СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Формирование критического мышления на уроках истории Из опыта работы учителя истории и обществознания Уваровой Натальи Сергеевны с. Суворовское, Республика Крым

Формирование критического мышления на уроках истории

Из опыта работы учителя истории и обществознания

Уваровой Натальи Сергеевны

с. Суворовское, Республика Крым

Cogito, ergo sum  Рене Декарт – французский философ, математик, механик, физик и физиолог

Cogito, ergo sum

Рене Декарт – французский философ, математик, механик, физик и физиолог

Я мыслю, значит я существую Уже пятнадцать лет я учу своих учеников мыслить, иметь и уметь доказывать свое мнение. За это время испытала огромное количество методик и методов. Самые удачные оставила в своей рабочей копилке

Я мыслю, значит я существую

Уже пятнадцать лет я учу своих учеников мыслить, иметь и уметь доказывать свое мнение. За это время испытала огромное количество методик и методов. Самые удачные оставила в своей рабочей копилке

Методы и приёмы технологии критического мышления мозговой штурм приём «корзина идей, понятий, имён» метод синквейна кластер, RAFT технологии, приём ЗХУ, метод “толстых и тонких вопросов” фишбоун метод Инсерт понятийно-терминологическая карта

Методы и приёмы технологии критического мышления

  • мозговой штурм
  • приём «корзина идей, понятий, имён»
  • метод синквейна
  • кластер,
  • RAFT технологии,
  • приём ЗХУ,
  • метод “толстых и тонких вопросов”
  • фишбоун
  • метод Инсерт
  • понятийно-терминологическая карта

Технология критического мышления на основе чтения и письма  В данной технологии выделяют три основных этапа: I.  Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. II. Осмысление  содержания (получение новой информации). III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Технология критического мышления на основе чтения и письма

В данной технологии выделяют три основных этапа:

I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

II. Осмысление содержания (получение новой информации).

III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Мозговой штурм Обычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся и состоит из следующих этапов: 1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений. 2. Анализ идей. Цель – в каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно. 3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу

Мозговой штурм

Обычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся и состоит из следующих этапов:

1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений.

2. Анализ идей. Цель в каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно.

3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу

Задание для учащихся 5 классов Немногочисленные группы людей жили в местах с тёплым климатом, не испытывали недостатка в питьевой воде и растительной пище. В этих краях водилось много животных. Самые древние стоянки - места жизни людей - археологи нашли в Северной и Восточной Африке. Почему же древние люди покидают места постоянного обитания? Предложи свои идеи.

Задание для учащихся 5 классов

  • Немногочисленные группы людей жили в местах с тёплым климатом, не испытывали недостатка в питьевой воде и растительной пище. В этих краях водилось много животных. Самые древние стоянки - места жизни людей - археологи нашли в Северной и Восточной Африке. Почему же древние люди покидают места постоянного обитания? Предложи свои идеи.
КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЁН Тема: Права человека (актуализация знаний учащихся)  Что вам известно по данной теме? Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди; Первый документ о правах человека появился во время Великой Французской революции

КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЁН

Тема: Права человека

(актуализация знаний учащихся)

Что вам известно по данной теме?

  • Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди;
  • Первый документ о правах человека появился во время Великой Французской революции
Кластер Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Кластер

Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

Важно в тексте, с которым работаешь:

  • Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
  • Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
  • Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Кластер Категория 2 Категория 1 Ключевое слово  Категория 3 Категория 4

Кластер

Категория 2

Категория 1

Ключевое слово

Категория 3

Категория 4

Кластер к уроку истории Крыма.  Тема урока: «Крым в мифах античного мира» МИФ Мифологическое время Мифологическое сознание Мифологическое пространство многоуровневое Сакральное, цикличное Пространство зеркального коридора

Кластер к уроку истории Крыма. Тема урока: «Крым в мифах античного мира»

МИФ

Мифологическое время

Мифологическое сознание

Мифологическое

пространство

многоуровневое

Сакральное, цикличное

Пространство зеркального коридора

Фишбоун Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Фишбоун

Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Прием «Фишбоун»  («Рыбная кость») Причина: Причина: Проблема: Выводы: факты: факты:

Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)

Причина:

Причина:

Проблема:

Выводы:

факты:

факты:

Фишбоун на уроке истории в 6 классе  Тема «Феодальная раздробленность на Руси Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Междоусобные войны и борьба за киевский престол Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности Причины распада Древней Руси Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Рост и развитие городов

Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Феодальная раздробленность на Руси

Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель

Междоусобные войны и борьба за киевский престол

Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами

Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности

Причины распада Древней Руси

Раздробленность на Руси была неизбежна

Не был определен порядок наследования киевского престола

Различия территорий по природным и хозяйственным условиям

Натуральное хозяйство

Рост и развитие городов

SWOT - анализ Слабые стороны Сильные стороны strengths  weaknesses  Тема/ понятие/ факт Угрозы Threats  Возможности  Opportunities

SWOT - анализ

Слабые стороны

Сильные стороны

strengths

weaknesses

Тема/

понятие/

факт

Угрозы

Threats

Возможности

Opportunities

SWOT – анализ на уроке обществознания в 8 классе  Тема «Типы экономических систем» эффективное распределение ресурсов; стимулирует НТП; создает материальную заинтересованность производить то, создает социальное неравенство; не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица)  не развиты такие отрасли как  ЖКХ  в чем есть потребность Рыночная экономика - свободный выбор поставщиков, сырья, В результате социального неравенства возможны: социальные потрясения в обществе; товаров и т.п.; Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами; - многообразие форм собственности; Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства - свободная конкуренция; использование наиболее эффективных технологий; самостоятельность производителей

SWOT – анализ на уроке обществознания в 8 классе Тема «Типы экономических систем»

  • эффективное распределение ресурсов;
  • стимулирует НТП;
  • создает материальную заинтересованность производить то,
  • создает социальное неравенство;
  • не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица)
  • не развиты такие отрасли как ЖКХ

в чем есть потребность

Рыночная экономика

- свободный выбор поставщиков, сырья,

В результате социального неравенства возможны:

социальные потрясения в обществе;

товаров и т.п.;

Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами;

- многообразие форм собственности;

Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства

- свободная конкуренция;

  • использование наиболее эффективных технологий;
  • самостоятельность производителей
Толстые и тонкие вопросы. Толстый вопрос:  Тонкий вопрос кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если...

Толстые и тонкие вопросы.

Толстый вопрос:

Тонкий вопрос

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...
Приём ЗХУ  «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У) Знаю Хочу узнать Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории Узнал Спорные идеи и вопросы. Затем читается текст и находятся ответы на вопросы. Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.

Приём ЗХУ

«Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У)

Знаю

Хочу узнать

Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории

Узнал

Спорные идеи и вопросы.

Затем читается текст и находятся ответы на вопросы.

Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.

Приём «Инсерт» Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. interactive интерактивная noting размечающая system система effective для эффективного reading чтения и thinking размышления.

Приём «Инсерт»

  • Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.
  • interactive интерактивная
  • noting размечающая
  • system система
  • effective для эффективного
  • reading чтения и
  • thinking размышления.
Приём «Инсерт» Значки для маркировки текста:

Приём «Инсерт»

Значки для маркировки текста:

  • "∑" - уже знал;
  • “ +”- новое;
  • “ -”- думал иначе;
  • “ ?”- не понял, есть вопросы.
  • Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника.
Приём «Инсерт» 1. Читая, ученик делает пометки в тексте: ∑ – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя  материал. 3. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Приём «Инсерт»

1. Читая, ученик делает пометки в тексте:

– уже знал,

+ - новое,

- - думал иначе,

? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя

материал.

3. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Понятийно-терминологическая карта. На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и надо все составить в логическую цепочку согласно теме.

Понятийно-терминологическая карта.

  • На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и надо все составить в логическую цепочку согласно теме.
Приём ПОПС - формула Позиция. «Я считаю, что…». Обоснование. « Потому что…». Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…».  Следствие. «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.

Приём ПОПС - формула

  • Позиция. «Я считаю, что…».
  • Обоснование. « Потому что…».
  • Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…».
  • Следствие. «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.

"Обмен веществ и энергии в клетке"

  • «Нарушения обмена веществ часто приводят к избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную».
  • Позиция. «Я считаю, что…».
  • Обоснование. « Потому что…».
  • Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…».
  • Следствие. «Следовательно…».
Синквейн Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.  1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;  2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;  3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;  4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;  5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Синквейн

Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Синквейны разных лет История Древнего мира Это тень пирамид, Падающая на голубые воды Нила. Это Вавилонская башня, Строителям которой так и не удалось поговорить с богами. Это Будда, Который из человека стал Богом. Это триста спартанцев, Стоявшие насмерть в узком Фермопильском ущельи. Это легион Цезаря, Перешедший вмести с ним Рубикон. И христиане, умиравшие на аренах римских цирков. Это загадка трипольцев и семь чудес света. (нетрадиционная работа пятиклассника) МОЙ ЭРМИТАЖ МУЗЕЙ ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ ХРАНИТ, РАССКАЗЫВАЕТ, ВДОХНОВЛЯЕТ ДИВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЭРМИТАЖ.     (традиционный синквейн ученицы 7 класса)  

Синквейны разных лет

История Древнего мира

Это тень пирамид,

Падающая на голубые воды Нила.

Это Вавилонская башня,

Строителям которой так и не удалось поговорить с богами.

Это Будда,

Который из человека стал Богом.

Это триста спартанцев,

Стоявшие насмерть в узком Фермопильском ущельи.

Это легион Цезаря,

Перешедший вмести с ним Рубикон.

И христиане, умиравшие на аренах римских цирков.

Это загадка трипольцев и семь чудес света.

(нетрадиционная работа пятиклассника)

МОЙ ЭРМИТАЖ

МУЗЕЙ

ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ

ХРАНИТ, РАССКАЗЫВАЕТ, ВДОХНОВЛЯЕТ

ДИВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

ЭРМИТАЖ.

 

  (традиционный синквейн ученицы 7 класса)

 

Стадия «Рефлексия»  Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы   П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития П М И

Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы

  • П – «плюс», положительные черты, достоинства
  • М – «минус», отрицательные черты, недостатки
  • И – «интересно», возможности для развития

П

М

И


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!