металла.

б) Слабое закрепление металла перед сваркой и неправильная установка прихваток может способствовать деформации и короблению конструкции.

б) Неправильная установка зазора может способствовать прожогам или не провару сварочного шва.

в) Нарушение техники сварки может привести к прожогам, наплывам, неровностям, трещинам, порам в металле сварочного шва.



2.6 Охрана труда и техника безопасности при проведении сварочных работ.

Соблюдение техники безопасности строго необходимо на всем протяжении работы.

Перед началом работы

-Сварочный аппарат и рабочий стол сварщика должны быть надежно заземлены.

-Необходимо убедится в целостности газового оборудования.

-При аргонодуговой сварке необходимо обеспечить вытяжную вентиляцию. Аргон тяжелее воздуха и, оседая, вытесняет кислород.

- Спецодежда сварщика должна быть чистой, без малейших следов масла или жиров, не стеснять движения работающего, не вызывать неприятных ощущений, защищать от искр и брызг расплавленного металла, свариваемого изделия, влаги, производственных загрязнений, механических повреждений.

Во время работы - необходимо контролировать давление в баллоне.

- не допускать попадания искр, брызг расплавленного металла, ультрафиолетовых лучей от сварки, на открытые участки кожи.

- необходимо использовать перчатки сварщика во избежание ожогов

В конце работы

- выключить оборудование.

- сбросить давление.

- закрыть баллон с аргоном.

- убрать рабочее место.

3. Практический показ

Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации.

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов.

Действия мастера для создания условий достижения запланированных результатов.

Действия обучающихся для достижения запланированных результатов

Личностные: Развитие интеллектуальной активности.

Метапредметные: Развитие системного мышления и умения.

Предметные: Формирование умения оценивать представленную работу и применить ее для выполнения практического задания.



- сконцентрировать внимание на выполнении операций, мастером.

-подготовить рабочее место;

- показать подключение и настройку сварочного аппарата;

- показать подключение баллона с аргоном и настройку расхода газа;

- рассказать о самоконтроле в процессе выполнения работы, о межоперационном контроле;

- рассказать о рациональной организации рабочего места, о правилах безопасности труда;

- произвести практический показ технологического процесса сварки конструкции согласно инструкционной карте.


Следят за ходом выполнения задания.

Выполняют инструкции мастера.

4. Подготовка к текущему инструктажу

Личностные: Развитие ответственности и адаптивности.

Метапредметные: Развитие системного мышления.

Предметные: Формирование умения организовать рабочее место.


Правильно организовать рабочее место.

Получить задание, необходимые материалы и инструмент.

Проверить усвоение обучающимися изученного материала, при этом выявить пробелы в знаниях и умениях;

- сообщить критерии оценок за практическую работу;

-расставить по рабочим местам.


Получают у мастера инструменты и материал.

Занимаются организацией рабочего места.

II. Практический этап.

Личностные: Развитие ответственности и адаптивности.

Метапредметные: Развитие системного мышления и умения чтения чертежей и применения знаний курса спецтехнологии для практического выполнения работы.

Предметные: Формирование умения производить сварку меди неплавящимся электродом в среде инертных газов .


1. Подготовить сварочное оборудование к работе.

2. Настроить режим сварки.

3. Выполнить последовательность операций при подготовке металла к сварке.

4. Произвести сварку медных пластин согласно задания.

5. Контролировать порядок действий на каждом этапе выполнения задания, что бы исключить дефекты сварного соединения.

6. Соблюдать технику безопасности.

7. Сдать работу мастеру.

8. Убрать рабочее место


Проводить целевые обходы

1. Проверить организацию рабочих мест.

2. Проверить правильность настройки оборудования.

3. Проверять правильность выполнения задания.

4. Проверять соблюдение охраны труда и техники безопасности.

5. Индивидуальное инструктирование с отстающими учащимися, дополнительное задание наиболее успевающим учащимся.

6. Проверять аккуратность и правильность ведения самоконтроля.

7. Проведение повторного группового инструктажа для предупреждения и исправления типичных ошибок или для повторного показа (при необходимости).

1.Выполняют подключение и настройку оборудования.

2. Выполняют сварку медных пластин вольфрамовым электродом в среде аргона.

3. Следят за организацией рабочего места.

4. Контролируют ход выполнения работы по инструкционной карте.

5. Соблюдают технику безопасности при проведении сварочных работ.



III. Заключительный инструктаж


Дом задание – пройденный материал.

1.Подвести итоги за день, анализ работы каждого обучающегося;

2.Сообщить оценки, с обоснованием выставленных оценок;

3.Продемонстрировать лучшие работы, отметить, кто из учащихся добился отличного качества в работе;

4.Разобрать и дать анализ наиболее характерным недочетам в работе обучающихся, указать пути и методы их устранения;

5.Раскрыть экономическую сторону урока, рациональный расход материала;

6.Подвести итоги занятия в целом;

7.Выдать домашнее задание: Повторить пройденный материал.

Вся подгруппа, принимает участие в обсуждении, выявляют дефекты и обсуждают ошибки.


Критерии оценки и уровни выполнения задания

Диагностическая карта


Высокий уровень «5»

Средний уровень «4»

Низкий уровень «3»

Уровень сформированности умения выполнения сварки меди вольфрамовым (неплавящимся) электродом в среде инертного газа.








Изделие собрано без смещения кромок пластин, отсутствует деформация. Сварочные швы прямолинейны, нет видимых дефектов шва.

Изделие собрано без смещения кромок пластин, отсутствует деформация. Криволинейность шва не более 2 мм на 100 мм шва. Отсутствуют прожоги, подрезы. Наплывы, неровности шва – не более 2 на 10 мм.

Смещение пластин не более 2 мм, незначительная деформация, наличие наплывов более 2 на 100 мм шва. Криволинейность шва более 2мм на 100 мм шва. Наличие прожогов более двух на изделие, непровар корня шва.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!