Интерактивный урок «Чувства и способы их выражения»
методическая разработка
Целевая группа – подростки 16-18 лет Цель – развить у учащихся навыки распознавания и выражения эмоций и чувств Задачи:
дать информацию о видах чувств и способах их выражения;
раскрыть понятие психоэмоционального напряжения;
научить подростков конструктивным способам снятия психоэмоционального напряжения
Время работы – 45 минут Условия проведения – учебная аудитория Ход урока:
План.
Беседа «Ощущения и чувства»
Таблица чувств
Психоэмоциональное напряжение, мышечная броня
Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения
Опорный материал.
Беседа «Ощущения и чувства» (10 минут)
Это один из самых трудных вопросов, которые приходится слышать. Постараемся сегодня с вами обсудить эту проблему.
У истоков всех чувств лежат ощущения, следствие возбуждения организма. Ощущения составляют первый уровень нашей эмоциональной жизни – это безусловные реакции организма: боль, жажда, голод. Следует отличать ощущения от сопутствующих им чувств. Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» можно услышать ответ: «Плохо, чувствую спазмы желудка».
Чувства составляют второй уровень нашей эмоциональной жизни, отображают наше отношение к действительности, помогают нам контактировать с окружающим миром, людьми, с собственным телом.
Третий уровень – высшие чувства, появляющиеся в момент, когда человек относит свою жизнь к высшим ценностям: чувство вины, чувство несправедливости, чувство собственного достоинства, чувство силы и т.д. Переживание высших чувств влечет за собой множество чувств и ощущений. Представь себе, что ты переступил свои моральные принципы, например, ты честный, и вдруг соврал. У тебя появляется чувство вины, ты начинаешь чувствовать гнев, стыд и т.д., можешь почувствовать даже физическую боль (головы, желудка). Этот пример показывает тесную связь между всеми тремя уровнями нашей эмоциональной жизни.
Чаще всего мы контактируем с нашими чувствами. Мысли, представления, поведение являются специфическими отображениями чувств, с помощью которых мы можем изменять наш действительный образ, и это влияет на наши чувства.
Например, представим себе, что ты идешь на танцы с девушкой (парнем), но тебя терзает мысль о том, что твой (твоя) партнер скажет, что ты плохо танцуешь. В связи с этим ты вместо радости будешь испытывать страх, стыд, смущение. Важно понять, что мышление, суждение о чувствах - это не чувства.
Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» люди отвечают: «Думаю, что хорошо». Люди говорят о том, что они думают, а не о том, что они чувствуют. Многие путают чувства с поведением. Например. Окружающим кажется, что ты общительный, что у тебя нет проблем, потому что ты всех веселишь, общаешься со всеми, танцуешь. А ты в свою очередь можешь чувствовать напряжение, волнение.
Мы немного научились называть свои чувства, сейчас поговорим о том, как их определять. Обычно мы определяем чувства по их признакам - вербальным и поведенческим: тону голоса, выражению лица, жестам, зрительному контакту. Хороший актёр с помощью лишь жеста или взгляда может выразить свои чувства зрителю. Для того чтобы распознавать чувства, важно на какое-то время рассудочно отнестись к ситуации, которую мы пережили, сравнивать её с общепринятыми образцами. Рассмотрим чувства «беспокойство или боязнь». Что происходит при этом с твоим воображением, если твои чувства касаются будущего, того, что может случиться? Это значит, что боязнь и беспокойство требуют воображения себе того, чего бы ты не желал в будущем. Независимо от того, как долго ты будешь искать эти чувства среди своих прошлых и настоящих переживаний, ты не сможешь найти ситуацию, в которой появились эти беспокойство и боязнь.
Чтобы почувствовать боязнь в настоящем, необходимо вернуться в прошлое. Постарайся вообразить себе нежелаемую ситуацию. Например: экзамен, к которому ещё не готовился; прыжок с парашютом; признание в любви девушке, с которой только что познакомился, и её отказ. Запомни это чувство, обрати своё внимание на поведенческие признаки, которые ему сопутствуют, на эмоции, возникшие при этом. Попробуем лучше разобраться с этим на примере чувства сожаления.
Чтобы появилось это чувство, вернёмся при помощи воображения в свое прошлое. Достаточно будет вспомнить то, что прошло мимо нас. Например, не выиграл выигрышный билет «спортлото».
Чтобы почувствовать скуку, сконцентрируем своё внимание на настоящем. Воображаем себе то, чего нет. Можем одновременно переживать целую гамму чувств, это зависит только от нашего детектора чувств. Для того чтобы повысить его чувствительность, необходимо тренировать распознавание и называние чувств.
Как выражать свои чувства?
Ответ – как можешь. Говори о том, что чувствуешь, а не о том, что думаешь или полагаешь. Выражение чувств необходимо для твоего психического здоровья и твоего развития. Появление большинства интерперсональных проблем является следствием ненадлежащего использования чувств. Люди стараются приглушить, исказить, затаить свои чувства. Творческое выражение чувств достаточно хлопотное, так как люди игнорируют свои чувства и чувства окружающих. Когда ты видишь, как кто-то плачет или грустит, тебе же хочется подойти к нему и успокоить: «Не плачь, не грусти»? Кто-то злится, а мы говорим: «Успокойся, возьми себя в руки». Людям трудно говорить о своих чувствах, так как это несёт определённый риск: кто-то может их отвергнуть или может иметь над ними власть.
Существует два способа выражения чувств: вербальный – с помощью слов и невербальный – с помощью поведения. Мы займёмся вербальным способом. Тот, кто не умеет правильно выражать свои чувства, выражает их опосредованно: либо приклеивая окружающим этикетки (когда злится, называет другого эгоцентричным или строптивым; когда доволен, называет другого милым человеком; когда чем-то озабочен, считает другого слишком суровым), либо раздает приказы («Заткнись»), задает вопросы («Безопасно ли так быстро ехать?»), выдвигает обвинения («Вообще обо мне не заботишься!»), либо приклеивает прозвища, использует иронию, похвалу, критику и т.д. Такой человек не называет свои чувства, он прячет их (гнев, неуверенность, страх, горечь и т.д.). Конструктивное выражение чувств должно относиться к «Я» и содержать название чувства: грустно мне, я грущу и т.д.
Как контролировать свои чувства
«Почему я должен контролировать выражение своих чувств? Ведь я должен стать более экспрессивным, открытым! Говорили, что я должен делиться богатством своего внутреннего мира…».
Контролировать – не значит приглушать, искажать, скрывать.
Контроль – это осознанное, общеприемлемое выражение своих чувств. Надо уметь выражать свою злость так, чтобы не обидеть окружающих. Если ты сам назовёшь то, что тебя злит, это приемлемо – «Меня злит то, как ты со мной разговариваешь!». Оптимальный выход – распознать и выразить свои чувства, не вторгаясь на чужую территорию (не причиняя вреда окружающим).
Неконтролируемые всплески эмоций могут быть вредны как для тебя, так и для твоего окружения.
Каждое чувство необходимо, нет плохих или хороших чувств. Эмоции образуют основную побудительную силу, чтобы изменить образ жизни, действий, круг общения и.т.д.
Таблица чувств (15 минут).
Оборудование: чистые листы бумаги, 4 маркера, школьная доска и мел либо ватман и еще один маркер для психолога.
Группа разбивается на 4 подгруппы. Задача каждой подобрать оттенки чувств и состояний, характеризующих 4 базовых чувства (по одному базовому чувству на подгруппу). Группа записывает их во время работы на чистом листе бумаги. Время работы — 5 минут. Затем результаты озвучиваются и записываются на доске или ватмане (10 минут). В случае, если участники испытывают затруднение, психолог может назвать возможные варианты, основываясь на методическом материале.
Радость | Злость | Грусть | Страх |
счастливый довольный улыбчивый открытый энергичный восторженный гуманный смелый благородный доверчивый интересующийся польщенный спокойный уверенный чувствующий облегчение и поддержку | гневный яростный раздраженный ненавидящий агрессивный взбешенный напряженный глухая злость отталкивающий несчастный безысходный жесткий брутальный безразличный к чувствам другого дикий несправедливый завидующий мстительный недовольный нетерпимый неудовлетворенный осуждающий презирающий циничный эгоистичный досадующий язвительны | тоскливый печальный депрессивный меланхоличный огорченный задумчивый угнетенный расстроенный вялый плаксивый одинокий страдающий мучающийся апатичный опустошенный поникший безрадостный несчастный подавленный пессимистичный обиженный замкнутый обеспокоенный уставший без исходный хмурый угрюмый потерянный | тревожный взволнованный паника ужас испуг кошмар дискомфорт суетливый робкий стеснительный неискренность холодность бессилие шок осторожный растерянный загнанный отверженный одинокий напряженный заторможенный неуверенный трусливый скованный безрассудный |
Психоэмоциональное напряжение (5 минут)
Психолог рассказывает, как возникает психоэмоциональное напряжение, что такое мышечная броня, какие негативные последствия она вызывает, какими конструктивными способами можно снять психоэмоциональное напряжение.
Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (15 минут)
«Крылья»
Цель: развитие навыка снятия психоэмоционального напряжения.
Если вы чувствуете напряжение связанное например со школой, то постепенно вы можете ощутить, что при мыслях о школе (чаще всего, когда вы с утра идете на уроки) у вас появляется легкая тошнота, головная боль, возникает скованность в теле. Вам как будто хочется зажаться в комочек. Подобное состояние может возникнуть и при походе к врачу или на экзамен. Для того чтобы избавится от этого состояния, почувствовать легкость внутри себя и снять мышечные зажимы вам поможет данное упражнение. Глубоко вдохните и выдохните, расправьте плечи, представьте, что за спиной у вас большие белые крылья. Почувствуйте, как вас наполняет свет. Подумайте о том, что мир прекрасен, что вы его любите. Ощутите легкость внутри себя.
«Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
«Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
«Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
«Драка»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Иногда возникают ситуации, в которых трудно сохранить самообладание. Вспомните такие ситуации. А теперь – вдох, наберите в себя воздух. Вы очень рассержены, зубы стиснуты, пальцы сжаты в кулак до боли. А может не стоит драться? Отпустите руки, выдохните. И ещё раз. Что вы теперь чувствуйте?
«Штанга»
Вариант 1.
Цель: расслабить мышцы спины.
Вообразите что вы спортсмен-тяжелоатлет. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуйте ещё раз.
Вариант 2.
Цель: расслабить мышцы рук, спины.
А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать её над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь.
«Внутренний луч»
Цель: расслабление, обретение новых сил.
Для того чтобы выполнить это упражнение нужно принять удобную позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки тёплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобождённого человека, удовлетворённого собой и своей жизнью, профессией и учениками. Пропустите луч ещё раз сверху вниз. А теперь скажите себе: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!»
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.