Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина»
.
.
Программ профессиональных проб
в рамках проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации
обучающихся 8-9 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования
КВАЛИФИКАЦИЯ - КОНДИТЕР
2022 года
1. Паспорт программы профессиональной пробы
Профессиональная среда: комфортная
Наименование профессионального направления: кондитер
Авторы программы: Синельникова Светлана Александровна
Глазунова Жанна Алексеевна, Безрученко Татьяна Владимировна, Абраменко Надежда Ивановна – мастера производственного обучения
Контакты авторов: Курская область, город Рыльск, улица Ленина 42
Вид | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
Базовый | Очный | 60 минут | 8-9 классы | Нарушение слуха: - глухие - слабослышащие |
2. Содержание программы
Введение (5 мин)
1. Краткое описание профессионального направления. Кондитер – это профессионал, занимающийся приготовлением кондитерских изделий. Кроме технического навыка, эта профессия подразумевает художественный вкус для оформления работ. Кондитер готовит кондитерские изделия на кондитерских фабриках и в специализированных цехах хлебозаводов. Приготавливает различные виды теста, начинок, кремов по заданной рецептуре. Выпекает и украшает продукцию. Проверяет вес готовых изделий. Использует ручные инструменты, механическое и электромеханическое оборудование. Для деятельности необходимы тонкая вкусовая и обонятельная чувствительность, тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук). Он должен уметь производить обработку исходного сырья в соответствии с его свойствами, приготавливать и отделывать различные виды кондитерских изделий.
2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. Люди, имеющие специальность кондитера, устраиваются в организации общепита: рестораны, кафе, столовые. Кондитеры высшего разряда могут рассчитывать на место в самых престижных заведениях. Люди с этой специальностью также требуются в штатах хлебокомбинатов и кондитерских фабрик. Работа кондитера достаточно высоко ценится, и специалисты данной профессии получают хорошую зарплату. Что касается карьерного роста, то профессионал высшего разряда может стать руководителем кондитерского производства, начальником цеха или бригадиром. Те же, кто хочет попробовать себя в бизнесе, могут открыть частную кондитерскую.
3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией. Мода и тенденции в сфере кулинарии постоянно меняются, так что кондитеру необходимо всегда быть в курсе актуальных новинок.
Специалист должен уметь:
- проверять качество сырья на предмет его соответствия санитарным правилам и нормам;
- выбирать инвентарь, необходимый для процесса приготовления кондитерских изделий;
- применять различные технологии в приготовлении кондитерских изделий и их оформлении;
- оценивать качество готовых кондитерских изделий;
- хранить сырье и готовые изделия с использованием оптимального температурного режима.
Специалист должен знать:
- физиологию питания человека;
- пищевую ценность продуктов;
- особенности хранения сырья и готовых кондитерских изделий;
- рецепты различных сладостей и технологию их приготовления;
- санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления кондитерских изделий.
4. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении. Профессия кондитера появилась в далеком прошлом. Еще в IX веке древние арабы и индусы создавали сладости из фиников и тростникового сахара. Свое развитие кондитерское ремесло получило в XV-XVI веках в Европе. В это период лучшими мастерами по изготовлению сладостей считались итальянцы. В Италии даже существовали целые династии кондитеров, где семейные рецепты передавались от родителей к детям.
5. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью. Изготовление изделий из бисквитного полуфабриката является одной из необходимых компетенций кондитера.
Постановка задачи (5 мин)
1. Собрать и оформить из бисквитного полуфабриката капкейк, используя творческий подход к выполнению задания.
2. Продемонстрировать итоговый результат, продукт. Демонстрируется вариант готового оформления.
Выполнение задания (40 мин)
1. Технология сборки и оформление капкейков
На 1 капкейк (вес готового изделия 130-150 гр.):
- готовый бисквитный полуфабрикат;
- крем-чиз – 100 гр.;
- джем – 10 гр.;
- посыпка кондитерская – 5 гр.
Шаги:
1. Взвесить необходимое количество крем-чиза, джема для сборки 1 капкейка;
2. Отрезать кончик кондитерского мешка на высоте 2-3 см;
3. Выбрать насадку для оформления в зависимости от желаемого результата:
- оформление шапочкой и посыпкой – насадка «звезда»;
- оформление цветами – насадка «цветок»;
4. Разместить насадку в кондитерском мешке и наполнить его крем-чизом выбранного цвета;
5. В бисквитном полуфабрикате ложкой сделать выемку для начинки. Начинить капкейк джемом;
6. Оформить капкейк;
7. Продемонстрировать готовое изделие.
2. Рекомендации по организации процесса выполнения задания:
Наставник наглядно демонстрирует процесс подготовки полуфабрикатов, сборки и оформления кондитерского изделия.
Во время самостоятельной работы учащихся наставник обходит рабочие места, следит за организацией рабочего места, санитарией, правильным ведением технологического процесса, оказывает помощь в подготовке и приготовлении, акцентируя внимание на выполнении правильных приемов работы.
При необходимости приостанавливает работу, указывая на ошибки, в последующем объясняя причины и способы их устранения.
Контроль, оценка и рефлексия (10 мин)
1. Критерии успешного выполнения задания:
- соблюдение техники безопасности, правил санитарии и личной гигиены;
- способность проявлять творчество при изготовлении кондитерских изделий;
- умение работать по образцу;
- соблюдение технологии приготовления кондитерских изделий.
2. Рекомендации по контролю результата, процедуре оценки
Готовое кондитерское изделие должно соответствовать образцу по:
- составу – бисквитный полуфабрикат, джем, крем-чиз, посыпка (если она присутствует на образце);
- весу – готовое изделие должно соответствовать образцу, допускается отклонение по весу до 20 гр.;
- внешнему виду – оформление должно соответствовать образцу, допускаются отклонения в цвете (по желанию, как проявление творчества).
3. Вопросы для рефлексии:
- вызвал ли у вас интерес процесс сборки и оформления кондитерского изделия?
- что для вас было самым интересным в профессиональной пробе?
- какими навыками должен обладать кондитер при оформлении кондитерских изделий?
3. Инфраструктурный лист
Наименование | Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями | Количество | На группу |
Столы производственные | На 8 рабочих места | 2 | На группу |
Мойка кухонная | | 3 | На группу |
Весы электронные | | 3 | На группу |
Миски | | 15 | На 15 чел. |
Ложки | | 15 | На 15 чел. |
Лопатка | Тефлоновые | 5 | На 3 чел. |
Ножи | Универсальные | 5 | На 3 чел. |
Кастрюля | 1 л | 5 | На 3 чел. |
Мешки кондитерские | Размер М | 15 | На 15 чел. |
Формы для вырубки | В ассортименте | 5 | На 3 чел. |
Насадки кондитерские | Открытая звезда, закрытая звезда, насадки для цветов «русские» в ассортименте, лист маленький | 15 | На группу |
Ножницы | | 1 | На группу |
4. Приложение и дополнения
Ссылка | Комментарий |
https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/povar/konditer/?ysclid=l4mjixm0dm424276777 | Профессия кондитер: описание, плюсы, минусы, где получить (kp.ru) |