Формирование критического мышления на уроках истории
Из опыта работы учителя истории и обществознания
Уваровой Натальи Сергеевны
с. Суворовское, Республика Крым
Cogito, ergo sum
Рене Декарт – французский философ, математик, механик, физик и физиолог
Я мыслю, значит я существую
Уже пятнадцать лет я учу своих учеников мыслить, иметь и уметь доказывать свое мнение. За это время испытала огромное количество методик и методов. Самые удачные оставила в своей рабочей копилке
Методы и приёмы технологии критического мышления
- мозговой штурм
- приём «корзина идей, понятий, имён»
- метод синквейна
- кластер,
- RAFT технологии,
- приём ЗХУ,
- метод “толстых и тонких вопросов”
- фишбоун
- метод Инсерт
- понятийно-терминологическая карта
Технология критического мышления на основе чтения и письма
В данной технологии выделяют три основных этапа:
I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
II. Осмысление содержания (получение новой информации).
III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Мозговой штурм
Обычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся и состоит из следующих этапов:
1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений.
2. Анализ идей. Цель – в каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно.
3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу
Задание для учащихся 5 классов
- Немногочисленные группы людей жили в местах с тёплым климатом, не испытывали недостатка в питьевой воде и растительной пище. В этих краях водилось много животных. Самые древние стоянки - места жизни людей - археологи нашли в Северной и Восточной Африке. Почему же древние люди покидают места постоянного обитания? Предложи свои идеи.
КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЁН
Тема: Права человека
(актуализация знаний учащихся)
Что вам известно по данной теме?
- Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди;
- Первый документ о правах человека появился во время Великой Французской революции
Кластер
Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.
Важно в тексте, с которым работаешь:
- Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
- Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
- Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Кластер
Категория 2
Категория 1
Ключевое слово
Категория 3
Категория 4
Кластер к уроку истории Крыма. Тема урока: «Крым в мифах античного мира»
МИФ
Мифологическое время
Мифологическое сознание
Мифологическое
пространство
многоуровневое
Сакральное, цикличное
Пространство зеркального коридора
Фишбоун
Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)
Причина:
Причина:
Проблема:
Выводы:
факты:
факты:
Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Феодальная раздробленность на Руси
Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель
Междоусобные войны и борьба за киевский престол
Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами
Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности
Причины распада Древней Руси
Раздробленность на Руси была неизбежна
Не был определен порядок наследования киевского престола
Различия территорий по природным и хозяйственным условиям
Натуральное хозяйство
Рост и развитие городов
SWOT - анализ
Слабые стороны
Сильные стороны
strengths
weaknesses
Тема/
понятие/
факт
Угрозы
Threats
Возможности
Opportunities
SWOT – анализ на уроке обществознания в 8 классе Тема «Типы экономических систем»
- эффективное распределение ресурсов;
- стимулирует НТП;
- создает материальную заинтересованность производить то,
- создает социальное неравенство;
- не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица)
- не развиты такие отрасли как ЖКХ
в чем есть потребность
Рыночная экономика
- свободный выбор поставщиков, сырья,
В результате социального неравенства возможны:
социальные потрясения в обществе;
товаров и т.п.;
Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами;
- многообразие форм собственности;
Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства
- свободная конкуренция;
- использование наиболее эффективных технологий;
- самостоятельность производителей
Толстые и тонкие вопросы.
Толстый вопрос:
Тонкий вопрос
- кто...
- что...
- когда...
- может...
- будет...
- мог ли...
- как звали...
- было ли...
- согласны ли вы...
- верно...
- дайте объяснение, почему...
- почему вы думаете...
- почему вы считаете...
- в чем разница...
- предположите, что будет, если...
- что, если...
Приём ЗХУ
«Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У)
Знаю
Хочу узнать
Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории
Узнал
Спорные идеи и вопросы.
Затем читается текст и находятся ответы на вопросы.
Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.
Приём «Инсерт»
- Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.
- interactive интерактивная
- noting размечающая
- system система
- effective для эффективного
- reading чтения и
- thinking размышления.
Приём «Инсерт»
Значки для маркировки текста:
- "∑" - уже знал;
- “ +”- новое;
- “ -”- думал иначе;
- “ ?”- не понял, есть вопросы.
- Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника.
Приём «Инсерт»
1. Читая, ученик делает пометки в тексте:
∑ – уже знал,
+ - новое,
- - думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя
материал.
3. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Понятийно-терминологическая карта.
- На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и надо все составить в логическую цепочку согласно теме.
Приём ПОПС - формула
- Позиция. «Я считаю, что…».
- Обоснование. « Потому что…».
- Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…».
- Следствие. «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.
"Обмен веществ и энергии в клетке"
- «Нарушения обмена веществ часто приводят к избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную».
- Позиция. «Я считаю, что…».
- Обоснование. « Потому что…».
- Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…».
- Следствие. «Следовательно…».
Синквейн
Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.
1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Синквейны разных лет
История Древнего мира
Это тень пирамид,
Падающая на голубые воды Нила.
Это Вавилонская башня,
Строителям которой так и не удалось поговорить с богами.
Это Будда,
Который из человека стал Богом.
Это триста спартанцев,
Стоявшие насмерть в узком Фермопильском ущельи.
Это легион Цезаря,
Перешедший вмести с ним Рубикон.
И христиане, умиравшие на аренах римских цирков.
Это загадка трипольцев и семь чудес света.
(нетрадиционная работа пятиклассника)
МОЙ ЭРМИТАЖ
МУЗЕЙ
ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ
ХРАНИТ, РАССКАЗЫВАЕТ, ВДОХНОВЛЯЕТ
ДИВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ЭРМИТАЖ.
(традиционный синквейн ученицы 7 класса)
Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы
- П – «плюс», положительные черты, достоинства
- М – «минус», отрицательные черты, недостатки
- И – «интересно», возможности для развития
П
М
И