СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Цвет как главная эмоциональная составляющая

 художественного образа

 (на примере задания «Сказочное Лето»)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств имени А. К. Лядова

Углегорского муниципального района Сахалинской области

694910, Сахалинская область, Углегорский район, г. Шахтёрск, ул. Ленина 12,

тел/факс 8 (42432) 32-170. E-mail Shkola694910@rambler.ru







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА




Тема: Цвет как главная эмоциональная составляющая

художественного образа

(на примере задания «Сказочное Лето»)


Предмет: Композиция прикладная

для 4 класса, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладного творчества»


Автор: Сим Ольга Ендиновна

преподаватель изобразительного искусства






Шахтерск 2017

Аннотация


Учебно-методическая разработка представляет сомой разработку урока по предмету «Композиция станковая» для первого класса ДШИ, дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладного творчества».

Учебно-методический материал содержит: введения, актуальность, содержания, собственно плана-конспекта изучения темы, заключения, списка использованной литературы и приложения. Содержит методику обучения учащихся, состоит из теоретической и практической частей. Мною была взята одна из первых тем предмета композиции это «Летние впечатления». Данная тема урока представляет собой частично-поисковую самостоятельную работу учащихся, является также вводной темой в начальной стадии обучения и введения в предмет «Композиция прикладная». Основная задача данной темы, это выявление знаний и умений в области композиции и цвета. Материалы по выбору учащегося, формат листа А/4. Также в тему входит, задание для самостоятельной работы, это выполнение вариантов композиционных зарисовок на указанную тему, и поиск вариантов цветового решения. Данный материал может быть использован в качестве методического пособия для классов изобразительного искусства ДШИ.



Введение


Изобразительное искусство положительно влияет на развитие нравственных и волевых качеств личности, а также способствует формированию пространственного мышления, помогает эмоциональному восприятию окружающей среды. Практические умения школьников в изобразительной деятельности должны опираться на теоретические знания. Детей с раннего возраста следует знакомить с основами и принципами построения композиции. А также с различными техниками выполнения графических и живописных работ. Для них важно знать: основы цветоведения, владеть выразительными средствами графики и живописи, научится видеть и передавать пространство в своих работах, научится видеть цвет, подбирать цветовую гамму в соответствии с темой, а также обогащать палитру цветов, методом сравнения с натурой и по представлению.

Работа по представлению является одной из основных задач в обучении изобразительной деятельности. Она строится на абстрактно-творческом мышлении изобразительного языка: когда ребёнка способен абстрактно и творчески мыслить, таким образом, он может приспособиться к любой ситуации и придумать новые, неожиданные решения именно благодаря абстрактному мышлению. Формирование абстрактного мышления является важным направлением развития разума и творческих способностей учащегося.






Актуальность темы


Современная педагогика ориентируется на формирование у ребенка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира – природы, культуры, истории. Обучение на занятиях по изобразительному искусству не ограничивается только тем, чтобы научить ребенка рисовать, создавать своими руками что-то интересное. Основное, на мой взгляд, на этих занятиях – это введение ученика в искусство, как область прекрасного.

Цвет играет в изобразительном искусстве решающую роль, позволяет наиболее полно отобразить окружающий мир, является одним из основных художественных средств, важнейшим средством создания художественного образа в живописи. Сила воздействия цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играют в картине важнейшую роль. Здесь цвет является элементом композиции произведения. Не только распределение цвета и света в картине, но и подбор цвета помогает ярче выразить содержание произведения, создать в нем определенное настроение.

Считаю свой метод обучения, для учащихся четвёртого класса ИЗО, предпрофессиональной программы по предмету «Композиция прикладная», актуальным. Взяв за основу тему композиции прикладной «Средства выразительности композиции. Точка, Линия, пятно», изменив название темы, её интерпретацию, метод, цель и задачи решения, результат проведённой работы не только закрепил полученные новые знания о композиции и цвете, более того, помог решить нелегкие задачи, стоящие перед детьми в достижении цели над их творческой работой «Сказочное Лето».


Суть педагогической идеи учебно-методической разработки урока.


В работе с учащимися развивать осмысленное применение цвета (цветовой гаммы) при создании художественного образа. Использование в композиции простых форм позволяет направить внимание учащихся на работу с цветом для передачи эмоционального состояния.


План-конспект урока



Тема: Цвет как главная эмоциональная составляющая художественного образа (на примере задания «Сказочное Лето»)

Тип занятий: Изучение нового материала, обретение новых умений и навыков

Вид занятий: беседа, практическая работа.

Основные методы: практический, привлечение жизненного опыта детей.

Метод изображения: реалистично-воображаемый

Форма организации усвоения знаний: фронтальная, индивидуальная.

Цель: Передача в работе состояния радости при помощи цвета.

Дидактические задачи:

Образовательные:

1. Изучение выразительных возможностей цвета;

2. Создание уравновешенной композиции;

3. Выявление главного в работе цветом.

Развивающие:

1. Развитие воображения и художественных способностей ребёнка;

2. Формирование навыков поэтапного выполнения работы;

3. Формирование навыков умения работать кистью.

Воспитательные:

1. Воспитание культуры труда; умение организовать рабочее место;

2. Воспитание усидчивости и целеустремлённости;

3. Формирование эстетического восприятие окружающего мира у детей.

Задача педагога:

Привести ученика от осмысления роли цвета в произведениях искусства к его первым самостоятельным творческим работам. В задании предлагается отобразить лето, отталкиваясь от собственных впечатлений и переживаний (фактически использовался собственный опыт ребёнка). Мы акцентируем внимание учащихся на положительных эмоциональных аспектах лета такие как:

1.Летние школьные каникулы;

2.Отпуск с семьёй;

3.Путешествие;

4.Отдых на природе;

5.Теплая погода;

6.Овощи, фрукты.

Так, изучение выразительных возможностей цвета является главной образовательной задачей при изучении темы «Сказочное лето». Это задание – одно из первых по предмету «Композиция прикладной» в 4 классе (10 лет).

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

  • знание основ композиции (компоновка формата, главное в центре);

  • умение владеть кистью;

  • владеть навыками поэтапного выполнения творческой работы,

  • умение владеть навыками техники гуашь.

Личностные результаты:

  • формирование у ребёнка культуры труда;

  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Основные понятия: Цветовая гамма, композиция, насыщенность, выразительность, цельность, главное и второстепенное.

Межпредметные связи: Живопись, рисунок, композиция, скульптура, работа в материале, история народной культуры и изобразительного искусства.

Организация пространства: Индивидуальная работа, групповая, коллективная;

Оборудование класса: для учащихся: мольберты, бумага формат А/4, графитный карандаш, ластик, зажимы, краски гуашь, кисти для гуаши, палитра;

Для преподавателя: мольберты, бумага формат А/4, графитный карандаш, ластик, зажимы, краски гуашь, кисти для гуаши, палитра;

Техника исполнения: гуашь – мазок, пятно, тон;

Место проведения: занятия проводится в учебной аудитории, натурой служит собственные впечатления детей о лете.

Длительность урока: два с половиной астрономических часа (один час 40 минут), с перерывом между уроками.


Ход урока

1.Организационный момент

(психологическая подготовка учащихся к работе).

На подготовку рабочего места, учащимся отводится дополнительное время, вне зависимости от времени урока. Причина в большом количестве материалов и инструментов, которые так необходимы для творческой работы учащихся


2.Определение темы, цели и задач урока.

Педагог: Приветствует учащихся, озвучивает тему и задачи урока.

Вводная часть: краткая беседа о летних каникул, ярких впечатлений о лето, воспоминаний об интересных местах и событиях отпуска учащихся, и методах написания работы.

Педагог: Задаёт наводящие вопросы в помощь учащимся в выполнении творческой работы

  • Давайте вспомним, какое было ваше лето;

  • Где вы отдыхали этим летом: на море, в горах, за городом, в лагере и т.д.;

  • Чем занимались: посещали ли аттракционы, парки, галереи, цирки и т.д.;

  • Что понравилось и запомнилось вам больше всего, например, прогулка, катание, купание, посещение интересных мероприятий, участие в сборе урожая и т.д.;

  • Что бы вы хотели изобразить на листе о проведенном лете;

Дети: ведут диалог с учителем, отвечая на вопросы

Время диалога: 5-10 минут.

3.Анализ работы.

В беседе с учащимися (вопрос-ответ) происходит изучение знаний основ композиции (компоновка формата, уравновешенность фигур, выявление главного и второстепенного): обращается внимание на выполнение работы в цвете. Проводится краткая беседа, на выполнение цветового решения композиции, а также на понимание важности цветовой гаммы и роли цветового пятна в работе в целом; о роли главного и выявления его цветом, в беседе акцентируется внимание на самостоятельность выполнения.


4. Практическая деятельность учащихся.

Дети: в ходе занятий над своими работами дети иногда сталкиваются с проблемами, которые не могут решить с помощью педагога и обращаются с просьбой помочь решения проблему.

Педагог: помогает учащемуся на примере своего опыта, решить ту или иную проблему, стоящую перед ним, но советует оттолкнуться от своих чувств и умений, указывает на ошибки в выполнении работ, объясняет доступными методами, используя педагогический рисунок, иллюстрации фотографий. (Приложение 1; рис 1, рис 2, рис. 3).

Дети: ведут работу самостоятельно, опираясь на свои впечатления и переживания.

Наносят набросок выбранного мотива с памяти о лете, после наброска выполняют работу в цвете, используя гуашевые краски. Работу ведут от главного к второстепенному. (Приложение 2; рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4, рис. 5, рис. 6, рис. 7, рис. 8, рис. 9, рис. 10, рис. 11, рис. 12, рис. 13).


5.Актуализация знаний.

Педагог: повторим знания основ композиции, техники выполнения, передачи цветовой гаммы, выразительности, передача образа лета цветом. Педагог даёт пояснение определениям: к основам композиции относят - компоновка формата, взаимосвязь главного и второстепенного, композиционное решение картины, метод работы от частного к общему. Компоновка – это расположение отдельных частей в целостном объекте, в данном случае объект — это формат листа. Что касается техник выполнения, то учитель объясняет, что гуашь должна быть насыщенной, пишется с малым использованием воды, по просохшему ранее положенному слою. Цветовая гамма – это гармоничное сочетание цветов. Существует множество различных цветовых оттенков. Равновесие в композиции тёплых и холодных цветов. Цвет и тон на картине распределяются по мере их удаления к линии горизонта, например, большинство оттенков вдали приобретают холодновато-синий цвет, тот цвета также светлеет, становится менее плотным, когда уходит вдаль. Необходимо учитывать главное и второстепенное в работе. Главное больше и ярче, второстепенное наоборот чуть светлее и меньше.

Педагог: дает время на отдых, чтобы отдохнули глаза учащийся, проаназировали выполнение своих работ и освоили знание нового материала.


6. Завершающий этап.

Педагог: даёт ещё немного времени самостоятельной для работы, после составляет выполненные работы вряд и учит детей анализу о проделанной работе, объективно оценивать их, видеть свои ошибки и исправлять их.

Дети: прислушиваются к советам педагога, оспаривают свою точку зрения или принимают критику учителя в свой адрес, подправляют свои работы, в местах, где считают нужным.

Педагог: поднимает основные задачи темы урока. Задает вопросы по пройденному материалу с целью определить, насколько ясен материал, каков процент усвоения полученных знаний, умений и навыков в работе над композицией «Сказочное лето».

Дети: дети охотно отвечают на задаваемые вопросы, тема для них актуальна и интересна.

Педагог: Благодарит детей за урок. Просит учащихся привести в порядок рабочее место.

Итоги занятия.


Работы получились интересные, яркие, разные и непосредственные. Выполнение работы на тему «Сказочное лето» стало первой ступенью в их творческой деятельности изобразительного искусства. Считаю, что проведение такого рода занятий помогают учащимся освоить знания основ композиции, умения владеть художественными материалами, грамотно использовать цвет в работе, умение подбирать цветовую гамму, обогащают память, позволяют обмениваться творческим опытом приобретённых навыков, а также формируют эстетическое восприятие окружающего мира у детей.



Заключение


Урок проведенного занятия несколько отличается по содержанию и выполнению работы от других стандартных уроков. В данной композиции «Сказочное лето» люди представленные, несколько иначе, как художественный образ – образ лета. За основы взяты простые формы понятные и доступные ребёнку, который впервые сталкивается с новым предметом и его основами, «Композиция прикладная», новыми терминами, новыми возможностями применения выразительных средств художественного материала (гуашь), определенными правилами и последовательностью выполнения творческой работы. Перед ребёнком стоят не простые для его возраста задачи, которые необходимо понять и решить в определённый срок времени и при этом получить положительные эмоции и радость от выполненной работы.

Считаю, что цель достигнута, поставленные задачи на первом этапе развития учащихся решены. Необходимо обратить внимание, что мы не работаем по образцу, педагог создаёт для детей ситуацию успеха, выступает как помощник, в выборе наилучшего воплощения его творческого замысла. Педагог знает и владеет законами искусства, создает творческую среду для реализации идеи, ученик носитель творческого замысла, является реализатором своих идеи. В каждой последующей работе дети выполняют посильные задания, соответствующие их возрастной категории, на чуть лучшем профессиональном уровне. При этом учащиеся должны чувствовать, что справились с заданием, что они являются авторами своих работ, а педагог соавтор, ведёт к самостоятельному выполнению задания ребенка. Педагог и ученик в современной педагогике выступают как объект-объект, преследуя общий профессиональный интерес к изобразительному искусству, ищут истину вместе.





Список использованной литературы


  1. Анисимов Н. Н. Основы рисования. – М.: Стройиздат, 1974. – 158 с.

  2. Волков Н. Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1965. – 216 с.

  3. Кузин В. С.Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений и худож.-граф. фак-товпед. ин-тов и ун-тов.– 3-е изд., перераб. и доп. –М.: АГАР, 1998.– 334 с.

  4. Ли Г. Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 480 с.

  5. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: [Для худож.-граф. фак.] / Сост. Н. Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989. – 204 с.

  6. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: [Для худож.-граф. фак.] / Сост. Н. Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989. – 204 с.

  7. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. и ун-тов – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Агар, 1998. – 250 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!