ГОСУДАРСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
бинарного урока
по ПМ.03 «РАСКРОЙ ПРИ ПОШИВЕ И ПЕРЕКРОЙ ПРИ
РЕМОНТЕ И ОБНОВЛЕНИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ»
НАИМЕНОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ: «ОБРАБОТКА ПРОРЕЗНОГО КАРМАНА
В СЛОЖНУЮ РАМКУ С КЛАПАНОМ»
Авторы:
К.К. Качмазова - мастер производственного обучения
Л.Н. Меликянц - преподаватель технологии
Рекомендовано к использованию на уроках теоретического обучения и учебной практики в рамках ППКРС по профессии 29.01.05 Закройщик, с целью закрепления у обучающихся полученных знаний по теме «Обработка прорезного кармана в сложную рамку с клапаном»; развития творческих способностей и познавательной активности обучающихся.
г. Владикавказ, 2019 г.
ПЛАН
проведения занятия
ПМ.03 «Раскрой при пошиве и перекрой при ремонте и обновлении швейных изделий»;
Наименование занятия: «Обработка прорезного кармана в сложную рамку с клапаном».
Цели урока:
Учебная: закрепление теоретических и практических знаний, полученных во время изучения ПМ.03. «Раскрой при пошиве и перекрой при ремонте и обновлении швейных изделий»; формирование профессиональных компетенций:
ПК 3.1. Выполнять раскладку лекал на материале;
ПК 3.2. Выкраивать детали изделий;
ПК 3.3. Контролировать качество раскладки лекал и выкроенных деталей.
Воспитывающая: формирование и развитие у обучающихся общих компетенций:
О.К.1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
О.К.2 - Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определённых руководителем.
О.К.3 - Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять технический и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
О.К.4 - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
О.К.5 - Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
О.К.6 - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Развивающая: развивать у обучающихся:
- умения применять теоретические знания на практике;
- способность анализировать ошибки в процессе обработки изделия;
- творческие способности;
- прививать навыки культуры, труда и производства.
Методическая: активизация мыслительной деятельности обучающихся.
4. Тип урока: Урок по выполнению сложных комплексных работ (направлен на формирование умений и навыков выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающих все ранее изученные технологические операции и способы труда, при обучении в учебных мастерских и в условиях производства. Формирование профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучению обучающихся планированию учебно-производственного труда, воспитание технической культуры и творческого отношения к труду. Бинарный урок-обобщение: лекция преподавателя и мастера с элементами беседы, презентациями, рассказом, показом последовательности обработки узла и демонстрации наглядных пособий).
5. Методы ведения урока:
словесный: повторение, обобщение и закрепление ранее изученного материала по модулю;
наглядный: демонстрация презентации (Приложение 1), образцы изделий в натуральную величину на манекенах, образцы поэтапной обработки узла, карточки – задания (Приложение 2), технологические карты (Приложение 3), схемы кармана с описанием последовательности обработки (Приложение 4);
практический: самостоятельная работа обучающихся (обработка прорезных карманов в сложную рамку с клапаном на полочках изделий)
6. Место проведения занятия: учебно-производственная мастерская
7. Время занятия: 45минут.
8. Материальное обеспечение
ЛИТЕРАТУРА:
Практикум по производственному обучению профессии «Портной».
В.Р. Калоева «Одевайтесь красиво», Орджоникидзе, 1984г.
Б.С. Сакулин «Конструирование мужской и женской одежды», М., академия 2006г.
Н.А. Савостицкий «Материаловедение швейного производства», М., «Академия»2002г.
Журналы мод «Ателье», «Burda» №№ 1-3, 9-11, 2018г.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
Схемы, чертежи, образцы обработки по последовательности, образцы готовых изделий, оформленная доска.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Рабочие столы, швейные машины класса 97-А и 1022-М, спецмашины класса 51 и 25, утюги М-2 и М-5.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:
Ножницы № 10-12, игольница с портновскими булавками, иглы машинные № 100- 110, иглы ручные № 3, 5, 7, наперсток, сантиметровая лента, резец, портновский мел, шкатулка.
МАТЕРИАЛЫ:
Различные виды ткани, прокладочные материалы, нитки: х/б № 40-50, шелковые №
20, армированные № 35.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№ п/п | Наименование учебных вопросов | Время отведенное на изучение |
1 | 2 | 3 |
| I Организационная часть | 5’ |
1.1 | (мастер п/о, технолог) Приветствие обучающихся | |
1.2 | (мастер п/о) Проверка наличия обучающихся и их готовности к уроку | |
| II Вводный инструктаж | 40’ |
2.1 | (технолог) Проведение опроса обучающихся по предыдущим темам, проверка знаний спец.предметов | |
2.2 | (мастер п/о) Объяснение новой темы путем показа приемов обработки на пооперационных образцах | |
2.3 | (мастер п/о)Требования охраны труда при выполнении всех видов работ | |
| III Текущий инструктаж | 4 ч. 55’ |
3.1 | Упражнения по выполнению методов обработки | |
3.2 | (мастер п/о, технолог) Индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся | |
3.3 | (мастер п/о, технолог) Контроль качества выполняемых работ | |
3.4 | (мастер п/о, технолог) Индивидуальная работа со слабыми обучающимися | |
3.5 | (мастер п/о, технолог) Контроль организации труда | |
| IV Заключительный инструктаж | 20’ |
4.1 | (мастер п/о, технолог) Подведение итогов рабочего дня | |
4.2 | (мастер п/о, технолог) Разбор занятия, выставление оценок и заполнение журнала | |
4.3 | (мастер п/о, технолог) Задание на дом | |
4.4 | (мастер п/о) Назначение дежурных, уборка рабочих мест и производственной мастерской | |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.
№ п\п № | Наименование вопросов, их краткое содержание. | Вре- мя. | Методическое указание. |
| 1. Организационная часть. (мастер п/о) | 5’ мин |
|
1.1 | Приветствие обуч-ся. | | Выявленные недостатки устранить. |
1.2 | Проверить наличие уч-ся, внешний вид обуч-ся. Готовность к занятию: инструменты и принадлежности. |
| 2. Вводный инструктаж. (технолог) | 45’ | |
2.1 | Опрос обуч-ся по материалу предыдущего занятия: «Обработка полочек женского пальто». 1.Для чего необходимо дублировать полочки пальто? 2.Как продублировать полочки? 3.Как обработать вытачки в пальто? 4.Рассказать ВТО полочек пальто. 5.Во сколько этапов проводят ВТО полочек? 6.Для чего необходимо проводить ВТО полочек в верхней одежде? |
| Задать обуч-ся вопросы: 1.Что такое дублирование? 2.Т.Б. при выполнении влажно-тепловых работ. 3.Что такое сутюживание? |
2.2 | (мастер п/о) Сообщить обуч-ся наименование темы занятия, её содержание, порядок изучения, количество часов, отведённых на изучение. | | Тему занятия написать на доске. |
2.3 | (мастер п/о) Краткое ознакомление обуч-ся с содержанием темы занятия: «Обработка прорезного кармана в сложную рамку с клапаном». Виды карманов, применяемые при изготовлении женской верхней одежды; способы обработки прорезного кармана в рамку с клапаном. |
| Довести до обуч-ся, что они будут выполнять на занятиях, чему научатся в результате занятия. |
2.4
| (мастер п/о) Объяснение и показ приёмов и способов выполнения изучаемой операции: Детали кроя кармана клапан, подклапан, 2 обтачки, подзор, подкладка кармана. Наметить место расположения кармана тремя основными линиями. Продублировать клапан, обтачки, соединить подзор с подкладкой кармана. Обработать клапан, приметать и притачать обтачки по намеченным конструктивным линиям, притачать клапан и подкладку кармана с подзором к верхней обтачке. Проверить правильность притачивания. Разрезать вход в карман. Вывернуть обтачки и клапан на изнаночную сторону кармана, расправить. Притачать др. часть подкладки кармана к нижней обтачке. Выметать рамку кармана и приутюжить. Закрепить концы кармана. Стачать боковые стороны кармана. Приутюжить готовый карман. |
| Указать на возможные типичные ошибки, дефекты, способы их предупреждения и устранения. Зазор между обтачками (несоответствие разметки ширины рамки и строчек притачивания обтачек), разная ширина обтачек (обтачки притачаны на разную ширину), кривой клапан (кривая строчка обтачивания), зазор в конце кармана (длина клапана меньше длины входа в карман). |
2.5 | Напоминание основных мер безопасности на рабочих местах: мотористок, ручниц, утюжильщиц. | | Кратко изложить содержание инструкции по охране труда при выполнении ручных работ, машинных и ВТО. |
2.6
| (технолог) Проверка усвоения обуч-ся материала вводного инструктажа: 1.Какие детали кроя необходимы для обработки прорезного кармана в сложную рамку с клапаном? 2.Как выполнить разметку кармана на основной детали? 3.Как заготовить клапан? 4.для чего нужен подзор и как заготовить подкладку кармана? 5.Рассказать последовательность обработки кармана в сложную рамку с клапаном. 6.каким еще способом можно обработать данный карман? 7.Т.Б. при выполнении всех видов работ. |
| Работа со слабыми обуч-ся: |
|
|
|
|
| 3.Текущий инструктаж. (мастер п/о, технолог) | 290’ | |
3.1 | Организация и руководство при выполнении обуч-ся приёмов об-ки. 3.1.1.Практический показ операции. 3.1.2.Наблюдение за правильностью выполнения технологических приёмов. 3.1.3.Наблюдение за организацией труда и рабочего места. Рациональное использование рабочего времени. 3.1.4.Наблюдение за соблюдением правил б/о труда. 3.1.5Наблюдение за соблюдением правил личной гигиены и произ-водственной санитарии. 3.1.6.Пресечение случаев небрежного отношения к инструментам и оборудованию. 3.1.7.Контроль соблюдения технологической последовательности. 3.1.8.Разъяснения, указания, советы. Повторный показ приёмов и способов выполнения работ. 3.1.9. Проведение обуч-ся самоконтроля выполняемой операции (стараться не давать обуч-ся готовых указаний, относительно того как исправить ошибку, а добиваться того, чтобы они сами её осознали и нашли способ исправления). | | При необходимости провести инд. инструктаж. Добиться, чтобы обуч-ся выполняли операции наиболее правильными и рациональными способами, с наименьшим количеством ошибок. В процессе обхода рабочих мест следить за работой всех обуч-ся, давать им по ходу наблюдений все необходимые замечания и указания, исправлять и предупреждать ошибки, обращать внимание на недостатки в работе. |
| 4. Заключительный инструктаж. (мастер п/о, технолог) | 10’ |
|
4.1 | Ответить на вопросы обуч-ся. | | Опросить обуч-ся, какие у них есть вопросы по проведённому занятию. |
4.2 | Провести разбор занятия: а) повторить тему занятия; б) отметить степень достижения цели занятия; в) назвать наиболее активных обуч-ся; г) отметить наиболее часто встречающиеся ошибки в работе; д) отметить дисциплину обуч-ся; е) объявить оценки; | | Показать способы устране-ния ошибок. |
4.3 | Дать задание на самоподготовку: | | Задание написать на доске. |
4.4 | Убрать инструменты. | | Сделать запись в журнале о наличии оборудования. |
4.5 | Назначить дежурных. | | По списку. |
4.6 | Убрать швейную мастерскую. | 10’ | Закрыть цех. |